научная статья по теме ДВА ЭТЮДА О РУССКОМ СОНЕТЕ Языкознание

Текст научной статьи на тему «ДВА ЭТЮДА О РУССКОМ СОНЕТЕ»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2013, том 72, № 2, с. 49-58

ДВА ЭТЮДА О РУССКОМ СОНЕТЕ © 2013 г. В. Н. Дядичев

(1) Впервые раскрывается "тайна" посвящения одного из последних (1920 г.) сонетов В. Брюсова. Рассмотрены обстоятельства создания стихотворения.

(2) В связи с этим произведением обсуждаются некоторые общие вопросы теории русского сонета.

For the first time, the mystery of Valery Bryusov's late sonnet dedication (1920) is supposed to be unveiled. The circumstantial frame of reference is provided, within which the dedication is read. In keeping with this discussion, some general issues of the Russian sonnet theory are considered.

Ключевые слова: Брюсов, сонет, акростих, принципы рифмовки.

Key words: Russian sonnet, acrostic, Valery Bryusov, rhyme, prosody.

1. Об одном неизвестном сонете-акростихе Валерия Брюсова

Летом 1920 г. Валерий Брюсов создал стихотворение - сонет без названия:

Безумной жизни поредевший дым Рассеян странно. Просветлели дали; Огни беседок выступили; встали На небе звезды знаком неземным.

И видишь снова, как в глухом провале, Сны душной страсти, с обликом живым, Ласкают взоры блеском золотым, А память манит сладостью печали.

В тот мир забытый ты вернешься ль вновь, Ему ль поверишь, осмеяв ошибки, Решась прославить, как в былом, любовь?

Уста сжимает горький яд улыбки, Но вижу: быстро в даль плывет туман, Ты - в колебаньи... Торжествуй, обман! 1 июня 1920 Валерий Брюсов

В этом сонете собственно неизвестным, "тайным" (и впервые здесь раскрываемым!) оставалось до настоящего времени только его "акро-" (слово или слова, фраза, образуемые начальными буквами строк стихотворения): Брониславе Рунт. Это - и посвящение, и обращение, и, можно сказать, название сонета.

Сам же сонет вскоре после смерти поэта был опубликован в 1928 году его вдовой Иоанной Матвеевной Брюсовой (Рунт) в сборнике В. Брюсова "Неизданные стихи 1914-1924" [1, с. 94]. В книге сонет опубликован в разделе "1920" среди девятнадцати других стихотворений этого года (сборник составлен по хронологическому принципу, все

его разделы обозначены годами: "1914", "1915". "1923", "1924"). Никаких комментариев к этому стихотворению ни в "Предисловии", ни в разделе "Примечания" в сборнике нет. К тому же в книге не указана точная авторская дата написания сонета, проставленная Брюсовым в автографе под его последней строкой вместе с подписью (и, строго говоря, являющаяся неотъемлемой частью текста стихотворения). Кроме того, публикаторами в трех случаях (в строках 6, 12, 14 сонета) была изменена авторская пунктуация, имеющая, по крайней мере, в одном случае (строка 6) явно смысловой характер, а в двух других - интонационный. Таким образом, с точки зрения текстологии, мы имеем дело с редакционным "насилием" над текстом, и публикация сонета в "Неизданных стихах 19141924" не может считаться научно корректной.

Отметим, что со времени первой публикации сонета в 1928 г., в сборнике "Неизданных стихов", стихотворение никогда не перепечатыва-лось, не включалось составителями ни в один сборник стихотворений В. Брюсова. Нет его и в наиболее полном на сегодняшний день 7-томном научном Собрании сочинений Валерия Брюсова 1973-1975 годов. Не попадал этот брюсовский сонет и ни в один из периодически выходивших сборников русских сонетов1.

1 См., например: Русский сонет: Сонеты русских поэтов XVIII - начала XX века. / Составитель Б. Романов. М., 1983; Русский сонет XVIII - начала XX века. / Составитель В.С. Совалин. М., 1986; Русский сонет: Сонеты русских поэтов начала XX века и советских поэтов. / Составитель Б. Романов. М., 1987; Сонет серебряного века: Русский сонет конца XIX - начала XX века. / Составитель О.И. Федотов. М., 1990; Русский сонет: Первая четверть XX века. / Составитель Ю. Линник. Петрозаводск, 1991; Феномены: Сонеты русских поэтов. / Составитель Л.В. Осипов. Ставрополь, 1992 и другие издания.

Практически, за очень малыми исключениями, сонет не привлекал и особого внимания исследователей, в том числе - стиховедов, брюсове-дов или авторов специальных работ о русском сонете.

Так, В.Н. Благонравов проанализировал частоту обращения В. Брюсова к сонетной форме по годам, в разные творческие периоды [2]. Согласно его подсчетам, сонеты Валерия Брюсова (а их - более ста), сообразно времени написания, распределяются следующим образом: первый сонет В. Брюсова, "Осеннее чувство", датирован им 19 февраля 1893 г.; в 1894 г. Брюсовым написано 7 сонетов; в 1895 - 8; <...> 1920 годом помечены 4 сонета: "Бунт"; "Безумной жизни поредевший дым."; "Кода", последний по счету в венке сонетов "Роковой ряд", и "Сонет" ("Не лги, мечта! Былого жгуче жаль."), датированный 4 декабря 1920 г. После 1920 г. В. Брюсов сонетов не писал.

Весьма примечательно, отметил В.Н. Благонра-вов, что в последний раз при жизни поэта сонеты публиковались в одноименном разделе сборника "Последние мечты" (М.: Творчество, 1920), несмотря на то, что позже выходило еще несколько книг новых стихотворений Валерия Брюсова ("В такие дни", 1921; "Миг", 1922; "Дали", 1922; "Меа", 1924) [2, с. 10-11]. Так что последние три из четырех сонетов 1920 года - "Бунт", "Безумной жизни поредевший дым." и "Сонет" - впервые появились лишь в посмертных сборниках неизданных стихотворений поэта в 1928 и 1935 гг.

В свою очередь, сонет "Безумной жизни поредевший дым." упоминается, среди других, исследователем сонетной формы К.С. Герасимовым в работе "Сонет в творческом наследии Валерия Брюсова" [3]. Обобщая требования к сонету как "твердой стиховой форме", К. Герасимов (придерживавшийся максималистской, наиболее строгой, "ригористской" точки зрения на необходимость соблюдения в сонете канонических форм) отмечал, что одним из обязательных канонов "совершенного сонета" являются "точные, богатые, полнозвучные, не шаблонные, но отнюдь не замысловатые и не манерно-изощренные, нарочито редкостные рифмы. Рифма в сонете - не кое-как подобранное украшение, по привычке навешиваемое на конец строки, но и не повод для демонстрации виртуозности; она, не бросаясь в глаза (или не поражая слух), должна быть подчинена основному замыслу, диалектике мысли и эмоционального строя сонета" [3, с. 38]. И говоря о сонете "Безумной жизни поредевший дым.", исследователь упрекнул автора в использовании

банальной, не раз осуждавшейся самим Брюсовым рифмы "вновь - любовь". [3, с. 57-58]. Действительно, В. Брюсов в экспериментальном стихотворении в октавах "О могуществе любви" (1918) сумел подобрать к слову "Любовь" семнадцать разных рифм. А в своих замечаниях о литературе ("Miscellanea") он уверял, что это слово (в разных формах) "имеет свыше 150 созвучий" [4, т. VI, с. 398]. Почему же Брюсов не дает себе труда избежать злополучной пары "любовь -вновь" во взыскательнейшей из поэтических форм - в сонете? - задается вопросом К. Герасимов в упомянутой статье [3, с. 59-60].

В другой работе, "Валерий Брюсов и диалектика сонета" [5] , К.С. Герасимов напомнил, что сонет, как "диалектическая форма", согласно самому Брюсову, движется от тезы через антитезу к синтезу. "В идеальном сонете, - полагал Брюсов, - содержание должно быть расположено сообразно с внешним построением стихотворения: первая кватрина - вводит основную мысль; вторая кватрина - развивает ее; первая терцина - противополагает основной мысли новую; вторая терцина дает синтез обеих мыслей" [4, т. III, с. 542]. Говоря же об интересующем нас сонете, исследователь так трактует его содержание: "сладость печали" о былой страсти и "живой облик" новой (катрены) - поверить ли снова любви (первый терцет) - "торжествуй, обман" (второй терцет). Синтез намечен в первых же словах сонета: пусть жизнь - безумна и любовь -обман, но в торжестве ее - и печаль и сладость [5, с. 12-18].

М.Л. Гаспаров в докладе на Брюсовских чтениях (1996). «"Синтетика поэзии" в сонетах В.Я. Брюсова» [6] предпринял "тотальный" обзор сонетов Брюсова с точки зрения брюсовской же теории сонета как "диалектической" поэтической формы: «Что имел в виду Валерий Брюсов под "синтетикой поэзии", он сам изложил в своей одноименной статье (1924). <.> Стихотворение сводит вместе две несхожие мысли, тезис и антитезис, и из их соприкосновения рождает третью, синтез. Например, тезис: "поэт - такой же человек как и все"; антитезис: "поэт изрекает откровения, недоступные обычным людям"; синтез: "поэт одержим сверхъестественной силой" -содержание стихотворения Пушкина "Пророк" <.> Такая трехчленность - по Брюсову, норма поэзии, хотя, конечно, могут быть стихотворения, развивающие только тезис или только антитезис, а синтез как бы откладывается до других стихотворений. <.> Традиционная теория литературы таких формализаций содержания избегала, они казались ей слишком жесткими. Но одна область

была исключением, и этой областью был сонет. Два четверостишия и два трехстишия сонета усиленно осмыслялись то как развитие мысли "тезис - разработка - антитезис - синтез", то как развитие действия "завязка - продвижение -кульминация - развязка"; обычно и то и другое -с большими натяжками. <.> Поэтому правомерен вопрос: а насколько собственные брюсовские сонеты соответствуют этой схеме "синтетики поэзии"?» [6, с. 306-307].

С этой точки зрения, отмечает М. Гаспаров, в первую очередь представляют интерес поздние сонеты Брюсова - наиболее близкие по времени к его раздумьям над поэтикой вообще и поэтикой тематики в частности. Это семь сонетов из книг "Девятая камена" и "Последние мечты" (19151920; после 1920 года Брюсов сонетов не писал) и восемь сонетов, не вошедших в книги. И далее Гаспаров пишет об интересующем нас сонете: «.Сонет 1920 г. "Безумной жизни поредевший дым.": тезис: развеивается повседневность; антитезис: вновь встают мечтания молодости; перелом (как бы развернутое "но": "в тот мир забытый ты вернешься ль вновь?"; синтез: да, вернусь, хоть и знаю, что он - обман. Синтезированная мысль возникает из наложенных друг на друга двух исходных» [6, с. 308].

Исследователи, не предполагая конкретного адресата сонета, не имея точной авторской даты его написания, ограничивались, таким образом, лишь разбором композиции произв

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком