научная статья по теме ДРЕВНИЕ СЛОНЫ ЕВРАЗИИ: ЛЕГЕНДЫ СЕВЕРА И МИФЫ ЮГА Физика

Текст научной статьи на тему «ДРЕВНИЕ СЛОНЫ ЕВРАЗИИ: ЛЕГЕНДЫ СЕВЕРА И МИФЫ ЮГА»

Лревние слоны Евразии: легенды Севера и мифы Юга

А.Ч.Марра, Е.Н.Мащенко

Антонелла Чинция Марра, доктор философии, ассистент профессора палеонтологии позвоночных Университета Мессины (Италия). Область научных интересов — эволюция и палеобиогеография крупных млекопитающих Сицилии в плейстоцене, а также их палеогеографические связи с современной фауной млекопитающих Южной Италии.

Евгений Николаевич Мащенко, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории млекопитающих Палеонтологического института РАН. Область научных интересов — палеонтология позвоночных животных; эволюция, филогения и систематика приматов, хоботных и мезозойских млекопитающих. Руководитель проекта РФФИ 08-04-90102.

В былые времена люди, обнаружив останки вымерших животных и не умея объяснить их происхождение, считали, что появляющиеся из недр Земли огромные кости принадлежали древним божествам, чудовищам или гигантам. Так возникали сначала устные, а затем и письменные предания у народов Евразии, однако особенно яркие и самобытные мифы и легенды рождены фантазией жителей двух областей Старого Света — северо-востока Сибири и Средиземноморья.

Современному человеку, наверно, трудно понять наших предков, которые принимали кости мамонтов за останки монстров, копающих норы под землей и вызывающих землетрясения, а черепа с большим носовым отверстием в центре лба, принадлежавшие древним слонам Сицилии, приписывали гигантам-циклопам.

Лишь в конце XVIII в. палеонтологи научились реконструировать по ископаемым костям внешний вид вымерших животных и мир, в котором они жили. Древние гиганты оказались вполне реальными, но давно исчезнувшими с лица Земли животными — динозаврами, мамонтами и т.д. Сейчас уже довольно подробно изучены происхождение и филогенетические связи мамонта, прослежена его история почти за 4.5 млн лет, когда общие предки слонов и мамонтов еще жили в Африке.

© Марра А.Ч., Мащенко Е.Н., 2008

Безусловно, изучение останков вымерших животных позволяет постепенно приоткрывать мир далекого прошлого нашей планеты. Однако очевидно и другое — легенды и предания, образный мир которых возник до появления научных представлений о древних эпохах, стали литературным наследием и заняли свое место в мировой культуре.

Легенды Севера

Наиболее яркий след в эпосе коренных жителей северо-восточной части Евразии оставил

мамонт, легенды о котором впоследствии распространились и среди других народов — русских, финнов, китайцев, монголов и т.д.

Слово «мамонт» на всех европейских языках звучит почти одинаково. В русском языке оно появилось примерно в середине XVII в. и произошло, по предположениям ученых начала XIX в., от татарского слова «mamma» — земля или арабского «mehe-maath» — большой слон. Существуют и другие объяснения этимологии русского слова «мамонт». По одной из версий, оно трансформировалось из

«maimanto» — так Р.Джеймс (ав-

Современная реконструкция внешнего вида мамонта. Художник К.К.Флеров. Зоологический музей Зоологического института РАН (Санкт-Петербург).

тор первого англо-русского словаря-дневника, написанного во время путешествия по России в 1618—1619 гг.) назвал зверя, бивни которого разыскивают жители Северной Сибири [1]. Еще один вариант происхождения слова предложил в 1866 г. российский академик К.Бэр: от эстонского «maa muut» — земляной крот («maa» — земля, «muut» — крот). По смыслу это достаточно точно соответствует представлению коренных народов Сибири об этом животном [2]. Однако с точки зрения современных знаний о связях между этносами, допущение такой лингвистической связи между предками эстонцев и народами Сибири маловероятно. В Европе широкое распространение название «mammoth» получило в конце XVII в. после описания путешествия по России губернатора Амстердама Г.Витзена. Написанная им книга была издана в Голландии в 1692 г. [3].

Мамонт был частью мира, окружавшего человека во времена позднего палеолита, и играл очень важную роль в его жизни (особенно в эпоху средней и поздней поры верхнего палеолита, около 30—11 тыс. лет назад). Повадки этих гигантских млекопитающих были прекрасно известны нашим предкам, о чем свидетельствуют многочисленные изображения мамонтов на стенах пещер, скульптуры из кости, глины и камня, которые археологи находят при раскопках палеолитических памятников Европы и Сибири.

После вымирания мамонтов около 10 тыс. лет назад память о них постепенно стерлась. Ни в эпоху мезолита, ни в более поздние исторические времена реалистических изображений этих животных и письменных упоминаний о них не известно. С другой стороны, находки ископаемых останков мамонта вызвали вторичные, эзотерические представления о нем как о необычном, сказочном существе.

Жители средневековой Европы принимали кости и бивни ма-

монтов за останки великанов (о находках костей «великанов» в Швейцарии и Германии сообщается в рукописях начала XVI в.) и даже считали останками святых, превращая, в силу христианских традиций, в реликвии и помещая в церквях. Крупные кости или зубы обычно приписывались святому Христофору, который, согласно Евангелию, был великаном. Ископаемые останки мамонтов или вымерших слонов использовались в религиозных церемониях в Испании и Франции вплоть до середины XVIII в. Более того, ребро мамонта и некоторые другие кости вымерших млекопитающих плейстоценового периода до сих пор выставлены в кафедральном соборе г.Кракова (Польша).

В отличие от европейцев, народам Северной Азии реальный облик мамонта был знаком много лучше, поскольку им приходилось сталкиваться не только с костями и бивнями, но и с це-

лыми трупами этих животных. Сохраняясь в вечной мерзлоте, они время от времени вытаивают на берегах сибирских рек и морей. Хотя в многочисленных легендах и сказках мамонт — существо, обладающее сверхъестественными способностями, коренное население Сибири издавна использовало бивни и кости этих животных для изготовления различной домашней утвари [4, 5]. В маньчжурских рукописях второй половины XVII в. рассказывается о подземной северной крысе Фен-шу, или Ин-шу, из зубов которой «жители Севера делают миски, гребни и т.д.». В тех же маньчжурских рукописях упоминается об еще более ранних (V в. до н.э.) китайских источниках, где также сообщается о гигантском подземном животном Севера.

Судя по всему, у китайцев, как, впрочем, и у монголов, такое представление о мамонте сложилось под влиянием рассказов

Изображение великана, которому приписывались кости мамонта, обнаруженные около г.Люцерна. Рост этого существа определялся в 6 м. Из книги А. Кирхера «Гельветский гигант» (1678).

коренных народов Сибири. Они представляют мамонта в виде большого подземного, копающего норы животного, поэтому его считают виновником землетрясений, которые случаются на севере Сибири. Мамонт никогда не поднимается на поверхность, потому что если на него упадет солнечный или лунный свет, он будто бы сразу погибнет.

Эвенки* отводят мамонту важное место в пантеоне духов, принимающих участие в создании мира. Чтобы создать пригодную для жизни сушу, мамонт доставал землю с морского дна, а чтобы выровнять ее, призвал огромного змея. В результате там, где ползал змей, появились реки, а там, куда ступал мамонт, — озера. У селькупов** мамонт — страж подземного мира и, как и у многих других сибирских народов, один из духов-помощников шамана в путешествиях по этому миру [6].

Сложные эпические представления о мамонте существуют у западносибирских угров (ханты и манси). В их преданиях мамонт в течение жизни трижды перевоплощается. Сна-

* Прежнее название — тунгусы; сибирский малочисленный коренной народ, родственный манчжурам и говорящий на языке тунгусо-маньчжурской группы; живут в России, Китае и Монголии. — Примеч.ред.

** Прежнее название — остяко-самоеды; народ, живущий на севере Западной Сибири. — Примеч. ред.

до н.э.) на Урале. Подвеска с костюма эвенкийского шамана, на которой мамонт изображен в виде рыбы с лосиными или оленьими рогами.

чала это Сурикозар — животное, похожее на лося, а в старости на мамонта. Затем это Квалико-зар — существо, напоминающее щуку с рогами оленя. И наконец, Большой старик — человек, который может перемещаться с помощью духов из среднего мира (мира всех живых существ) в верхний (мир духов) и нижний (мир умерших). По представлениям угров, во время всех перевоплощений мамонт может жить и в воде (в самых глубоких омутах), и под землей (в особенно высоких речных ярах). Существенно, что, по представлениям народов Западной Сибири, после смерти тело мамонта не разлагается, а превращается в камень [6].

Впервые легенды эвенков и якутов о мамонте записал голландский купец Э.И.Идес во время путешествия из России в Китай, куда он был послан в 1692 г. для ведения переговоров об установлении торговых отношений между двумя странами [7]. В течение трех лет Идес изо дня в день вел путевой дневник, записывая впечатления от увиденного и сведения, полученные от местных жителей. Среди прочего он отметил, что русские, живущие в Сибири и занимающиеся регулярным промыслом и вывозом бивней мамонта с XV—XVI вв., считают его слоном, который когда-то жил здесь, но вымер из-за того, что климат Сибири стал более холодным.

Наиболее полное описание рассказов о мамонтах представлено в брошюре В.Н.Татищева «Сказание о звере мамонте», где помимо довольно остроумной критики традиционных преданий коренных народов Сибири и представлений, возникших у европейцев, впервые обсуждаются несколько гипотез появления мамонтов на севере Сибири [8]. Исходя из естественнонаучных знаний об этом животном, Татищев первым предположил, что мамонт — это слон. В Сибирь трупы слонов, по одной из его версий, были

занесены из Индии всемирным потопом, по другой, это останки боевых слонов неизвестных истории армий, павших в Сибири от холода.

Идея о боевых слонах армии Александра Македонского применительно к остаткам мамонтов неоднократно возникала во времена царствования Петра I, который проявлял к этому немалый интерес. Известно, что во время второго Азовского похода ему были доставлены костные остатки мамонтов из района современного села Костенки (Вор

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком