научная статья по теме © Е.С. ДАНИЛКО. РЕЦ. НА: А.А. ПРИГАРИН. РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ НА ДУНАЕ: ФОРМИРОВА- НИЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ В КОНЦЕ ХVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ ВВ. / ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА [МОНОГРАФИЯ] / ОТВ. РЕД. О.Б. ДЕМИН. - ОДЕССА- ИЗМАИЛ-МОСКВА: СМИЛ - АРХЕОДОКСИЯ, 2010. - 528 С История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «© Е.С. ДАНИЛКО. РЕЦ. НА: А.А. ПРИГАРИН. РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ НА ДУНАЕ: ФОРМИРОВА- НИЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ В КОНЦЕ ХVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ ВВ. / ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА [МОНОГРАФИЯ] / ОТВ. РЕД. О.Б. ДЕМИН. - ОДЕССА- ИЗМАИЛ-МОСКВА: СМИЛ - АРХЕОДОКСИЯ, 2010. - 528 С»

ЭО, 2012 г., № 2

© Е.С. Данилко. Рец. на: А.А. Пригарин. Русские старообрядцы на Дунае: формирование этноконфессиональной общности в конце XVIII- первой половине XIX вв. / Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова [монография] / Отв. ред. О.Б. Демин. - Одесса-Измаил-Москва: "СМИЛ" - "Археодоксия", 2010. - 528 с.

Наблюдаемый в последние десятилетия интерес к старообрядчеству, явлению сложному и многоплановому, привел к тому, что его исследование стало одной из самых разрабатываемых проблематик во многих гуманитарных науках, а существующий на сегодняшний день массив литературы о старообрядчестве претендует на особое направление в историографии, включающее как региональные описательные реконструкции, так и попытки теоретического анализа старообрядческого феномена в целом. Вместе с тем новая монография А.А. Пригарина "Русские на Дунае: формирование этноконфессиональной общности старообрядцев в конце XVIII - первой половине XIX вв.", с одной стороны, являющаяся подобной реконструкцией, с другой, - предлагающая теоретико-методологическую модель для исследования замкнутых и одновременно социально-мобильных этноконфессиональных сообществ, не рискует затеряться в этой массе. Монография продолжает сложившуюся историографическую традицию (как краеведческую, так и научную) и вводит в оборот принципиально новый материал, а также развивает (сложившуюся в уже сугубо научной среде) традицию междисциплинарности в изучении старообрядчества, опираясь на разноплановую источниковую базу - сочинения старообрядцев, архивные документы, полевой материал и т.д.

Особенности возникновения старообрядчества и его дальнейшего исторического развития как протестного общественно-религиозного движения способствовали образованию анклавов старообрядческого населения на территориях значительно удаленных друг от друга, как в России (Сибирь, Центральное Черноземье, Урал и Поволжье), так и за рубежом (Украина, Белоруссия, Румыния, Молдавия, Польша и т.д.). Рассматриваемое в монографии Придунавье -регион исторически приграничный, предмет постоянных геополитических притязаний разных государств, по определению автора, "транзитный", где "стабильным оставался только Дунай" (с. 15), характеризующийся демографической подвижностью и социальной мобильностью населения. Этноконфессиональная общность старообрядцев, для которых такое "осознанное расположение на границах разных империй и держав согласовывалось со стратегий выживания группы", складывалось здесь на протяжении длительного периода - с середины XVIII столетия до середины XIX в. Именно этот период, сильно мифологизированный и даже поэтизированный в дальнейшем, по которому имеется множество разнородной литературы, оказался наименее научно освещенным. Его определяющими факторами, согласно А.А. Пригарину, являлись миграции и адаптация, тогда как для дальнейшего существования группы (уже за обозначенным временным рубежом) более важными стали консолидация и эволюция. В этой связи хронологические рамки представляются логичными для исторической части работы, хотя и расширяются практически до наших дней в последних главах монографии, написанных на основе современного полевого материала.

В процессах старообрядческих миграций в Придунавье, названных "очагово-диаспорным способом освоения новых территорий", А.А. Пригарин выделяет три основных направления или географических маршрута, совпадающих с тремя же социальными потоками старообрядцев: со стороны Дона и Кубани - казаки-некрасовцы; из южной и юго-западной России на Ветку и далее на украинско-польские и молдавско-волошские земли - казаки и мещане; из разных российских и зарубежных регионов в Южную Украину и далее за Днестр - наиболее социально пёстрый поток населения (с. 34). Чрезвычайная мозаичность этнического, субконфессионального и социального состава старообрядческих общин усложняла задачу исторической реконструкции, но к чести автора следует заметить, что ему удалось изложить их историю достаточно детально и одновременно цельно. При этом любопытно показан фактор региональной "транзитности", - с одной стороны, регион отображает общие тенденции в образовании конфессионального спектра в старообрядчестве, а, с другой - сам способствует их дальнейшему развитию через этноконфессиональные миграции. Залогом успеха, на мой взгляд, стали два принципиальных исследовательских посыла: отказ от изучения периферийной старообрядче-

Данилко Елена Сергеевна - д.и.н., ведущий научный сотрудник Института этнографии и антропологии РАН; e-mail: Danja9@yandex.ru

190

Этнографическое обозрение № 2, 2012

ской общности в рамках переменчивых политико-административных границ, не отображающих барьеров, существующих внутри группы (субконфессиональных, сословно-социальных и др.), и рассмотрение в качестве доминирующей мотивации старообрядческих переселений "субъективные факторы религиозной привязанности и невозможности их выполнять в предыдущих местах обитания" (с. 36). Последнее, казалось бы, будучи "общим местом" в старообрядческой историографии, как правило, чаще рассматривается исследователями лишь как некий дополнительный стимул для переселений в ряду других факторов, более важных и объективных, по их мнению, - экономических, социальных и т.д. Между тем, на мой взгляд, именно этот момент -необходимость сохранять чистоту веры - позволяет объяснить и обосновать многие спорные, неоднозначные ситуации в истории старообрядчества. К примеру, сложный исторический путь казаков-некрасовцев - уход за рубеж, служба чужому государю, возвращения и новые уходы, появление харизматических лидеров и т.д. Существование на границе империй, будучи с одной стороны, фактором адаптации, с другой, было еще и фактором постоянной нестабильности, особенно в периоды русско-турецких войн, когда необходимость определения своих политических пристрастий осмыслялась едва ли не в категориях выбора между верой и отечеством. Новая монография вносит существенный вклад в изучение истории некрасовцев; этот вклад научно-объективный, основанный на анализе огромного числа источников.

Старообрядческое население Придунавья, как было сказано выше, отличалась чрезвычайной разнородностью, и помимо некрасовского компонента и вкраплений крестьян из различных российских губерний включало еще одну группу, вызывающую до сих пор множество научных дискуссий, - липован (пилипонов). В отличие от многих исследователей, А.А. Пригарин не придерживается точки зрения о существовании выраженной социально-культурной дистанции между казачьим и крестьянским населением, обосновывая принципиальный для него тезис о том, что в регионе исторически сложилась единая некрасовско-липованская общность, связанная множеством взаимоотношений и, прежде всего, верой (с. 151).

В монографии также были рассмотрены вопросы динамики численности исследованной группы и ее демографические свойства (половозрастная структура, брачность, рождаемость и смертность). Анализ перечисленных параметров приводит автора к серьезным выводам об отражении в них условий и механизмов переселений на протяжении длительного исторического периода. В старообрядческой историографии это практически первая подобная попытка. Известная относительность любой старообрядческой статистики, ее фрагментарность и неточность служили серьезным препятствием для использования исследователями демографо-социологи-ческих методик. Созданный прецедент дает основания для развития новых исследовательских практик в "старовероведении", вместе с тем оставляя место и для некоторых сомнений. Частный пример: в разделе о половозрастных характеристиках старообрядцев Придунавья данные за 1808 и 1812 гг. приводятся по нескольким поселениям, разным по каждому году (в 1808 г. с. Жебирияны, 1812 г. - Тучков (Измаил)), но выводы, судя по представленным таблицам и диаграммам, делаются по старообрядческому населению в целом, при этом цифры сравниваются по годам (с. 195-198). Вместе с тем, ни сама методика, ни правильность ее применения А.А. Пригариным не вызывают претензий, скорее можно говорить об отдельных вопросах, требующих большей осторожности в интерпретациях в связи с фрагментарностью и неточностью источников.

Целостность историко-культурной модели существования и развития старообрядческой общности Придунавья достигается автором включением в нее, помимо исторической реконструкции и социально-демографических параметров, характеристики внутренних и локально-групповых связей старообрядцев, системы их жизнеобеспечения, особенностей материальной культуры и социальных структур - общины, прихода, семьи, существующих социально-культурных стереотипов и оценочно-поведенческих норм, языкового поведения. На основе анализа перечисленных этнокультурных компонентов А.А. Пригарин выявляет взаимосвязи между отдельными старообрядческими группами, представляющими "своеобразную сеть", способную восстанавливаться в случае разрушения, а также контакты с местным иноэтничным населением. Воспроизводство конфессионально-территориальных общин происходило, с одной стороны, в соответствии с юридическими нормами конкретных государств, с другой, - на основе кодекса обычного права, согласованном с религиозно-христианскими ценностями. Автор выделяет две различные социальные модели: для территории Добруджи ("заветы Игната" и казачья социальная структура) и для Бессарабии (мещанские общества, общины государственных крестьян и рыболовецкие артели).

Многоуровневость групповой идентичности дунайских старообрядцев, включающая общеэтнический, религиозный, локально-географический компоненты, была рассмотрена автором в контексте хронологической и географической вариативности их самоназваний и внешних антропонимов, а также исторических преданий. Последние, полученные в ходе современных полевых исследований, конечно, не отражают реалии исследуемого периода, однако, позволяют продемонстрировать устойчивость механизма трансляции исторического опыта и являют эвристическую ценность. А.А. Пригариным выявляются ключевые сюжеты, которые постоянно воспроизводятся внутри культуры и транслируются во времени, проходя сквозь систему коммуникативных фил

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком