научная статья по теме ДВА ПРЕДМЕТА-УКРАШЕНИЯ КОНСКОГО УБОРА ХI-ХIII ВВ. ИЗ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ (ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРА) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ДВА ПРЕДМЕТА-УКРАШЕНИЯ КОНСКОГО УБОРА ХI-ХIII ВВ. ИЗ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ (ОСОБЕННОСТИ ДЕКОРА)»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2004, < 2, с. 157-167

ПУБЛИКАЦИИ

ДВА ПРЕДМЕТА-УКРАШЕНИЯ КОНСКОГО УБОРА Х1-Х111 вв. ИЗ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ

(особенности декора) © 2004 г. Г. Г. Король

Институт археологии РАН, Москва

В число украшений конской упряжи из могильников Андреевская щель под Анапой (Армарчук,

Новичихин, 2004), и Сапун под Новороссийском входят два начельника (крупные металлические пластины с трубкой-втулкой для султана), выделяющиеся своим декором. Основные северокавказские аналогии - художественные изделия известны в могильниках Змейский (преимущественно XI-XII вв.) в Северной Осетии и Колосовка (X-XI вв.) в Закубанье (Адыгея).

Начельник из погр. 5 мог. Андреевская щель представляет собой наиболее распространенную и простую форму с круглым основанием и конической трубкой с отогнутым наружу венчиком (рис. 1). Основание украшено четырьмя круглыми декоративными накладками с ободком из мелкой ложной зерни, рядом с ними расположены четыре круглых гнезда со стеклянными вставками. Идентичные рельефные накладки и их модификации известны в материалах из могильников Колосовка и Змейский (АР, 1961. С. 116; Дитлер, 1961. Рис. 11. Табл. XI, 3, 4 и др.). Стеклянные вставки в гнезда разной формы широко использовались для украшения конского снаряжения (в том числе решм из этого же погребения) и (наряду с пастой и цветными камнями) других предметов: ножен, перстней. Такими вставками выполнены и глаза женской фигуры начельника из Змейской, и питье в чаше, которую она держит в руках (АР, 1961. Рис. 15. Табл. V, 2; VI; Дитлер, 1961. Рис. 10, 11. Табл. XII, 5; XIV, 2, 4; Кузнецов, 1971. Рис. 12, 2; 15, 1, 2, 3 и др.).

Трубка начельника украшена гравировкой. В композицию включены фигурные антропоморфные изображения. Среди синхронных находок на Северном Кавказе известна только одна трубка начельника (из Кужорской - рис. 2, 1) с гравированными фигурными зооморфными изображениями (Дитлер, 1961. С. 155; Ловпаче, 1980. Табл. III, 3, 4). Фон, на котором выгравирован орнамент и фигуры на обоих предметах, обработан чеканом и сплошь покрыт пуансонным орнаментом.

Развертка орнамента (выполнена A.M. Нови-чихиным, детали уточнены Г.Г. Король по оригиналу) представляет собой полосу шириной 3.8 см, обрамленную сверху и снизу растительными побегами с тремя парами расположенных симметрично друг над другом трехлепестковых пальметт с крупным остролистным центральным лепестком и мелкими, чуть отогнутыми книзу, лепестками околоцветника (чашечки). В пространство между пальметтами вписаны три овальных медальона. Они соединены между собой по горизонтальной оси ленточной плетенкой, образующей круглые петли, иногда небрежно проработанные, в которые с двух других сторон упираются острые концы центральных листьев пальметт. Петлями округлых очертаний соединены сверху и снизу медальоны и растительные побеги, соединяющие пальметты. Так создана композиция, не имеющая никаких разрывов орнаментальной ленты и обра-

1 См. статью Армарчук и др. в этом номере.

Рис. 1. Начельник из погр. 5 мог. Андреевская щель, конец XI - первая половина XII в., развертка увеличена.

Рис. 2. Художественные предметы из Адыгеи (прориси декора): 1 - трубка начельника из Кужорской (по: Ловпаче, 1980); 2 - игольница из Колосовки, фрагменты (по: Ловпаче, 1978).

зующая замкнутое декорированное пространство. Этот прием подчеркивает единство композиции, пронизанной побегами-плетенкой, и в то же время акцентирует внимание на "содержании" медальонов, которое, по-видимому, тоже должно создавать единый "текст".

Вероятно, центральный (по смыслу) в композиции медальон (на развертке - справа) - тот, в котором такими же орнаментальными лентами создана симметричная фигура - бордюр с вертикальной осью переноса (а) плоскости симметрии (т), символ симметрии (а:т) - опирающаяся на полукруглую арку. Овал в центральной части фигуры образован двумя переплетенными (без петель) вверху лентами. Далее они образуют две петли, концы которых причудливо изогнуты и завершаются устремленными вверх крошечными полу-мальметками с заостренным вытянутым, чуть отогнутым книзу верхним листом и округлым или слегка заостренным нижним. От основания центрального овала симметрично отходят два отогнутых книзу "отростка" с утолщенными округлыми концами. От них кверху идут ленты, образующие

петли со спускающимися вниз концами, завершающимися также полупальметками, но устремленными книзу. Центральный овал с отростками у основания напоминает схематизированный вариант пальметт, расположенных между медальонами. Петли похожи на соединительные петли вне медальонов, но здесь они ничего не соединяют, а лишь создают оригинальные изгибы лент.

Созданная художником фигура в целом мало похожа на растительный орнамент, хотя в основе ее лежат схематизированные растительные элементы, а вертикальное построение восходит к "древу жизни". Она представляет эпиграфический орнамент - подражание арабскому почерку процветший куфи, "псевдокуфическому узору", выполненное в индивидуальной художественной манере, гармонирующей с исполнением растительного мотива полупальметты и ленточной плетенки. Близка процветшему куфи такая деталь как завершение линий остролистными изогнутыми полупальметками (рис. 3, 1). Аналогии им есть в декоративном искусстве мусульманского Востока, для стиля которого характерно соче-

тание орнамента, каллиграфии и фигурных изображений. На восточных изделиях можно увидеть и растительный элемент орнамента - полупальметты с подобным завершением концов, и аналогичное завершение линий в начертании букв как в составе арабески, так и в отдельных текстах и надписях - рис. 3, 2 (Migeon, 1922. Т. 1. Fig. 10, № 26; 39, № 131; Даркевич, 1976. Табл. 27, 5 и др.). На многих исламских изделиях X-XIII вв. из металла, кости, ткани присутствуют и медальоны (как отдельные, так и соединенные друг с другом) в качестве широко распространенной формы обрамления орнамента и фигурных изображений. Это наследие сасанидского искусства хорошо известно на Северном Кавказе по согдийским тканям в памятниках VIII-IX вв. Медальоны часто соединены круговым плетением разных вариантов, в том числе образующим и круглые петли простой орнаментальной ленты, как в декоре рассматриваемого начельника.

Орнаментальная плетенка разной сложности широко распространена в это время и на мусульманском Востоке, и в Европе. В Византии общий колорит многих видов искусства (и как частность -сложные и простые ленточные и круговые плетения в декоре) возникли под влиянием восточных образцов (Полевой, 1973. С. 245, 250-255; Даркевич, 1975. С. 220, 232; 1991. С. 69-83). На Северном Кавказе в X-XIII вв. также хорошо известны такие приемы оформления декоративной поверхности как медальоны, ленточная плетенка на изделиях из металла, кости, дерева, ткани, кожи (Материалы..., 1900. Табл. XXX, 6; АР, 1961. Табл. III, 1; IV-VII и др.; Дитлер, 1961. Табл. XI, 1; XIV; XVII, 8; Кузнецов, 1959. Рис. 15, 1, 2; 16; 1984. С. 236-238), а также в орнаменте фресковой росписи христианских храмов (Кузнецов, 1977. С. 126). Отметим, что наиболее близок по стилистике (сочетание переплетенных медальонов с растительным орнаментом, в том числе пальметтами) декор (рис. 2) на трубке начельника из Ку-жорской и на бронзовой игольнице из Колосовки (Ловпаче, 1978. Рис. 1; 1980. Табл. V).

Такой декоративный элемент как стилизованная полупальметка с заостренным вытянутым верхним листом также не был редкостью на Северном Кавказе и применялся для разных художественных целей (рис. 3, 3) (АР, 1961. Рис. 17. Табл. XIV, 2, 3; Дитлер, 1961. Табл. XVI, 8), в том числе для оформления концов металлических накладок (рис. 3, 4). В сложном и насыщенном дагестанском орнаменте XII-XV вв. популярны и эпиграфический орнамент с переплетением линий и завершением концов стилизованной полупальметкой, и разнообразная плетенка, и нестилизованные трехлепестковая пальметта с крупным остролистным центральным лепестком, с хорошо закрученными нижними лепестками, и полупаль-

Uf п

ы

Рис. 3. Мотив остролистной полупальметки: 1 - в декоре начельника из Андреевской щели; 2 - в декоративном искусстве мусульманского Востока;

3 - в декоре предметов из Змейской и Колосовки;

4 - бронзовые накладки из раскопок Л.М. Носковой 1986 и 1988 гг. могильника Ленинохабль (Адыгея): погр. 34, находка 9 и погр. 29, находка 15, вторая половина XI в. (хранятся в ГМИНВ).

метты (Дебиров, 2001. Рис. 98, а-г; 100; 102, 1а-3а и др.).

Далее рассмотрим два других медальона, соединенных между собой, располагающихся по обе стороны от центрального и также соединенных с ним (на развертке они расположены слева). В них даны изображения людей, составляющие фигурную композицию. Справа - мужчина с фронтальным расположением верхней части туловища с едва уловимым поворотом вправо и головой в профиль, с "орлиным" носом (крупным с горбинкой) и легким намеком (штрихами на выступающем подбородке) на бороду. Поза мужчины коленопреклоненная, скорее всего он стоит на коленях, хотя иконография этого изображения несколько примитивна (любопытно, что ступни ног с вытянутым носком переданы в упоминавшейся выше манере и напоминают схематизированную полупальметку). Но, возможно, это поза сидящего на задней поверхности голеней человека со смещенным в сторону центром тяжести. Для европейца такая поза кажется чрезвычайно неудобной, но в Средней Азии она широко бытует как поза сидящей женщины, а для мужчин возможна в домашних условиях за работой, кроме общественных

2

Рис. 4. Бронзовая бляшка из Верхнесалтовского могильника, середина IX - середина X в. (по: Аксенов, 2001. Рис. 1, 5).

мест и коллективных сборов (см.: Сухарева, 1982. Рис. 2)2.

Коленопреклоненные фигуры в изобразительном искусстве средневековья Центральной Азии, Среднего Востока распространены достаточно широко. Известно такое изображение и на юге Восточной Европы (рис. 4). Фигуры чаще всего изображены сидящими на пятках, иногда стоящими на коленях. Именно такая поза (сидя на пятках) характерна для изображения женщин, хотя нередко так сидят и мужчины, а женщины сидят и по-другому. Напомним, что, к примеру, в скифс

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком