научная статья по теме Э.С. ЯРМУСИК. КАТОЛИЧЕСКИЙ КОСТЕЛ В БЕЛАРУСИ В 1945-1990 ГОДАХ. ГРОДНО, 2006. 568 С Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «Э.С. ЯРМУСИК. КАТОЛИЧЕСКИЙ КОСТЕЛ В БЕЛАРУСИ В 1945-1990 ГОДАХ. ГРОДНО, 2006. 568 С»

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

Славяноведение,№ 4

Э.С. ЯРМУСИК. Католический Костел в Беларуси в 1945-1990 годах. Гродно, 2006. 568 с.

Исследование истории религиозных конфессий - тема из разряда сложных в белорусской историографии. В советский период она не была востребована в силу ряда причин. Советское государство в разное время рассматривало религию и церковь то как контрреволюционную силу, то как пережиток прошлого в сознании людей. В каждом случае в этом общественном институте власть видела силу, с которой нужно бороться до ее полного исчезновения. Постепенно, целенаправленно, последовательно уничтожать, а не мириться с ее существованием.

Не случайно, что вся издаваемая в советское время литература, касающаяся религии и церкви, носила заведомо пропагандистский, "обличительный" характер. Особенно сильный удар приходился на католицизм, центр которого - Ватикан занял непримиримую к советской власти позицию из-за преследований религии в СССР. Однако жизнь все расставила по своим местам.

В новых условиях возникла настоятельная потребность в глубоком осмыслении места и роли религии и церкви на различных этапах истории страны, анализа позитивного и негативного опыта государственно-конфессиональных отношений. Все это требует иных, чем прежде, подходов к изучению конфессиональной истории, привлечения новых источников, учета достижений отечественной и зарубежной историографии в целях объективного, научного освещения событий и фактов, оценочных выводов.

Такие концептуальные подходы положены в основу рецензируемой монографии. Важно отметить, что монография написана на основании огромного количества исторических источников, как опубликованных, так и неопубликованных. Среди них - Национальный архив Республики Беларусь, Госархивы Гродненской и Минской областей, Госархив общественных объединений Гродненской области, Центральный архив КГБ и Архив управления КГБ по Гродненской области, Госархив Российской Федерации в Москве, Архив новейшей истории в Варшаве, Центральный вой-сковый архив в Рембертове (Варшава). В монографии использовано более 400 исследований как отечественных, так и зарубежных авторов.

Как историк, автор видел свою задачу в реконструкции истории католической церкви в Белоруссии в один из самых драматических ее периодов. Однако эта история не замыкается только в рамках одной республики. Автор избрал путь системно-блочного освещения ключевых аспектов предмета исследования. Он освещает положение католической церкви в БССР на фоне общественно-политической жизни в СССР, в контексте "восточной политики" Ватикана и связей с католической церковью Литвы и Польши. Столь панорамное исследование потребовало привлечения данных из смежных научных дисциплин - религиоведения, правоведения, политологии, социологии, культурологии.

Впервые не только в белорусской, но и зарубежной историографии дан комплексный анализ государственно-конфессиональной политики в СССР и ее реализации в Советской Белоруссии. Важно, что, характеризуя в целом значительные аспекты этой политики, автор акцентирует внимание на особенностях ее проявления в отношении к католической церкви. Можно вполне согласиться с утверждением о том, что советская власть сохраняла контроль над религией через систему административных, политических, идеологических и юридических учреждений, начиная от специального Пятого управления КГБ до Совета по делам религий при Совете Министров СССР. Все они, как правило, при этом руководствовались не столько правовыми нормами, сколько политическими и идеологическими соображениями. Эти меры включали тайное и явное наблюдение за деятельностью духовенства и верующих, административные санкции, пропагандистскую работу и др. (с. 251).

Используя документальные источники, прежде всего архивные, автор приводит ряд фактов в подтверждение своих выводов.

В послевоенный период в отношении католической церкви предпринимались противоправные акты, которые, однако, нередко прикрывались вполне законными действиями. Особенно это касается темы политических репрессий в отношении католического духовенства. Автор провел кропотливую исследовательскую работу, чтобы выяснить всю подоплеку репрессивной политики, методы ее реализации. Так, по данным, приведенным в книге, из имеющейся у автора информации по 102 ксендзам, репрессированным в 1944-1953 гг., на сроки от 1 до 5 лет были осуждены 5 (4.9%), 6-10 лет -37 (36.2%), 11-20 лет - 3 (2.9%), 12-25 лет -49 (48.0%) (с. 128-129). Лишь после смерти И.В. Сталина начался пересмотр приговоров и возвращение ксендзов из сталинских лагерей. Но лишь с конца 1980 -начала 1990-х годов начался, незаконченный до сих пор, процесс их реабилитации.

Важной видится поднятая в монографии проблема закрытия костелов. К сожалению, из-за этой недальновидной по-

литики мы лишились многих бесценных творений нашей культуры. Автор пишет: "Кампания по изъятию костелов приобрела в республике ... масштабный характер. Стало обычным явлением изъятие местными властями у католиков костелов и приспособление их для других целей без разрешения Совета по делам религиозных культов при СМ СССР" (с. 296). Он осмысливает этот аспект антикатолической политики с культурологической и религиоведческой точек зрения: "Лишение костелов их земного предназначения означало не только уничтожение целого пласта истории народа. Уничтожалась традиционная духовная и бытовая культура. Костелы на протяжении веков почитались верующими как символы святости и поклонения. Проходя или проезжая мимо костела, верующие почтительно снимали шапки, крестились, тем самым отдавая дань уважения и Богу, и людям. Использование костелов не по их прямому назначению разрушало эту духовную связь, и тогда на костелы стали смотреть как на обычные здания" (с. 301). Приводимые по областям Белоруссии факты впечатляют. Так, только в Брестской области с 1949 по 1964 гг. было закрыто 44 костела. Многие из них переоборудовали под культпросветучрежде-ния. Не переоборудованными, с крестами и куполами, оставались лишь 10 костелов (с. 301).

Важным аспектом монографии является исследование католической общности - светских католиков, их духовно-религиозной жизни. Как известно, из идейных соображений после Октябрьской революции в стране официально не велась статистика по вопросам вероисповедания. На основании критического анализа имеющихся в распоряжении автора данных, прежде всего отчетов уполномоченных Совета по делам религиозных культов, автор показывает численный состав католиков, религиозного актива. Правда, эти данные весьма относительны, и это отмечает сам автор. Однако приводятся интересные факты, которые свидетельствуют о динамике религиозной жизни на протяжении послевоенных десятилетий и, что весьма ценно, по областям и отдельным районам республи-

ки. Прежде всего, следует отметить в этом плане широкое использование статистических данных - религиозной обрядности, посещений костелов и др.

Автор, соглашаясь со своими предшественниками в том, что в советском обществе имела место тенденция отхода населения от религии, в первую очередь молодежи, показывает и факторы, способствующие ее сохранению. Помимо роли немногочисленного католического духовенства (к концу 1980-х годов в Белоруссии осталось около 50 ксендзов), огромную роль в защите католической церкви сыграли сами верующие.

Автор отмечает, что закрытие костелов, снятие с официальной регистрации религиозных обществ, арест ксендзов, лишение их "справок" на богослужения и другие действия органов власти по сужению сферы влияния католицизма вовсе не означало, что верующие добровольно откажутся от веры. В каждом католическом приходе находились десятки и сотни людей, которые самоотверженно сражались, в полном смысле этого слова, за свою веру, добивались назначения ксендзов на пустующие приходы, не позволяли уничтожать духовные святыни (с. 198).

Автор монографии правомерно усматривает связь советско-ватиканских отношений с положением католической церкви в СССР и БССР. Он показывает внутренние и внешние детерминанты, которые определяли эти отношения, впервые выделяет основные этапы в их развитии. Читатель узнает, что в этих отношениях были и конфронтация, и попытки сторон "найти приемлемые точки взаимопонимания и сближения" (с. 344). В этой связи автор подчеркивает важную роль в налаживании советско-ватиканского диалога во время встреч министра иностранных дел СССР А.А. Громыко, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорного, Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева с Папой римским, представителя последнего кардинала Агостинью Каза-ролли с руководящими функционерами Совета по делам религий при Совете Министров СССР и др. Несомненной удачей является обстоятельное рассмотрение анализируемых отношений в контексте

места и роли папы Иоанна Павла II в истории римско-католической церкви. Именно такой прием позволяет четко понять истоки нормализации отношений с Ватиканом, ставшей реальностью после встречи понтифика с М.С. Горбачевым в конце 1989 г.

Э.С. Ярмусик сумел показать особенности положения католической церкви в БССР и СССР. Сравнивая, например, религиозное положение в Литве, он пишет: "Литва была одной из немногих республик СССР, где католицизм не был повержен: здесь сохранялись костелы, функционировало духовенство, не были полностью уничтожены административно-костельные структуры" (с. 355). На основании документального материала и исследований автор привел факты, свидетельствующие о роли Литовского епископата в активизации религиозной жизни в Белоруссии, особенно на Грод-ненщине.

Довольно обстоятельно анализируются связи духовенства и верующих Белоруссии с польской католической церковью, влияние последней на религиозную ситуацию в республике. Из исследования вытекает, что Польский епископат постоянно держал в поле зрения деятельность католической церкви в БССР, оказывая ей всестороннюю помощь. Правда, об этих связях можно судить только на основе советских источников. Более широкое использование зарубежных, их сопоставление с имеющимися у автора, только бы обогатило исследование.

Несомненным достоинством монографии являютс

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком