научная статья по теме ДЖ.Т. КЛОППЕНБЕРГ. ЧИТАЯ ОБАМУ: МЕЧТЫ, НАДЕЖДА И АМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ. ПРИНСТОН, 2011, 302 С История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ДЖ.Т. КЛОППЕНБЕРГ. ЧИТАЯ ОБАМУ: МЕЧТЫ, НАДЕЖДА И АМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ. ПРИНСТОН, 2011, 302 С»

слияний и поглощений, меньший размер компаний и рынков сбыта, участие владельцев капитала в управлении фирмами. После Второй мировой войны установилась экономическая гегемония США, которая выражалась в широком распространении американских товаров, капиталов, технологий и организации фирмы. Ее дополнило "японское чудо", основанное на доминировании исторически сложившихся финансово-промышленных кланов - "дзай-бацу", которые при поддержке государства и общества, опираясь на национально-культурные особенности - природное трудолюбие, тягу к образованию, почитание авторитетов, восприимчивость к новому и передовому у других наций, при минимизации военных расходов и разработок обспечили японской экономике взлет. Ее менеджеры внедрили ряд собственных инновационных приемов и стали конкурировать даже с американцами, причем в тех областях, где позиции последних были особенно сильны - автомобилестроении и электронике. Индустриальный мир вступил в высшую фазу развития, которая предшествовала кардинальным переменам.

То, что Аматори и Колли называют "третьей промышленной революцией", в СССР 19601970-х годах называли научно-технической, что, конечно, звучит конкретнее. Но к каким сдвигам в мировой экономике она привела, наши обществоведы и экономисты поняли слишком поздно, когда процесс глобализации и информатизации, в котором доминировали транснациональные компании (ТНК), оттеснил не вписавшуюся в него экономику бывшего СССР и других социалистических стран на

обочину развития. Трансформации мировых экономических связей и бизнеса в конце ХХ -начале XXI в. посвящен завершающий раздел книги (с. 207-255).

Соединенные Штаты Америки, ставшие с помощью ТНК творцом нового экономического порядка, сохранили положение лидера, а казавшиеся незыблемыми позиции "менеджерских" фирм с их разросшимися управленческими структурами поколебали усиление рынка как глобального распределительного механизма и питательной среды ТНК и предпринимательство как креативное поведение. Многие развивающиеся страны успешно вписались в постиндустриальную экономику благодаря своевременной переориентации на развитие собственных импортозамещающих технологий и экспорта высокотехнологичной продукции. Важнейшие из них - Аргентина и Южная Корея, а в последнем десятилетии -Китай и Индия. Стратегии их успеха были разными, они не копировали западную модель и должным образом отражены в книге.

Труд Аматори и Колли - превосходно выполненный обобщающий очерк многовековой истории бизнеса, написанный с учетом меняющихся точек зрения. Излагаемый материал подкрепляется данными более 50 статистических таблиц и графических изображений. Книга может служить пособием для исследователей истории бизнеса - науки, еще довольно молодой для нашей страны.

Б.М. Шпотов, доктор исторических наук, профессор Институт всеобщей истории РАН

J.T. Kloppenberg. READING OBAMA: DREAMS, HOPE, AND THE AMERICAN POLITICAL TRADITION. Princeton: Princeton University Press, 2011, 302 p. Дж.Т. Клоппенберг. ЧИТАЯ ОБАМУ: МЕЧТЫ, НАДЕЖДА И АМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ. Принстон, 2011, 302 с.

За последнее время увидел свет целый ряд исследований, посвященных личности президента США Б. Обамы, истории его семьи, роли расового и этнического факторов в его бурном восхождении в Белый дом, отмечает Джеймс Т. Клоппенберг. "Моя цель иная. Я хочу сосредоточиться на его идеях", - подчеркивает он в предисловии к своей новой книге "Читая Обаму: мечты, надежда и американская политическая традиция" (с. XIV). Видный американский историк, руководитель кафедры истории Гарвардского университета Дж.Т. Клоппенберг рассматривает идеи и представления президента в системе из трех

координат: история американской демократии, достижения философского прагматизма и интеллектуальный переворот, взрыв 80-90-х годов XX в. в США. Не менее важно, по мнению исследователя, рассмотреть деятельность президента и как автора книг и речей, и как успешного практического политика в русле американской политической традиции.

Историк подробно анализирует две книги Обамы. Американские критики высоко оценили идейно-художественный уровень первой из них "Мечты моего отца", вторую - "Дерзость надежды" - критиковали, по мнению Клоп-пенберга, несправедливо, как произведение,

откровенно ориентированное на участие в избирательной кампании. Кроме того, автор уделяет внимание некоторым важным выступлениям президента, тексты которых он готовил самостоятельно.

Книга "Читая Обаму" состоит из трех частей. В первой части рассказывается о формирование личности президента. Автор намечает, не останавливаясь подробно, круг чтения Обамы в юношеские годы, выделяя таких крупных писателей афроамериканского происхождения, как В. Дюбуа, Л. Хьюз, Дж. Болдуин, Р. Райт, Малькольм Икс, Б. Вашингтон, особенно популярный роман Р. Эллисона "Невидимый человек". По мнению Клоппенбер-га, ярость, агрессивный гнев героя Эллисона были неприемлемы для Обамы. Он отметил, что в "Автобиографии" Малькольма Икса будущий президент обнаружил убедительную историю становления молодого афроамери-канца, неумирающую надежду на формирование естественного братства между белыми и черными американцами на подлинно гуманистической основе.

Став студентом юридической школы Гарвардского университета, Б. Обама оказался в атмосфере напряженных интеллектуальных и профессиональных поисков, споров, в культуре, насыщенной увлекающими идеями и далеко не всегда легко воспринимающимися концепциями. Автор предложил читателю широкую картину напряженного конфликта между консерваторами и демократами, традиционалистами и радикалами в политической и юридической науке США. Уже сформировавшееся к этому времени убеждение Обамы в основополагающем значении общины, социальной ответственности, гражданских свобод в американской демократии вступало в противоречие с традиционным принципом индивидуализма и личных свобод. И это убеждение, по мнению автора, окрепло в годы его обучения в Гарварде. В качестве главного редактора престижного "Гарвардского юридического обозрения" Б. Обама оказался в самом центре напряженных дискуссий, из первых рук знакомился с размышлениями и концепциями видных политических мыслителей и юристов, работавших в университете и публикующих свои труды в его журнале.

Дж.Т. Клоппенберг предлагает читателю взвешенный анализ представлений Б. Обамы по целому ряду существенных социально-политических и философских понятий, таких, как неопрагматизм и неоконсерватизм, историцизм и политический компромисс, демократия и социальная справедливость, политическая стратегия и культурные ценности, отталкиваясь от его сочинений. Он подчерки-

вает, что последовательная склонность Обамы к переговорам и компромиссам, к преодолению разногласий между представителями различных политических лагерей основана на его глубоко освоенных и искренних представлениях об американской политической мысли, истории и культуре. И чтобы правильно понять эти представления, недостаточно изучить жизненный путь президента. Следует попытаться определить его место в границах политических, общественных конфликтов, его отношение к традиции философского прагматизма, ко всему обширному и противоречивому комплексу социально-политических идей, увидевших свет в США и Западной Европе во второй половине XX в.

Во второй части монографии - "От универсализма к партикуляризму" - Дж.Т. Клоп-пенберг представляет читателю развернутую картину истории американской политической и философской мысли второй половины XX в. Он подробно анализирует творчество философа Дж. Ролза. Большое внимание он уделил его известной книге "Теория справедливости" (1971). По мнению автора, вся деятельность Обамы, например, в качестве общинного организатора, стала воплощением в жизнь основных идей этого сочинения. Дж. Ролз утверждал, что демократическому правительству следует стремиться не к расширению льгот для богатых, для представителей самых обеспеченных слоев общества, но к улучшению социального и материального положения беднейших групп населения. Вслед за философом Обама полагает, что общины, во многих случаях, но не обязательно, религиозные, играют существенную роль в жизни общества, говорит о равном значении индивидуальных прав и социального равенства, и приходит к выводу о необходимости уменьшения пропасти между богатыми и бедными. В книге "Политический либерализм" (1993) Дж. Ролз утверждал, что такого рода убеждения проистекают из американской собственной культурно-политической истории, а не привнесены извне. Обама разделяет это мнение.

История американской политической мысли во второй половине XX в. представляла собой арену борьбы между двумя основными школами: фундаментализмом и универсализмом. Судя по книгам Обамы, он глубоко изучил основные принципы этих двух направлений теоретической мысли, вдохновлявших американцев предшествующих поколений. Впрочем, он нередко разделяет критические суждения относительно их методов, оценок, предложенных выводов, раздающиеся из различных научных школ. Не оставляют его равнодушным и напряженные дискуссии

между универсализмом и партикуляризмом, продолжающиеся в американском научном сообществе.

Дж.Т. Клоппенберг обращает внимание читателя, что исследования Г. Вуда, посвященные американскому республиканизму, Р. Пэтнама о гражданском обществе наряду с теоретическими выкладками Дж. Ролза оказали заметное влияние на Обаму и нашли реальное воплощение как в его практической деятельности в Чикаго, так и в его сочинениях. По поводу взглядов этих теоретиков раздавались и критические высказывания. В этой связи автор, прежде всего, указывает на работы Ч. Тэйлора, считавшего необходимым в развитии взглядов Ролза уделить должное внимание проблеме религиозных и этических убеждений и верований, культурным и национальным традициям, играющим основополагающую роль в формировании личности. Одним из самых известных последователей Тэйлора был М. Сэндел. В 1982 г. он выпустил книгу "Либерализм и границы справедливости". В те годы, когда Обама учился в юридической школе, М. Сэндел основал для будущих юристов курс "Справедливость", который остается одним из самых поп

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком