научная статья по теме ЕКАТЕРИНА ГЕНИЕВА: ЗАВЕЩАНИЕ «КОГДА Я ДУМАЮ О РАЕ, Я ПРЕДСТАВЛЯЮ БИБЛИОТЕКУ»* Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ЕКАТЕРИНА ГЕНИЕВА: ЗАВЕЩАНИЕ «КОГДА Я ДУМАЮ О РАЕ, Я ПРЕДСТАВЛЯЮ БИБЛИОТЕКУ»*»

Екатерина Гениева:

завещание

«Когда я думаю о рае, я представляю библиотеку»*

ПРЕЖДЕ ВСЕГО, я хочу сказать, что для меня большая честь говорить на юбилейном конгрессе РБА об успешной работе российских библиотек в Год литературы и Год культуры.

Несколько раз во время сегодняшнего открытия, которое я нашла замечательным, шла речь о том, почему юбилейная конференция проходит именно в Самаре. Говорилось о том, что это сильный, развитый в экономическом и культурном отношении регион, который всегда был очень важен для нашей страны, в том числе и в военное время, когда Куйбышев стал запасной столицей Советского Союза.

Но мне кажется, что мы ещё сами не до конца осознали, насколько правильно был выбран этот регион для того, чтобы в Год литературы говорить именно здесь о литературе. Не буду подробно останавливаться на том, какими богатствами располагает Самарская областная библиотека. Это четыре миллиона документов, это редчайшие фонды, которым может позавидовать любая региональная библиотека. Министр культуры Самарской области в своём докладе уже рассказала о богатой литературной составляющей региона. Здесь необычайная концентрация литературных сил. Не стану приводить огромный перечень тех блистательных имён, с которыми так или иначе связана самарская земля. Эти люди творили здесь, они создавали библиотеки.

Когда я обдумывала своё выступление, я хотела, чтобы в нём обязательно была библиотечная составляющая. И мне пришло на память высказывание, директора национальной библиотеки

Аргентины, великого библиотекаря-слепца Хорхе Луи Борхеса. Бетховен не мог слышать своих собственных произведений, а Борхес никогда не видел книг, которые его окружали. Великий слепец знал весь свой фонд наизусть. Ему принадлежит замечательная фраза: «Когда я думаю о рае, я представляю себе библиотеку». Что означает это высказывание для нас с вами?

Российские библиотекари доказали, что им многое по плечу. В прошедший Год культуры и в последовавший за ним Год литературы мы осуществили множество самых разных мероприятий, которые, так или иначе, подчёркивали значимость культуры и роль литературы для развития современного российского общества. Мы полностью охватили этими мероприятиями территорию России. Каждая библиотека придумала и осуществила такие разные, совершенно удивительные проекты. Мы с вами относимся к Году культуры и Году литературы не как к формаль-

* Выступление на Конгрессе РБА-2015 в Самаре

ности, мы задумываемся о том, что это означает стратегически для развития библиотек в России, как помогает расставить нужные акценты, привлечь внимание общественности к литературе и книгам, привлечь людей в библиотеки.

Вы спросите, причём здесь Борхес? Хорхе Луи Борхес считал, что литература помогает сохранить национальный и мировой коды. Национальный и мировой коды — это этика, это эстетика, это различные правовые и нравственные нормы, зафиксированные в литературных произведениях. Это то Слово, которое существует вне зависимости от исторического момента. Вне зависимости от того, как меняется представление общества о самом себе. Все мы знаем, что «Вначале было Слово...» Слово, которое теперь воплощено в миллиардах книг. Если бы мы хотели охватить земной шар всеми книгами, которые были изданы за всю историю человечества, нам бы это вполне удалось. И, вероятно, вот в этом многообразии воплощений Слова и состоит главный смысл нашей с вами деятельности.

Что заключается в национальном культурном коде? Борхесу принадлежит ещё одно известное высказывание, которое библиотекари тоже очень хорошо знают: «Книга мертва, пока к ней не прикасаются тёплые человеческие пальцы». Наше Слово, наши великие литературные произведения ждут, чтобы мы с вами донесли их до наших современников: детей и взрослых.

Каждая эпоха имеет свой код. Когда мы смотрим те коды, которые присутствуют в литературе, мы понимаем, что в разные времена одни и те же[|>

-¿25/

#13 [247] 2015 Д ЛО ^¡р

произведения прочитываются по-разному. Например, когда мы на филологическом факультете МГУ изучали творчество М. Ю. Лермонтова, то в первую очередь запоминали, что Печорин - это герой, через которого Лермонтов критиковал современное ему общество. Что мы сейчас видим в творчестве М. Ю. Лермонтова? Что это был один из самых великих, самых мистических и религиозных поэтов мира. Как двенадцатилетний мальчик смог написать одно из самых восхитительных в мировой литературе стихотворений — «По небу полуночи ангел летел...»? Для ребёнка такое невозможно, если только он не связан тайными мистическими узами с секретами мироздания. В дневнике Л. Н. Толстого есть такая запись о М. Ю. Лермонтове: «Доживи он хотя бы до 37 лет, нам не надо было бы Пушкина». Эта интересная мысль заставляет задуматься, какие гениальные произведения Лермонтов мог бы написать.

Ещё о прочтении национальных кодов в разные эпохи: литературное наследие Б. Л. Пастернака — стихи, «Доктор Живаго», замечательные переводы — были когда-то запрещены, а сейчас заслуженно считаются мировыми шедеврами. Но эти произведения будут гениальными во все времена, вне зависимости от сиюминутной политической ситуации.

Дмитрию Сергеевичу Лихачёву, который высоко оценивал значимость библиотек для сохранения и развития культуры, принадлежит высказывание о том, что если в мире всё погибнет, но останется хотя бы одна библиотека, мир обязательно возродится. Как мы должны это понимать? Неужели библиотека — это Ноев ковчег? Я убеждена, что и Борхес и Лихачев говорят нам об одном и том же, а именно — о великом феномене библиотеки, которая в состоянии удержать мир от ненависти, хаоса и апокалипсиса. О том, что места на Земле хватит всем, если нет ненависти и вражды, а присутствует сострадание.

На гранитном пьедестале памятника А. С. Пушкину, что стоит в центре Москвы, на Тверском бульваре, высечены слова, которые мы должны осмыслить на высоком нравственном уровне, если говорим о роли литературы в обществе: «... и милость к падшим призы-

Д Л О #13 [247] 2015

вал». Идеи терпимости, сострадания, понимания, уважения должны пронизывать деятельность каждой библиотеки как территории культуры. В сегодняшнем мире осталась только одна площадка, на которой можно вести разумный, равноправный, этический диалог между разными национальностями, политическими силами, между поколениями людей. Библиотека — именно та территория, где через Слово, через тёплые пальцы, прикасающиеся к книгам или смыкающиеся в рукопожатии, может решить те вопросы, которые политики очень часто решить не могут. К нам приходят люди самых разных вероисповеданий и убеждений, и мы принимаем и выслушиваем их.

Наверное, у каждого из нас есть какие-то любимые цитаты. Есть они и у меня. Например, хорошо известные всем со школьной скамьи слова М. Горького: «Любите книгу — источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать вас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренно любить человека». Другая цитата, которой я бы хотела бы с вами поделиться, взята из нобелевской речи И. А. Бродского. Это само по себе удивительное литературное произведение, блеск филологической мысли, в котором есть и такие строки: «.я полагаю, что для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего. И я говорю именно о чтении Диккенса, Стендаля, Достоевского, Флобера, Бальзака, Мелвилла и т. д., то есть. литературы, а не о грамотности, не об образовании». Это слова человека, много пережившего, но не утратившего веру в литературное слово.

И у нас, библиотекарей, есть надежда, что те люди, которые читают Сервантеса, Диккенса, которые вдумались в рассказы Чехова, в поэтические строки Пушкина, будут способны к пониманию, состраданию и любви к ближнему. Мы, библиотекари, владеем ключами от царства Слова, царства Книги. Это невероятная ответственность, сродни ответственности медика, дающего клятву Гиппократа: «Не навреди!» Наша клятва: «Умей слушать другого», и этому нас учит литература.

Следующий пример — феномен У. Шекспира. Вопрос о том, кем был этот писатель на самом деле, творил ли под этим именем другой человек или несколько авторов, остаётся загадкой, интеллектуальной игрой. Но главное — нам достались в наследство гениальные тексты, которые постоянно получают новые трактовки. В мире, где бушуют человеческие страсти, в мире после Хо-локоста, Второй мировой войны и других ужасов ХХ и XXI веков, они не теряют своей актуальности, и фраза: «Чума на оба ваши дома!», приобретает совершенно новое значение.

В заключение я хотела бы сказать следующее: мы с вами готовы от различных мероприятий и действий, которые мы посвятили Году литературы, перейти к осмыслению того, зачем нужна библиотека сегодня. Высказывание Д. С. Лихачёва о библиотеке становится применимым к каждому из нас. Мы с вами живём в эпоху всё подчинивших себе электронных технологий. Мы живём в эпоху после Гутенберга, после Ивана Фёдорова, в новую эпоху существования цифровой книги. Хорошо это или плохо?

Если представить себе те миллиарды книг, о которых я говорила в начале выступления, то нам должно быть всё равно, в какой форме книга существует: глиняная табличка, свиток, рукопись, печатное издание и т. д. Объективно, наши библиотеки начинают сами отталкивать читателя, выгонять из своих стен. Мы внедряем новые технологии, и это совершенно естественно, так как прогресс нельзя остановить. Но тем самым мы разрушаем своё традиционное пространство. Это судьба библиотек не только в России, но и во всём мире.

В Великобритании четыре года тому назад было закрыто более 3-х тыс. публичных библиотек. По какой причине? Для экономии средств, потому что чиновникам показалось, что их посещает слишком мало людей. К счастью, британские социологи провели специальное исследование с целью выяснить, что будет с нацией, если библиотеки продолжат закрываться. Ответ прост: через несколько лет наступит эра оскудения, одичания, падут моральные устои и образовательный уровень населения, страна начнет отставать в научной, эко-

номической и других о

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком