научная статья по теме Елабужская новокрещенская школа XVIII века: историческая зарисовка Биология

Текст научной статьи на тему «Елабужская новокрещенская школа XVIII века: историческая зарисовка»

ЕЛАБУЖСКАЯ НОВОКРЕЩЕНСКАЯ ШКОЛА XVIII ВЕКА: ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАРИСОВКА

Корнилова И.В., Магсумов Т.А.

Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, г. Набережные Челны, Россия

Статья на примере Елабужской новокрещенской школы поднимает проблемы создания и функционирования учебных заведений для детей крещеных нерусских народов полиэтноконфессионально-го Волго-Камского края.

Ключевые слова: новокрещенская школа; Елабуга; дворцовое село; христианизация; Волго-Камский край.

YELABUGA NOVOKRESHCHENSKAYA SCHOOL OF THE XVIII CENTURY: HISTORICAL SKETCH

Kornilova I.V., Magsumov T.A.

Naberezhnochelninsky Institute of socio-pedagogical technologies and resources, Naberezhnye Chelny, Russia

The article on the example of the Yelabuga novokreshchenskaya school lifts problems of creation and functioning of educational institutions for children of the baptized non-russian people of polyethnoconfessional Vol-ga-Kamsky region.

Keywords: novokreshchenskaya school; Elabuga; Palace village; Chris-tianization; Volga-Kama region.

В последнее время в связи с растущим вниманием современных исследователей к проблемам межэтнических и межконфессиональных взаимо-

действий и взаимовлияний в общероссийском масштабе и на уровне регионов, возникла необходимость обращения к истории просветительской политики среди новокрещенского населения, проводившейся в рамках политики христианизации полиэтноконфессионального Волго-Камского края.

О новокрещенской школе в Елабуге сохранилось не так много сведений, поэтому многие современные исследователи часто не упоминают о существовании первой школы в Елабуге в XVIII столетии [1]. Однако исследователи второй половины XIX века проделали огромную работу по сбору и систематизации источникового материала о проводившейся политике насильственной христианизации народов Волго-Камья и об открытии новокрещенских школ как элемента этой политики. В том перечне работы Е.А. Малова, профессора Казанской духовной академии [5], П.Н. Луппова, исследователя Вятского края [4], С.В. Ешевского, профессора истории Московского университета [3] и др.

Русская колонизация Волго-Камья, начавшаяся со второй половины XVI века, преследовала цель укрепления позиций Русской Православной церкви путем проведения политики насильственного крещения и насаждения среди местного населения христианской веры. Многие нерусские народы края, принявшие православие, сохраняли традиционные религиозные верования, что свидетельствовало о слабом проникновении христианских понятий в повседневную жизнь местных нерусских народов [3]. Наиболее сложной проблемой миссионерской деятельности в XVIII столетии был вопрос открытия учебных заведений для детей крещеных народов края, в которых они должны были обучаться русскому языку.

В 1740 году в Казани была образована Контора новокрещенских дел, преобразованная из созданной в 1731 году в Свияжске Новокрещенской комиссии для крещения народов Среднего Поволжья. Одной из главных задач Конторы было обучение нерусских народов русскому языку. С этой целью правительство и Синод выработали специальную инструкцию, согласно которой в Волго-Камском крае должны были быть открыты четыре новокрещенские школы для подготовки духовенства, знающего местные языки, - в городах Казани, Цивильске, Царевококшайске и двор-

цовом селе Елабуге. Согласно Указу от 17 сентября 1740 года, во вновь открытых школах должны были обучать детей читать и писать по-русски таким образом, чтобы при этом они не забывали своего родного языка.

Открытие новокрещенской школы в дворцовом селе Елабуга состоялось только в 1749 году, после того, как были выделены необходимые средства, в присутствии игумена Евмения, правителя Конторы новокрещенских дел. Школа представляла собой комплекс деревянных зданий, окруженных деревянных забором, т.е. собственно школа и общежитие при ней, а также «изба пекарня, изба больничная, поварня, баня, два амбара, из которых в одном помещался погреб» [4, с. 793].

Начальником школы был назначен игумен Елабужского Троицкого монастыря. Кроме того, был особый смотритель, заведовавший хозяйственной стороной. Известно, что эту должность занимал гвардии отставной капрал Тимофей Козлов. Первым учителем был дьячок Ела-бужской Спасской соборной церкви Стефан Кочкин, избранный на эту должность игуменом Евмением и утвержденный Конторой новокрещенских дел 11 января 1750 года. Обучением детей также занимались священники Спасского собора - Петр Иванов и дьякон Иван Григорьев, дьякон Покровской церкви Стефан Амбарский.

9 января 1754 года учителем новокрещенской школы указом Елабужского Духовного Правления был назначен дьякон Спасского собора Афанасий Грунцевский. В сохранившейся выписке из дел Елабужского Духовного Правления говорится, что Грунцевский определяется «для обучения школьников новокрещенских детей русской грамоте и скорописному (писму) и для смотрения за теми школьниками, чтоб они своих природных языков не позабывали и для наставления их, чтоб на тех своих языках иноверцам от писания божественного преподавать могли и для прилежно-тщательного в обучении тех школьников радения и для обучения самому ему диакону Грунцевскому иноверческим языкам, из каких оные ученики собраны и для толкования оным же школьникам временно катихизиса о символе веры, о законе и о заповедях и о таинствах церковных и о прочем для сказывания ему-ж диакону в упомянен-

ную (?) по вся воскресные и праздничные дни предики и для читания по частям выше показанного же им катихизиса» [4, с. 794-795].

Указом от 17 сентября 1740 года строго регламентировался процесс обучения. Так, за счет Конторы новокрещенских дел в школу были закуплены учебники, рекомендованные «Указом». Среди них: псалтырь, часослов, катехизис. По этим учебникам обучали учеников чтению в течение двух-трех лет, причем процесс обучения сводился к механическому зазубриванию текстов, необходимых для церковного пения и церковных служб. На практике оказывалось, что большая часть учеников была неспособной к овладению грамотой. Хотя многие исследователи отмечают, что неспособными были не ученики, а учителя [2; 6]. Так, современный исследователь В.Д. Димитриев отмечает, что «.. .преподавали неподготовленные учителя. Недопущение родного языка в преподавание не позволяло учащимся в достаточной степени усваивать изучаемые дисциплины» [2]. Действительно уровень преподавания был крайне низкий, так как сами учителя не имели для этого достаточного образования. Это были в основном низшие духовные лица (дьячки и пономари), имевшие образование не выше низших классов семинарии или вообще не имевшие никакого образования, а только знавшие грамоту.

О первых воспитанниках школы сохранились сведения в донесении двух учителей школы о пожаре, случившемся через два года после открытия, 1 октября 1751 года. Они называют фамилии и имена нескольких учеников, являвшихся свидетелями пожара. Среди них: Илья Иванов, Семен Никитин, Алексей Петров, Иван Степанов, Елисей Иванов [4, с. 795]. Других сведений не сохранилось. Поэтому не известно, сколько учеников всего обучалось в школе, хотя частично сохранились данные о том, к каким народностям они принадлежали (чуваши, удмурты, марийцы, крещеные татары). Учащихся в новокрещенские школы набирали в принудительном порядке. Зачисленные в школу исключались из «подушного оклада» и причислялись к духовному сословию. Нередко учащиеся зачитывались в счет рекрутских наборов. Следует заметить, что из-за скудного материального положения новокрещенских школ, условия жизни учеников были ужасные, вследствие чего значительное число детей в них умирало.

Новокрещенская школа в Елабуге два раза подвергалась пожару - 1 октября 1751 года и 18 апреля 1753 года. Можно предположить, что виновниками поджога были учащиеся школы. Эта гипотеза не удивительна, т.к. в ХУШ веке к обучению весьма негативно относились как русские, так и нерусские народы края, не желавшие отдавать своих детей в школы. Более того, миссионерам нередко приходилось принудительным способом отбирать детей у родителей или выплачивать последним определенные суммы.

Несмотря на поджоги, новокрещенская школа была сохранена, но процесс обучения в ней 16 марта 1754 года прекратился. Все школьные постройки и имущество в течение трех лет находились под присмотром игумена Троицкого монастыря в Елабуге Никона. Однако 8 апреля 1757 года очередной пожар в Елабуге уничтожил в числе не менее ста домов и школьное здание.

Контора новокрещенских дел не стала восстанавливать новокрещенскую школу в Елабуге, т.к. к этому времени уже было очевидно, что эти школы не выполнили свою задачу. В 1763 году Синод распорядился о закрытии новокрещенских школ, ибо «обучающиеся в тех школах новокрещенские дети, писал Синод в своем представлении, по большей части к обучению непонятны» [5].

В целом, новокрещенская школа в Елабуге функционировала не более пяти лет. В 1754 году Елабужская школа по инициативе епископа Луки (Конашевича) была переведена в Казань и объединена с Царевококшай-ской и Свияжской в одну. Для этого в татарской слободе был построен комплекс учебных зданий. Все учащиеся елабужской школы были также переведены в Казань. Исследователи отмечают, что организация учебного процесса в новокрещенских школах была примитивной и не выполняла отведенной им роли. Большинство выпускников новокрещенских школ пополнило ряды духовенства, часть - продолжила обучение в Казанской духовной семинарии.

В целом, из-за отсутствия специальной педагогической системы эффективность обучения в новокрещенских школах оказалось крайне

низкой. Неудавшаяся практика создания и функционирования новокрещенских школ показала, что необходимы более эффективные методы христианского просвещения и русификации нерусских народов полиэт-ноконфессионального Волго-Камья. В 1860-е годы известным миссионером Н.И. Ильминским будет разработана система организации широкой сети миссионерских школ, в которых будет введена практика богослужения на национальных языках, привлечения к просветительской работе национальных кадров. Особое внимание будет уделено и просвещению крещен

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком