научная статья по теме ДУХОВНАЯ ДИНАМИКА ИНДИИ: ДРЕВНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ДУХОВНАЯ ДИНАМИКА ИНДИИ: ДРЕВНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

бенностью книги является наличие публикаций междисциплинарного характера на стыке социо-гуманитарных наук, африканистики и исследований европейских стран.

Профессионализм и скрупулезность экспертов и молодых африканистов породили атмосферу конструктивности и доброжелательности. Молодежь и представители старшего поколения демонстрировали интерес и любовь к изучаемому предмету.

Первый день заседаний закончился Африканским вечером. Он был подготовлен студентами и аспирантами ЯрГУ. В ходе него прозвучали африканские ритмы, были исполнены африканские танцы. Африканисты делились впечатлениями об Африке, рассказывали о том, чем она стала для них (экзотика и романтика, мечта и работа). Эксперты и молодежь активно участвовали в викторине "Африка вчера, сегодня и завтра". Кульминацией вечера стала презентация на тему: "Африканский Лондон", подготовленная К.С. Кананыхиной по следам путешествия в британскую столицу и знакомства с произведениями африканского искусства, представленными в коллекциях Британского музея, Национальной Галереи, Музея Альберта и Виктории, Галереи Хорнеманн и других государственных и частных хранилищ.

Второй день работы VI Всероссийской школы молодых африканистов завершился подведением итогов. Организаторы выслушали немало теплых слов. Стало ясно, что подобные встречи важны и не только потому, что они стимулируют интерес к научным и научно-практическим изысканиям в области африканистических исследований. Подобные форумы формируют основы преемственности поколений и, что, может быть, не менее важно, определяют перспективы дальнейшего сотрудничества внутри африканистического сообщества, способствуют развитию контактов в среде тех, в чьих руках окажется будущее отечественной африканистики.

ДУХОВНАЯ ДИНАМИКА ИНДИИ: ДРЕВНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ © 2008 Е. Б. РАШКОВСКИЙ

Под таким названием прошла конференция 20 ноября 2007 г. в Оаучно-исследовательском центре религиозной литературы и Русского зарубежья, являющемся специализированным подразделением Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Ру-домино (БИЛ).

В конференции приняли участие ученые-востоковеды из институтов Российской академии наук, представители университетской науки, а также религиозных организаций. В работе конференции принял участие директор Культурного центра им. Дж. Оеру при Посольстве Республики Индии в Российской Федерации Абхай Тхакур.

При составлении этого аналитического обзора конференции использованы, во-первых, сделанные мною записи выступлений участников конференции, а во-вторых, - препринты докладов, представленные некоторыми из выступавших1.

Открывая конференцию, директор Оаучно-исследовательского центра религиозной литературы БИЛ и главный научный сотрудник Центра проблем модернизации и развития ИМЭМО РАО Е.Б. Рашковский указал на особую важность осмысления современным социогуманитар-ным знанием проблем жизнестойкости и особого креативного потенциала Индийской цивилизации - многоязычной, полиэтнической, поликонфессиональной. Эта цивилизация - от времен ведических до нынешних "наукоградов" на "Дравидийском конусе" Индостана - издревле не только впитывала и встраивала в себя разнородные этнолингвистические, культурные и духовные потоки, но и сама оказывала мощное влияние на сопредельные регионы, а ныне оказывает влияние на весь склад глобального социокультурного, интеллектуального и духовного развития2.

1 Ссылки на препринты оговариваются особо и согласованы с докладчиками.

2 Эта проблематика отчасти освещена на страницах недавно вышедшей книги "Индийская цивилизация в глобализирующемся мире. По материалам международной конференции" (М.: ИМЭМО РАО, 2005), созданной при участии автора настоящего обзора.

ПАРАДОКСЫ ИНДУИЗМА

Проблема индуизма как одной из важнейших цивилизационных матриц и скреп Индии - всегда непреложна и актуальна для индологического знания3. Тем более актуальна, что она всегда как бы ускользает от привычных стереотипов нашего европейского мышления, понуждая каждое поколение ученых, политиков, публицистов и широкой публики каждый раз - в свете новых данных исторической науки и текущей истории - переоценивать сложившиеся теоретические позиции и познавательные установки. Коллизия устоявшихся навыков научного (и, в частности, социогуманитарного) мышления и живой, меняющейся во времени, но все же исторически преемственной индийской конкретики касается не только внешнего мира, но и самих индийцев, касается процессов их собственного культурного и религиозного самопознания.

Этой сложнейшей проблематике познания Индии и ее индуистской "матрицы" был посвящен доклад Л.Б. Алаева (ИВ РАН) "Загадки индийской религиозности".

По словам Л.Б. Алаева, привычный для религиоведов подход к индуистской материи сталкивается с фундаментальными трудностями источниковедческого порядка: как и на каких отрезках истории выявлять конкретных "отцов-основателей" индуизма? Как выстраивать сколько-нибудь четкую и убедительную хронологию истории индийской религиозности? Восходя к незапамятным временам, индуистская религиозная традиция не только приняла вызов мировых "осевых" религий (т.е. религий с их особым акцентом на универсальную Святыню и универсальную человечность) - буддизма, христианства, ислама, - но и сумела на протяжении веков успешнейшим образом конкурировать с ними. Индуизм в глазах европейской или же европеизированной мысли далеко не древний ведизм, но сами индуисты так не считают. Понятия о человечности не противостоят в индуизме понятиям о природном; ведические боги отошли в нынешнем индуизме на второй план, но они не отвергнуты. Монотеистические и политеистические трактовки духовной реальности в сознании приверженцев индуизма мирно уживаются друг с другом. Обрядов, теологий, философий, литургических навыков - множество, способов различения и взаимного соотнесения сакрального и профанного - множество, но сами индийцы не считают несхожие способы интуитивного, теоретического и ритуального моделирования Вселенной взаимоисключающими.

В настоящее время, по словам Л.Б. Алаева, идет процесс становления индуизма не только как локальной религии народов Индостана4, но и благодаря многомиллионным индийским диаспорам как мировой религии. В таком случае индуизму - и в Индии, и на глобальной шкале - предстоит процесс осознанного приспособления к иным моделям мышления и осознанного отграничения от этих моделей. И, стало быть, возрастание в нем элементов унификации и эксклюзивности, что может быть чревато немалыми сложностями для будущего развития Индии. Однако, по словам Л.Б. Алаева, если индуизму удастся сохранить в себе некоторые традиционные моменты своего архаического синкретизма (наполнив их, разумеется, новыми смыслами и содержаниями) и внутренней разнородности, если удастся сохранить в себе традиционную множественность психологических, мировоззренческих и духовных ниш, то в таком случае будущее Индии может выглядеть более благоприятным.

Доклад Л.Б. Алаева оказался весьма эвристичным и провокативным для всего дальнейшего хода конференции. Если Л.Б. Алаев поставил вопрос об индуизме как о "матрице" индийской социальности и политики5 и в этом смысле отчасти и "матрице" самой индийской истории, то ряд докладчиков дополнили его соображениями о специфике индийской мысли как таковой. А с ней - и о специфике индологического знания. Ибо, как известно еще со времен Гегеля, строение человеческого мышления отчасти определяет собой и динамику истории6.

3 См.: Древо индуизма. М.: Вост. лит-ра, 1999; Индийская цивилизация...

4 По тонкому замечанию А. Тхакура, единственная безусловно индуистская страна в мире - не Индия, но скорее Непал. Действительно, и в Индии и в Непале доля индуистского населения примерно одна и та же (чуть более 80%), однако, в отличие от конституционно светской Индии, в Непале индуизм является государственной религией.

5 К сожалению, на конференции не обсуждалась одна из актуальных проблем индологии: проблема малых кровнородственных групп как важных литургических ячеек индуизма.

6 См.: Рашковский Е.Б. Осознанная свобода: материалы к истории мысли и культуры XVIII— XX столетий. М.: Новый хронограф, 2005. С. 46-69.

Чpeзвычaйнo важным в этом плата явилcя дoклaд H.A. Kaнaeвoй (Ин-т филocoфии PAH) "Пpoблeмы иccлeдoвaния индийcкoй лoгичecкoй тpaдиции"7. Пo ee cлoвaм, нpoцecc cooтнeceния индийcкиx лoгичecкиx кoнцeнций c eвpoнeйcкими тpeбyeт тамалых нoзнaвaтeльныx ycилий, ибo caмa тастатавка лoгичecкиx нpoблeм y индийцeв татава, чтo нpoблeмы эти нe замыкаются o6-лacтью чиcтo диcкypcивныx oпepaций, ибo oни нe мoгyт быть oTOpBarni oт cвoиx эниcтeмo- и ot тoлoгичecкиx нpeднocылoк. Так что индитакая лoгичecкaя мыcль oзaбoчeнa та тoлькo культу-poÈ диcкypca и та тoлькo мнoжecтвeннocтью cтoящиx за люджими cyждeниями oнтoлoгий, нo и вoзмoжнocтью нaxoждeния oбщиx cнocoбoв paccy^ernfl и apгyмeнтaции для зaвeдoмo paзнo-мыcлящиx людeй. Oднaкo дoнyщeниe o6rn,ra нлaтфopм тeopeтичecкиx дoкaзaтeльcтв в oбщeм ôuc-Kypce paзнoмыcлящux вoльнo или нeвoльнo нpeднoлaгaeт oтcyтcтвиe кoнцeнтa тeopeтичecкoй та-тины. Этo нe oзнaчaeт, чтo кaтeгopии иcтины в индyизмe нeт вooбщe. Oнa ecть. Это - кaтeгopия camъя. Oднaкo ^rarn-ca^A - нe фopмyлиpoвoчнa, нe диcкypcивнa и нe вceнpинyдитeльнa. Oнa o6-paзyeт как бы oбщий, та вceгдa нeдocкaзaнный кoнтeкcт coбeceдoвaния paзнoмыcлящиx.

Oe oтcюдa ли нoзнaвaтeльныe пpeдпocылки тoй индyиcтcкoй инклюзивнocти, кoтopyю так чаего и нocнeшнo имeнyют на espo^^^É мaнep "нлюpaлизмoм" или "тoлepaнтнocтью"?

B извecтнoй мepe нpoблeмaтикa дoклaдa O.A. Kaнaeвoй была нpoдoлжeнa в дoклaдax A.B. Koнôpamъeвa (MГУ) "Kocмoлoгия нaнчapaтpы" и C.B. Pnöoea (Цeнтpaльнoe дyxoвнoe yнpaвлeниe бyддиcтoв Poccии) "Учeниe o чeтыpex тeлax Будды c индуистскими нapaллeлями". O6a дoклaдчикa указывали, что пpивычнo-eвpoпeйcкиe (нo cyщecтвy, apиcтoтeлиaнcкиe) тадю-ды к ocнoвoнoлaгaющим пpoблeмaм мышлeния c тpyдoм нpимeнимы к тазнанию мышлeния тpaдициoннo-индийcкoгo и - шиpe - к нoзнaнию caмoй coциoкyльтypнoй peaльнocти Индии, та-paзpывнo cвязaннoй c этим мышлeниeм. Toждecтвeннoe и нe тoждecтвeннoe, peaльнoe и мьгсли-мoe

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком