научная статья по теме ДВА ПРОРОЧЕСТВА КАССАНДРЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ДВА ПРОРОЧЕСТВА КАССАНДРЫ»

THE ALTAR FROM THE TEMPLE OF AMUN AT THE BAHARIYA OASIS WITH THE EGYPTIAN ROYAL NAMES OF ALEXANDER THE GREAT. II. INTERPRETATION AND DATING

I. A. Ladynin

This is the second part of the study devoted to an object that bears the hieroglyphic inscription with the unique Pharaonic titulature of Alexander the Great containing all the five traditional names. Alexander's names on the artifact are different from those found on his Egyptian monuments (the latter showing not more than three of them), their major theme being his world dominance. Especially significant is the Horus' name hqA hqAw nw tA (r) dr.f («Lord of lords of the earth (to) its limits») indicating, as it seems, his succession to the Achaememids (cf. their traditional title «King of kings»). The author argues that there are no indisputable reasons to date the artifact to the reign of Alexander (F. Bosch-Puche's arguments founded on the paleography of the Greek inscription on the artifact are weak); rather, it was erected under the early Ptolemies in order to show their succession to Alexander and to highlight his «Egyptian mythology» shaped around the famous episode in the Siwa Oasis.

Keywords: Alexander the Great, Bahariya, royal names, continuity, Achaemenians, world power, Ptolemies, ideology.

© 2014 г.

В. П. Завьялова ДВА ПРОРОЧЕСТВА КАССАНДРЫ

На примере анализа двух пророчеств Кассандры из поэмы Ликофрона «Александра» автор показывает, что поэму невозможно понять и оценить вне эстетических принципов эллинистической поэзии. Для александрийских поэтов главную роль играет не сам сюжет или мотив, а скорее поэтическая деталь, мифологическая подробность. Пророчества Кассандры в поэме могут быть пространными и подробными (например, о послевоенной судьбе Одиссея) или краткими (например, об основании Кирены) - разница будет лишь в количестве подробностей на фоне широчайшего охвата мифологической традиции, без знания и понимания которых текст Ликофро-на - настоящий поэтический ребус.

Ключевые слова: Ликофрон, поэма «Александра», Каллимах, Аполлоний Родосский, александринизм, поэтическое иносказание, мифологические варианты и вариации.

Знаменитейший александрийский грамматик и поэт, автор многих произведений в разных жанрах Ликофрон Халкидский в Новое время более известен как создатель самой загадочной и темной во всей античной литературе поэмы «Александра». Уже в древности его поэма, полная неясных намеков, мифологических аллюзий и иносказаний, считалась одним из самых трудных для понимания произведений и требовала многих пояснений и комментариев. Как писал А.Ф. Лосев1,

Завьялова Валентина Петровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры классической филологии филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

1 Лосев 1957, 470.

«по ученой изысканности Ликофрон, может быть, наиболее яркий представитель александринизма. Читать его можно только обложившись многими и притом весьма специальными справочниками и исследованиями». В языке и стиле «Александры», по словам С.С. Аверинцева2, «архаическая замысловатость оракула становится предметом сознательной, последовательной и притязательной стилизации», где «слова двоятся, просвечивают друг сквозь друга, отражаются друг в друге».

И тем не менее, если из двадцати перечисленных в «Суде» трагедий Ликоф-рона (напомню, что он входил в знаменитую александрийскую Плеяду) до нас дошли только названия или небольшие фрагменты, поэма «Александра» (1474 стиха) не только дошла целиком, но дошла в 150 (!) рукописях. Поэма всегда была популярна: в поздней античности, в византийское и новое время ее читали, комментировали, цитировали и пересказывали. Первый серьезный комментарий грамматика Фаона появился уже в конце I в. до н.э. Первое издание поэмы в новое время было осуществлено Альдом Мануцием в 1513 г. вместе с сочинениями Пиндара, Каллимаха и Дионисия Периэгета. На популярность «Александры» не повлияли даже сомнения, высказываемые в разное время по поводу авторства и датировки поэмы.

Поэма «Александра», написанная ямбическими триметрами, размером, характерным для драматического, а не для эпического произведения, как известно, представляет собой череду пророчеств Кассандры, дочери Приама, в день отплытия Париса из Трои за Еленой. Монолог Кассандры (из-за которого поэму иногда называют монодрамой) передает Приаму стражник. В самой прихотливой последовательности, без какой-либо видимой логической связи Кассандра предсказывает многие события Троянской войны, оплакивает бедствия троянцев, говорит о возвращении греков - победителей на родину, о злоключениях и смерти Одиссея. Среди прочих мифов она вспоминает о походе аргонавтов, о Тесее и Персее, останавливается на бегстве Энея в Италию. Она также пророчествует о некоторых событиях греко-персидских войн и походов Александра Македонского.

Все это описывается в форме сложных иносказаний, с употреблением редких слов, множества метафор, перифраз, с нагромождением мифологических, исторических имен и фактов, географических топонимов. Из различных версий мифов и событий предпочтение отдается тем, которые носят трагический характер. Установка на трагичность и энигматичность четко формулируется автором уже во вступлении к поэме: поэма начинается с «ужасного вопля» Кассандры, которая «вкусивши лавр, слова вещала Фебовы» при этом «смысл слов сокрыт был... темен и ужасен, словно Сфинкса речь» ^усорЬг. 5-7)3.

В данной статье на примере интерпретации двух пророчеств Кассандры - пророчества об основании Кирены и пророчества о смерти и захоронении Одиссея - мы хотели бы показать, что поэма Ликофрона - целиком произведение эллинистическое, которое невозможно понять и оценить вне общих художественно-эстетических принципов эллинистической поэзии. Данная поэма - это не просто одно из характернейших произведений александрийской поэзии, многие детали и подробности у Ликофрона не могут быть поняты и правильно оценены без учета общей

2 Аверинцев 1997, 137.

3 Перевод М.Е. Грабарь-Пассек по изданию: История греческой литературы. T. III. М., 1960. C. 97.

художественной действительности его времени. Александрийцы - и Ликофрон, может быть, в первую очередь - создают свои произведения на базе всей мифологической традиции, прекрасно зная варианты и вариации того или иного мифа, но для них первостепенную роль играет не тот или иной сюжет, а, скорее, поэтическая деталь, мифологическая подробность. Из таких деталей и подробностей соткана вся ткань ликофроновской поэмы, и по ним читатель должен «угадать» тот или иной мифологический сюжет.

Первое пророчество касается истории основания Кирены. Это пророчество не самое загадочное в поэме, и оно никогда не вызывало споров относительно своей аутентичности. Мифическая история одной из богатейших и влиятельнейших колоний греков на побережье Африки была хорошо известна в древности. Легенды и мифы об основании Кирены дошли до нас в передаче Геродота (Hdt. 4. 164-179), Пиндара (Pind. Pyth. 4. 12-57), Страбона (Strab. 17. 837) и др. О Кирене много и охотно пишут современники Ликофрона: Каллимах (Callim. h. Apoll. 72-95) и Аполлоний Родосский (Apoll. Rhod. 4. 1548-1561). Кассандра у Ликофрона предсказывает губительную судьбу почти всем участникам Троянской войны, включая тех, кого будут «оплакивать... пески земли Тавхирской». Так, переходя к киренскому эпизоду, поэт сразу иносказательно поведает о тех, кто окажется в Ливии. Тавхира - город в Киренаике, позднее - Арсиноя. Данный топоним встречается у Геродота (Hdt. 4. 171) и Страбона (Strab. 17. 856). Среди ливийских пророчеств по ассоциации Кассандра вспомнит о предшественниках троянских героев, других мифических скитальцах - аргонавтах, которые именно в этих местах похоронили Мопса и над могилой его воздвигли поломанное весло. Воспоминание об аргонавтах в свою очередь наведет ее на историю основания Кирены - она начиналась с них и здесь. Через такой тройной ассоциативный ряд выстраивается следующая история у Ликофрона. Аргонавты, попавшие в Ливии в район озера Тритониды, потеряли обратный путь. Чтобы его найти и выбраться к морю «колхидянка» (Медея) дала Тритону «щедрый дар» - как потом выясняется, «кратер, из злата кованный». Тритон, напомню, - сын Посейдона и Амфитриты, морской бог, преимущественно бог озер и, в частности, бог озера Тритониды в Ливии. Медея дает Тритону кратер с тем, чтобы он «путь указал меж рифами» и этим путем Тифид, кормчий «Арго», знаменитый звездочет «провел корабль в сохранности» (Lycophr. 877-890). Во время общения с аргонавтами «бог двуобразный, моря сын» (Тритон, который имел наружность получеловека-полурыбы) предскажет, что настанет час:

Взять грекам эти земли во владение, Когда народ ливийский, дикий эллину Дар возвратит и из родной земли уйдет, Страшась его желанья, все имущество Асбисты скроют в самой глубине земли.

(Lycophr. 890-896)4

Вот и все предсказание. Как видим, достаточно краткое и конкретное, никакой нарративной линии нет. Но почти каждое слово требует пояснений и комментариев. По счастливой случайности мифы, касающиеся основания Кирены, или их пересказы сохранены у многих авторов, и только поэтому мы сейчас можем понять, о чем идет речь у Ликофрона. Конечно, всем хорошо известно, что греки,

4 Перевод поэмы «Александра» Ликофрона здесь и далее приводится по: Ликофрон 2011. Греческий текст «Александры» Ликофрона дается по изданию: Моопеу 1921.

выходцы с острова Фера, в VII в. до н.э. ( 631 г. до н.э.) действительно «взяли эти земли во владение», т.е. пришли к ливийским берегам и основали здесь колонию и город Кирену. Но обстоятельства основания Кирены у разных авторов передаются по-разному.

У Геродота Ясон и его спутники получают пророчество от Тритона, подарив ему треножник еще до плавания в Колхиду, поэтому Медея у Геродота не упоминается (Hdt. 4. 179). Но из Геродота становятся понятными слова Ликофрона о том, чего боялись асбисты (асбисты - одно из автохтонных ливийских племен) и что они спрятали в земле. О предсказании Тритона Геродот пишет: «Восседая на этом треножнике, Тритон изрекал предсказания о будущем Иасону и его спутникам: если один из п

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком