научная статья по теме ДУХОВНЫЙ МИР СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА И ЕГО СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ДУХОВНЫЙ МИР СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА И ЕГО СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ»

ДУХОВНЫЙ МИР СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА И ЕГО СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

П.И. Чижик, доктор философских наук, профессор

А.В. Наумов

В статье раскрываются социокультурные особенности развития российского общества и Вооруженных сил и их влияние на формирование содержания духовного мира современного российского офицера. Обосновывается положение о том, что позитивное содержание культуры и ее ценностей выступает необходимой основой индивидуальной духовности российского офицера, независимо от его возраста, пола, социального положения, национальности, вероисповедания.

Ключевые слова: духовный мир, духовный мир российского офицера, духовная культура, общая культура офицера, военно-профессиональная культура офицера.

История развития российских Вооруженных сил показывает, что по своей природе они всегда нуждаются в четких, устойчивых и общепринятых в обществе и государстве социокультурных нормах и ценностях. Военная профессия офицера носит особый характер в силу чего в обществе и государстве предъявляются весьма высокие требования к содержанию духовного мира носителей данной профессии. Сегодня крайне востребованными являются офицеры, обладающие широким кругозором, высокой общей и профессиональной культурой, способные творчески и самостоятельно мыслить, качественно обучать и воспитывать своих подчиненных, быть для них примером в служебных и внеслужебных отношениях.

Важно отметить, что отечественная культура с ее набором позитивных ценностей дает возможность обеспечить относительную устойчивость и стабильность существования духовно-

го мира офицера, независимо от возраста, пола, социального положения, национальности и вероисповедания. Она все больше рассматривается как необходимая и обязательная основа, которая позволяет офицеру сохранить в себе человеческое в самых сложных ситуациях. По мнению А.С. Панари-на культура и ее «духовно-нравственные ценности удерживают человека от скольжения вниз, к существованию без принципов» [1, с. 334].

Культура обновляет унаследованные из прошлого ценности и нормы с учетом происходящих в обществе изменений, транслирует их современным поколениям, вооружает их определенными стереотипами поведения. С позиции культуры личность вырабатывает свое собственное видение, понимание и отношение к другим людям, окружающим его процессам и явлениям. Культура весьма своеобразно выражает свое отношение к новому: она может отторгнуть его или принять, органически

переработав сделать составной частью индивидуальной духовности. Как справедливо отмечает В.С. Степин: «у человека существует кодирующая система - социокод, передающий от человека к человеку, от поколения к поколению надбиологические программы, регулирующие социальную жизнь» [2, с. 6].

Эта социальная память лежит в основе ценностей, взглядов и норм поведения, проявляющихся в том числе и в деятельности современного российского офицера.

Качественно новый уровень российских Вооруженных сил в ближайшем и отдаленном будущем во многом будет определяться уровнем общей и военно-профессиональной культуры, позитивным содержанием и направленностью духовного мира современного российского офицера, который представляет собой сложное системное интегральное образование показателей его сознания, мировоззрения и социальных качеств. В этой связи, хотелось бы заметить, что общий уровень индивидуальной духовности офицера не представляется возможным быстро восполнить, как и существенно повысить за счет более высокой степени развитости одних или других структурных элементов. Формирование позитивно ориентированного духовного мира офицера требует много усилий и времени как со стороны социума, Вооруженных сил, так и самой личности. Уровень развития духовного мира российского офицера сегодня рассматривается в качестве важнейшего социокультурного ресурса повышения эффективности и качества всей военной сферы.

Важно отметить, что позитивное социокультурное содержание духовно -

го мира представляет для офицера особую ценностность, которая во многом обеспечивает относительную самостоятельность и уникальность его индивидуальной духовности. Структурные элементы духовного мира (сознание, мировоззрение и социальные качества), взятые в своей содержательной целостности и единстве, обеспечивают офицеру возможность для самостоятельного самосовершенствования и развития в условиях новых социокультурных реалий. Наиболее актуальным в этом плане, представляется вопрос о сбалансированности в духовном мире офицера содержательной компоненты такого единства.

В силу особой значимости военной профессии офицер весьма существенно интегрирован в систему социокультурных и военно-социальных связей и отношений российского общества и его Вооруженных сил. Так, в духовном мире офицера находят отражение важнейшие общесоциальные и общекультурные стороны жизнедеятельности офицера как гражданина своей страны и ее защитника. Вместе с тем, относительная развитость основных элементов духовного мира служит надежной основой для личного самосовершенствования, обучения и воспитания различных категорий военнослужащих срочной и контрактной службы, для вооружения четкими ориентирами в деле повышения эффективности военно-профессиональной деятельности.

Сегодня крайне важно знать реальное состояние духовного мира офицерского состава Вооруженных сил, чтобы принимать грамотные управленческие решения, затрагивающие ближайшую

и отдаленную перспективу их дальнейшего совершенствования и развития. Достаточно важным в этом отношении представляется то, чтобы масштаб, характер и направленность социокультурных изменений, затрагивающих глубинные основы развитии российского общества и Вооруженных сил, были не только понятны, но и созвучны духовным запросам значительной части офицерского состава. Современному российскому офицеру сегодня отводится роль сознательного соисполнителя значимых социокультурных перемен. Представляется, что эта роль будет неизменно повышаться, так как в планах руководства страны четко обозначена линия на то, чтобы сделать Вооруженные силы в самой ближайшей перспективе эталоном культуры, образованности и нравственности.

Современного российского офицера сегодня можно рассматривать как представителя одной из многочисленных социальных групп, которая в полной мере испытала на себе негативное влияние проводимых «социальных реформ» в российском обществе и Вооруженных силах. Вместе с тем, еще сравнительно недавно кардинальные изменения целого ряда ценностных приоритетов развития Вооруженных сил были не очень понятны значительной части офицерского состава как носителей данных ценностей, закрепляющих и объективирующих их в своей общесоциальной и военно-профессиональной деятельности. Речь идет о масштабном проекте, затронувшим практически каждого российского военнослужащего - приведение армии и флота к так называемому «новому облику». С по-

зиций сегодняшнего дня, проводимые масштабные преобразования по обновлению Вооруженных сил характеризовались: во-первых, не очень четкой продуманностью и последовательностью, так как разрушению подверглось все то, что следовало бы сохранить, укрепить и приумножить; во-вторых, отсутствием открытости и гласности, честной дискуссии со всеми заинтересованными лицами, в интересах которых данные изменения проводились; в-третьих, низкой компетентностью лиц, взявшихся проводить масштабное реформирование армии и флота; в-четвертых, достижение позитивного результата любой ценой вряд ли может быть оправдано в современных условиях, поскольку речь идет об обороне и безопасности государства.

Общий вывод, который вытекает из сказанного вполне очевиден: предстоят долгие годы очень напряженной работы, чтобы духовный облик армии и флота в полной мере соответствовал новым геополитическим и военным вызовам и угрозам XXI века. В ближайшие годы не стоит ожидать сколько-нибудь быстрых и существенных позитивных результатов в повышении духовности основных категорий российских офицеров, так как слишком большой объем проблем реально накопился в армии и на флоте.

В контексте сказанного выше сегодня многие современные российские обществоведы все чаще высказывают мысль о необходимости «человеческого измерения» всех нынешних и будущих российских реформ. В этом плане, недавними отечественными реформаторами необоснованно забыта или недо-

оценена мысль о том, что все успешные реформы, в том числе и военные, как правило, всегда были выстроены на балансе свежих идей и здорового консерватизма. Чтобы проводить полномасштабные реформы в социальной и военной сферах, необходимо, чтобы их организаторы были как минимум носителями той же культуры, что и исполнители (т. е. те, на кого направлены данные перемены). Представляется, что с позиции культуры и ее ценностей должны планироваться и осуществляться все преобразования как в обществе, так и в Вооруженных силах. И в этой связи, в одной из своих работ Э. Фромм высказал вполне современную мысль о том, что «люди, которые сами не претерпели внутренних моральных изменений, не могут совершенствовать общество» [3, с. 362].

Следует отметить, что с приходом нового Министра обороны генерала-армии С. Шойгу многое сегодня в Вооруженных силах возвращается в русло здравого смысла. Пока еще робко, но в армию постепенно возвращаются элементы состязательности и морального стимулирования. Одной из главных стратегических задач новое руководство министерства обороны сформулировало предельно просто и понятно: «в самые короткие сроки вернуть доверие, любовь и уважение общества к самому важному институту государства - Вооруженным силам». Этому во многом уже способствует начавшийся процесс качественного перелома в сознании и мировоззрении военнослужащих, прежде всего офицерского состава. Вооруженные силы приведены в движение, учатся качественно решать учебно-бо-

евые задачи, начинают видеть смысл в том, чем занимаются.

Взгляд российского офицера на окружающий мир военно-социальных явлений и процессов - это, как правило, его взгляд с позиций освоенных и усвоенных им социокультурных ценностей, носящих для него смысловой характер, а также соответствующего опыта его общесоциаль

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком