Экология культуры как условие сохранения будущего
В.В.СЕРГЕЕВ кандидат социологических наук
Последние годы и в мире, и в России политические деятели и ученые, работники культуры и искусства, средства массовой информации все больше внимания уделяют проблеме ухудшения состояния окружающей среды, варварского отношения к природе, дегуманизации межнациональных и межличностных отношений.
Экологизация, гуманизация сознания, духовности, культуры и искусства, информации являются основополагающим условием выживания человечества в XXI в. Крупнейшими центрами духовного и физического загрязнения, разработки и реализации глобальных концепций и программ загрязнения духовной и экосферы являются крупные города, в особенности мегаполисы всех стран мира. Здесь на протяжении последних полутора-двух веков разрабатываются стратегия и тактика тотального наступления на живую природу, безжалостной эксплуатации ее ресурсов на потребу прихотям и гипертрофированным, доведенным до абсурда запросам потребительского общества. Именно в XX столетии человек, особенно житель мегаполиса, перестал ощущать себя лишь частью природы, возомнил себя властелином Земли, ее недр и даже космического пространства, перестал ощущать окружающий мир таким же живым, как и он сам, чувствовать себя лишь производным, мельчайшей частицей этого безграничного, многомерного, сложного и разумного мира. Состояние окружающей среды, непрекращающиеся экологические катастрофы привели к тому, что человечество стало
осознавать всю пагубность своего экологического невежества.
Культура, культурно-воспитательные учреждения, искусство обладают колоссальным и практически не используемым потенциалом в деле экологического воспитания населения, поэтому культура, искусство сами должны стать высокоэкологичными, духовными, очиститься от скверны губительной для души массовой культуры.
Культура многогранна. В ее
функционально-содержательном аспекте она выступает и как культура труда, и как политическая культура, художественная культура потребления и культура досуга, культура поведения и культура межнациональных отношений, молодежная субкультура и т.д. Общественное же сознание, государственные институты сужают значение этого понятия, подразумевая под культурой исключительно художественную культуру, искусство, творчество и оттого недооценивая ее роль и значение для государства и нации. В компетенцию государственных структур управления культурой фактически входят лишь вопросы искусства, творчества, оставляя вне сферы влияния, а значит и влияния государства все остальное многозначное и многомерное поле культуры. Именно в этом кроются причины многочисленных просчетов и неудач государства в области экономики, политики, воспитания и т.п.
Внешнее воздействие окружающего мира на личность происходит в сочетании с ее саморазвитием. Саморазвитие - это творческое отношение индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного воздействия на внешний и внутренний мире целью их преобразования. Говоря о саморазвитии, можно предполагать, что речь идет о человеке, который усвоил определенную совокупность знаний, ценностей, ответственности, способы деятельности и поведение, имеет сложившиеся или складывающиеся от-
ношения к миру, людям, событиям, задачам, самому себе, жизни в целом. Саморазвитие - непрерывный процесс. Жизнь и возрастание профессиональных обязанностей и требований, предъявляемых к нему, настоятельно диктуют необходимость самосовершенствования, которое предполагает выделение следующих элементов, соответствующих основным структурным компонентам личности: самопознание, самопобуждение,
программирование профессионального и личностного роста, самореализация1.
Недостатки в воспитании, негативные внешние факторы окружающей действительности отрицательным образом влияют на личность, искажая сознание, духовный мир человека, который в зависимости от своего социального статуса в большей или меньшей степени воздействует на мир. В переломные периоды истории, когда диапазон позитивного или негативного влияния на общество, личность особенно велик, целостное гармоничное развитие личности бывает затруднено. Ей приходится выбирать между добром и злом, пороком и добродетелью, интересами общества и своими собственными и ошибки в этом выборе обходятся особенно дорого как для самой личности, так впоследствии и для общества, государства, когда ложно выбранные ориентиры одного навязываются близкому и отдаленному окружению. Духовно и культурно нищий политик, экономист не способны предложить обществу ничего положительного и истинно ценного.
Важнейшими факторами формирования личности, ее творческих способностей, отношения к окружающей действительности - будь то природа, государство," общество, ближайшее окружение или трудовая деятельность - являются воспитание и образование,
1 См.: Битянова Н.Р. Культура профессионально-психологического саморазвития преподавателя. М., 1995; Психология личностного роста. М., 1995.
развитие духовности, интеллекта и культуры, решающим образом влияющих на сознание. Именно различием среды, условий и традиций воспитания, культуры обусловлено различие наций, народов, народностей и племен, населяющих нашу планету. Именно поэтому жители Гвинеи так не похожи на парижан, а то, что американцы возводят в категорию мировых ценностей, жителям европейских стран и россиянам не подходит из-за исторических и культурных традиций. Многотысячелетнее формирование мировой системы как многополярной предполагает не только организационную, структурную, политическую
многополярность, но и прежде всего многополярность культурную, являющуюся основой мироустройства. К однополярности всегда стремились и стремятся варварские народы, лишенные культурных основ, традиций и оттого внутренне страдающие комплексом собственной культурной неполноценности и навязывающие свою примитивную культуру другим, более развитым государствам, нациям и народам с использованием силы - военной, экономической или, как в наше время, информационно-пропагандистской.
Тем более что в каждой стране, подвергающейся такого рода экспансии, всегда наличествует «пятая колонна» людей, духовно и культурно нищих, которые и становятся проводниками и ретрансляторами в общественное сознание, государственную идеологию «новых, прогрессивных» идей. У людей же, соответствующим образом воспитанных, образованных, культурных, вырабатывается культурный иммунитет против такого рода антикультурной экспансии, являющейся проявлением своего рода фашизма в сфере духовности и культуры, антидуховной диктатуры, опирающейся на силу и власть.
Постоянно растущие потребности человека могут удовлетвориться различными способами - в процессе собственного труда и творчества и в присвоении результатов обще-
ственного труда. Когда человек пытается удовлетворять свои потребности за счет других, захватывая национальное достояние (земли, природные ресурсы, принадлежащие всему народу предприятия, грабя население), это свидетельствует о том, что он следует принципам лишь своей личной материальной выгоды, попирая основопологающие принципы духовности и морали. Человек с богатым духовным миром не может стать убийцей и грабителем, духовно несостоятельное общество не способно возвести гуманные принципы в норму, гуманистически неориентированное государство не может возвести гуманные принципы в основу своей внутренней и внешней политики.
Культура - это созидательный процесс и результат деятельности человека, когда в недрах живой природы создается нечто новое, способное сберечь и приумножить духовную энергию человека и человечества. Антикультура - процесс губительный, результатом которого является разрушение гармонии между прошлым, настоящим и будущим, между людьми, между человеком и обществом, природой и человеком, ведущий к гибели цивилизаций. История знает немало примеров такого вырождения и гибели.
«Культурная динамика связана не только с рождением нового. Развитие культуры немыслимо без процесса отбора культурного наследия. Его часть включается в новый социальный контекст и обретает иное звучание и смыслы в современной культуре. Так, развертываясь во времени и пространстве, культура не только обновляет, но и сохраняет себя, связывая прошлое с будущим»2.
Данные социологических исследований выявили совокупность ценностей, отражающих предполагаемое поле деятельности на основе толерантных факторов. К их числу
2 Астафьева О.Н. Неустойчивость и нестабильность в культурной жизни: Кризис ли это? // Поиск, 2002, № 2 - 3 , с. 39.
относятся ценности социальных справедливости, престижа, стабильности и порядка, активности. Вместе с тем социокультурная ситуация не может не учитывать ряда негативных ценностей, которые характерны для общества: это социальная вражда, социальный пессимизм, апатия, уход в личную жизнь или, наоборот, излишняя агрессивность, готовность решать возникающие конфликты не цивилизованным путем переговоров, поиска оптимальных решений, а силовыми методами.
Консолидации общества будет способствовать изменение концепции человека, переход от теории «экономического человека», которому свойственны индивидуализм, изолированность, рационализм, ориентация на удовлетворение материальных потребностей и денежную выгоду, к пониманию человека, в значительной степени иррационального, включенного в социальную, коммуникативную, смысловую, экономическую и духовную среду. При этом большое значение придается энергии каждого отдельного человека, сочетанию удовлетворения его потребностей в творчестве с общественной пользой3.
Культура мира - это совокупный образ такого общежития государств и народов, различных социальных институтов и отдельных людей, когда войны и насилие, сопровождавшие человечество всю его историю, постепенно уйдут из жизни. Одновременно культура мира - динамичный процесс, в который вовлекаются все большие массы людей, стремящихся перенести в третье тысячелетие основополагающие принципы, принципы демократии, социальной справедливости, моральной и интеллектуальной солидарности людей.
Необходимо поощрять, поддерживать сплочение людей вокруг идеи возрожд
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.