научная статья по теме Дождь в рассказе Е. Д. Айпина «Время дождей» Биология

Текст научной статьи на тему «Дождь в рассказе Е. Д. Айпина «Время дождей»»

определения основных духовных понятий христианского мира [2, с. 56], приблизиться к гоголевскому пониманию этого феномена, может внести вклад в составление Словаря языка Гоголя.

Список литературы

1. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений в одном томе. - М.: Издательство АЛЬФА-КНИГА, 2009. 1231 с.

2. Некрасова А.В. «Грех» и «добродетель» в учениях Отцов Церкви и в художественном мире Н.В. Гоголя (лексико-семан-тический аспект) / Стратегии исследования языковых единиц: Сб. статей. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012. 200 с.

дождь в рассказе Е.Д. АйпинА «время ДожДЕй»

нестерова С.н.

ОРНГ «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос», г. Ханты-Мансийск, Россия

RAIN IN E. D. AYpiN's sTORY «TIME of rains»

Nesterova s.N.

ORNG «Khanty ясанг» and «Luima Seripos», Khanty-Mansiysk, Russia

Раскрываются приемы создания архетипа воды в рассказе Еремея Айпина «Время дождей». В основе образа мифологические представления о мире. Мифологемы водной стихии способствуют выражению индивидуально-авторского виденья событий.

Ключевые слова: хантыйская литература; писатель; рассказ; мифологические традиции; дождь; архетип воды; мифологема образа.

Methods of creation of an archetype of water in Eremey Aypin's story «Time of rains» reveal. At the heart of an image mythological ideas about the world. Mythemes of water elements promote expression of an individual and author's image of events.

Keywords: Khanty literature; writer; story; mythological traditions; rain; water archetype; mytheme of an image.

Еремей Айпин показал архетип водной стихии на примере одного произведения - рассказа «Время дождей. Реализовать значение образа возможно только через мифологемы. Такая постановка проблемы в творчестве писателя и в хантыйской литературе в целом, насколько нам известно, не ставилась.

Рассказ «Время дождей» рассматривался только О.К. Лагуновой в статье «Интуиция единения в рассказах Е. Айпина». Она сфокусировала внимание на единении, когда во Тьме - Пустоте - жизнь человеческая не стоит ничего. А дождь, по мнению исследовательницы, предстает ключевым образом [4, с. 81]. А еще называет его единственным свидетелем, который может говорить

только во Тьме [4, с. 82-83]. В данном случае О. К. Лагунова трактует понятие «интуиция» элементом этнопоэтики [5, с. 27]. Это позволяет проследить наличие параметров, относящихся к мотиву, словесная закрепленность, повторяемость, связанность, выраженность межпредметных отношений [5, с. 27]. В этом случае писатель «руководствуется интуицией связи, он не перепроверяет закон своего, он ему доверяет как этносубъект и обретает творческую свободу» [5, с. 27]. Нам это позволит посмотреть на дождь, в котором проявляется мифологическая основа.

Надо полагать, по значению дождь в рассказе «Время дождей» синонимичен воде. Дождь - это стихия воды, к которой относится и море, и река, и озеро, и речей, они все несут значения архетипа воды. Несомненно, архетип воды - первичен, в хантыйском фольклоре земля появилась, когда гагара нырнула в воду и достала кусочек земли. Ссылаясь на характеристику С.С. Аверинцева из энциклопедии «Мифы народов мира», вода в мифе «О сотворении мира» понимается «как первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса» [7]. Люди и все остальное появились, когда уже была земля. Нам важно, какие приемы применяет автор, чтобы продемонстрировать «вечный образ».

В различных источниках, например, «Мифологическом словаре» и энциклопедии «Мифы народов мира» исследователи сформулировали основные значения [6, 7]. Некоторые из них можем проследить в рассказе Е.Д. Айпина «Время дождей».

первоначальное, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса [7]

Такой трактовкой, по-нашему мнению, автор начинает повествование: «Дождь родился так давно, что коллектор буровой

Вера Тарлина уже забыла тот день, когда продырявилось небо и наступило время кислой воды» [1, с. 74]. Писатель дает информацию, в которой сообщается, что события, предшествовавшие этому времени, начали происходить давно. Следует отметить, характерный для фольклора прием дает указание на давность. Обратим внимание, в данном случае Айпин констатирует факт дождя как природного явления, который действительно появился очень давно, никто, в частности, главная героиня, не может и вспомнить время его появления. Этим писатель хотел подчеркнуть хаос в человеческих взаимоотношениях. Возможно, хаос в новом для героини укладе жизни, к которому она не привыкла.

Метаморфоза смерти, опасности, исчезновения, иногда -забвения [7]

С другой стороны природное явление можем трактовать как прием надвигающейся опасности. Можем предположить, что дождь зародился задолго до трагического события на буровой, он уже предчувствовал тяжесть ситуации. Показателен пример: «И этот дождь... беспросветный, постылый, неожиданно вторгшийся в эти дни, пришел задолго до времени ненастья» [1, с. 78]. С первых строк описания дождливой погоды писатель передает волнение, беспокойство, он направляет проникнуться в дальнейшее повествование.

При этом Айпин не спеша раскрывает нам историю героини, конечно, такая демонстрация жизни Веры Тарлиной не случайна. Тем самым подчеркнул, что основные события будет непосредственно связаны с ней. В это время тянулись дни, жители буровой ждали солнечных дней и поездки в поселок. А дождь в это время нерешительно набирает оборот, усиливаясь с каждой каплей:

«Дождь приникает во все закоулки. Он плохо видит в ночи, но хорошо слышит. И водяным языком пересказывает все, что услышит» [1, с. 76]. Он услышал мысли буровиков и хотел предупредить: «Теперь дождь городил неведомо что» [1, с. 77]. Вера не обратила внимания на его действие: «Дождь залепетал что-то несуразное, о чем-то неведомом и темном» [1, с. 78]. Он, не переставая, о чем-то предупреждал: «Дождь теперь донимал ее зловещим шепотом, что время повело ее куда-то вперекос, не туда, куда ей надо было» [1, с. 79]. Он направлял на необходимость предпринимать действия.

Так случилось, разговоры дождя никто не слышит или не хочет понять. Интересный подход использует Айпин: дождь умеет «слышать», «стучать», «лепетать». Писатель применяет прием персонификации - метафору, в которой явления природы, объекты животного и растительного мира отождествляются с состоянием человека. В данном случае дождь приобретает иные качества, которые должны помочь героине, подсказать ей о предстоящей опасности. Возможно, он сам заглушал собственным шумом и назойливостью собственные слова, высказанные «зловещим шепотом». Или так много «городил неведомо что», что герои словно привыкли, но были очень недовольны природным явлением.

Айпин довольно подробно передает диалог буровиков. В их словах чувствуется озлобленность и негодование и это «хорошо слышит» дождь, «донимая <...> зловещим шепотом» Веру. Проникнув в тайные помыслы мужчин, разведав «о чем-то неведомом и темном», он попытался исправить ситуацию, перевоплотиться неведомой силой: «Дождь теперь донимал ее зловещим шепотом, что время повело ее куда-то вперекос, не туда, куда ей надо

было» [1, с. 79]. Он не был услышан, возможно, очень зловеще или слишком тихо. Девушка не разобрала его шептание. Символ неизмеримо, безличной мудрости [7] Дождь предстает и в другом значении, когда писатель поведал историю Веры, безусловно, была надежда, что она услышит его: «Девушка долго сидела на постели, прислушивалась к шуму дождя. А он бесконечно вел свою грустную беседу» [1, с. 76]. Дождь был хорошим собеседником, его надо было только слушать. В этой беседе он пересказывал историю ее жизни. Вера не услышала его. Она так привыкла к нему, его монотонности и однообразию, что ничего не замечала и не прислушивалась: «Дождь сеял бисеристо мелкий и нудный» [1, с. 74].

Он пытался привлечь к себе внимание и другим способом -через сон: «А дождь уже пересказывал сон, который ей снился. Будто приехала она домой, а бывший одноклассник Вася Карам-кин уговаривал ее, чтобы она не возвращалась на буровую» [1, с. 76]. Дождь оборвал сон на приятном для Веры моменте, чтобы она проснулась, услышала его и задумалась о дальнейшей жизни. Он вновь подсказывал ей о подстерегающей опасности. Дождь четко показал примету: «Лицо Васи, размытое дождем, уплыло в ночь, его милый голос потонул в шуме воды» [1, с. 79]. Он надеялся, что обратит внимание Веры к себе и своим словам. Девушка проснулась и погрузилась в воспоминания. Отметим, что он задал повод к размышлению, к оценке ситуации. начало и финал всех вещей [7]

Особое значение наблюдаем, когда дождь, непрекращающийся «до времени ненастья», усиливает тревогу за Веру, которую лишили жизни: «Дождь неистово молотил по балкам. Небо ры-

дало не переставая..». [1, с. 80]. И не случайно героиня погибает ночью, именно в это время суток наступают кризисные моменты. В ночи легко раствориться, чтобы не заметили. Так и человек, совершивший преступление, оказывается затерянным во мгле ночной.

Возможно, не случайно писатель назвал рассказ «Время дождей» - это время начала одного и конец другого. Писатель отображает состояние дождя, может, обилие глаголов, метафорическое отождествление, создают этому колорит: «Дождь неистово молотил по балкам. Небо рыдало не переставая» [1, с. 80]. Айпин описывает, как крупные капли ударяются о поверхность травы, листвы, дороги, луж, образовавшихся от обилия выпавших осадков. И даже природа подчинялась этому ритму тревоги: «Тайга угрюмо насторожилась, тревожно зашелестала, вздрогнула от корней до хвоинки, забормотала что-то, обреченная. В ложбинке за буровой стонал осинник, роняя пурпурно-кровавую листву -как только они отрывались, их пожирала бездонная ночь, что тонула в переполненных реках и озерах. На гриве морщились и стонали древние кедры - у них шелушилась кора, будто дождь раздевал их донага» [1, с. 80]. Писатель изобразил ночной пейзаж. Он сумел показать переживания не отдельно каждого дерева, тропинки, хвоинки, а представил «панорамность природоописаний» [3, с. 52]. Тайга встревожена, она тоже пытается донести до Веры свои бормотания. Писатель уже в тексте описания подчеркнул безрезультатность эпитето

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком