научная статья по теме Элита и эрзац-элита: социальные фантомы в политике и экономике Философия

Текст научной статьи на тему «Элита и эрзац-элита: социальные фантомы в политике и экономике»

Л.Н.ВАСИЛЬЕВА

кандидат политических наук, ассистент кафедры политологии и социальной технологии Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ)

Элита и эрзац-элита: социальные фантомы в политике и экономике

Я думаю, что правильный путь в рай должен быть таким: найти дорогу в ад и держаться от нее подальше.

Никколо Макиавелли (Письмо к Гзиччардини, 3 января 1526 г.)

Рассуждения о некоторых особенностях индивидуального и общественного сознания. Человеческое мышление обладает одной странной особенностью. Мы объясняем для себя мир, воспринимая его не полностью, а в приемлемой, упрощенной форме. И плоды нашего воображения бывают для нас намного реальнее того, что окружает в действительности.

Прекрасный пример неоднозначного восприятия людьми довольно простой ситуации - сказка о голом короле. Усомниться в очевидном, не поверить собственным глазам вполне возможно, если рациональное мышление не допускает мысли о подобном явлении, а восприятие через слух дает воображению совсем другую картину. Глаза видят, что король гол; уши слышат восхищенные возгласы по поводу нового платья короля; бремя определенных культурных стереотипов не позволяет усомниться во мнении окружающих; страх выделиться, оторваться от большинства заставляет включиться в общий хор одобрения.

Однако поскольку присутствует сомнение, в один миг все меняется при

возгласе мальчика: «Король-то голый!» Ребенок в данной сцене воспринимается как безусловный авторитет, тогда как любой взрослый на его месте мог вызвать сомнения в искренности, быть заподозренным в желании получить дивиденды от ситуации. Другие ведь видят не хуже, а этот что - самый умный?

Познание социальной или политической действительности лишь в небольшой мере основано на непосредственном чувственном восприятии. Оно требует знаний опосредованных и обобщенных. Здесь нельзя обойтись без высокого уровня абстракции от непосредственно ощущаемого и воспринимаемого. Обыденное сознание, естественным образом упрощая природу социального явления, воспринимая проявления сознания через акт сознания же, создает для себя те серые зоны, где суть происходящего иногда теряется во мраке искренних заблуждений или под влиянием откровенных манипуляций.

Существуют отработанные приемы и технологии того, как видимую непредвзятым взглядом абсурдность познаваемого обратить в фундамент прочной веры. Основанием для этих массовых социальных экспериментов служит та особенность мышления, что в любом опыте познания сопоставление результатов идет не с фактами как таковыми, а с их интерпретациями. «Упростить» процесс мышления, превратив его в равномерное и прямолинейное следование по столбовой дороге автоматического усвоения стереотипов - это основной способ действия идеологий. Поэтому массы бывают иногда так широко охвачены какой-либо системой упрощенных представлений, с которой потом легко расстаются.

Вопросы доверия - одни из важнейших в нашей жизни. Источником доверия обычно служит прошлый опыт. Но доказательства на основе логики, прекрасно работающие в сфере мысленных математических объектов, воспринимаются в повседневной жизни далеко не так однозначно.

Поиск весомых оснований для доверия изобретениям ума, не основанным на непосредственном опыте - это сложнейшая задача теории познания и повседневной жизни человека. Главная логическая ловушка для общественного сознания и сознания отдельного человека состоит в том, что в вопросах веры, которая не может быть опровергнута опытом, ищут доказательства из области проявлений физического мира, доступных нам только из опыта.

Тогда начинаются объяснения, каким должен быть опыт, исходя из конечной цели, из того, что доказывается. Непосредственные ощущения загоняются в узкую колею рассуждений, которые должны привести к заданному результату, т.е. телега ставится впереди лошади. Если человек «должен» увидеть короля в новом платье, то в определенной Социальной среде усомнится он прежде всего в собственном зрении и рассудке, если король раздет донага.

Культура как матрица самоорганизации общества. Культура каждого человеческого общества создает ту систему норм, целей и приоритетов, сквозь призму которых воспринимает себя индивидуум, принадлежащий социуму. Социальные институты культуры являются опорами, фундаментом для выстраивания социального действия. Иногда их можно сравнить и с Прокрустовым ложем для самовыражения личности. Приоритеты и цели, задаваемые культурой, несоизмеримо долговечней жизни отдельного человека.

Культура задает вектор развития и личности, и обществу. Индивид воспринимает себя со стороны, определяемой культурой, дополняя себя или корректируя собственную природу в направлении, приемлемом для данной культуры. Здесь играют важнейшую роль и религия (так как культура пронизана религиозностью, даже если пребывающий в ней индивид этого не подозревает), и бытовой уклад. Логика внутренней структуры общества формирует, казалось бы, спонтанные проявления и импульсивные действия личности.

Отсюда проистекает готовность или не готовность человека к идеям, которые развиваются или отторгаются культурным бытием. Культура формирует общества как единый организм. Собственно, человек предстает социальным индивидом только в качестве творения культуры.

Неразрывная связь времен имеет в каждой культуре собственную интерпретацию, представляя собой своеобразный для каждого общества способ постижения истории. При этом любые масштабные социальные перемены влекут за собой переосмысление прошлого, настоящего и будущего. Таким образом время наполняется смыслом, а жизнь привязывается к цели.

Фундаментальная смена культурных стереотипов и правил -тяжелейший, болезненный процесс. Психологический дискомфорт, которым она сопровождается, не позволяет за одну смену поколений совершаться более чем одному такому слому. Эти процессы дают обильную пищу для размышлений, представляя область исследований социальной психологии. Поэтому с начала XX в. психологи и психиатры все чаще обращаются к изучению воздействия на большие группы населения макросоциальных стрессовых ситуации, связанных с переустройством общества.

Наука - это продолжение культурного процесса, она также участвует в поиске высших смыслов. Но если для тех, кто занимается наукой, истина не представляет для себя культурной ценности, то между их научными «изысканиями» и гуманитарной культурой возникает разрушающее противоречие. Такая «наука» начинает диктовать, каким должен быть опыт, выдавая догмы, являющиеся лженаукой по определению. Представители такой «науки» участвуют в разработке и внедрении в массовое сознание тех идеологий, которые безотказно действуют на психику через механизмы «понижающей селекции». Реагирование на такую психологическую обработку «нормального человека», т.е. человека, склонного к

поверхностной рефлексии или не склонного к ней вовсе, выражается в абсолютизации мировоззрения. Именно в таком состоянии человек толпы, массы - любимый объект приложения энергии разнообразных вождей.

В состоянии подобной психической возбудимости человек теряет ограничения, т.е. понимание того, что нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Подвергаются ломке устойчивые структуры личности. Происходит кризис личностной идентификации, когда человек определяет себя только так, как позволяют или навязывают обстоятельства. Индивид начинает представлять из себя легко заменяемую или перепрограммируемую социальную функцию, целиком зависящую от аргументов, транслируемых властью.

Культура, в которой не практикуется и не поощряется способность и привычка мыслить самостоятельно, плодит и множит людей массы, мыслящих «как все». Именно эту массу «харизматический» вождь использует по своему усмотрению. Технология манипуляции достаточно проста - это попытка добиться своих целей за счет другого человека или социальной группы через предоставление неполных, лживых или поданных в выгодном свете сведений о явлении или ситуации. Обращаясь к толпе, обращаются к «социально типичным» чертам личности, типичным стереотипам, типичным страхам и рефлексам...

Социальная эволюция - это скачок, переворот, прежде всего, в индивидуальном поведении, который закрепляется затем в общественных нормах и политических институтах. Вслед за этим с полным правом можно говорить об изменении форм общественного развития, закреплении и реализации новых ценностей и целей. Эволюция имеет историю в том смысле, что она лишена линейности, цикличности, прошлое и будущее в ней несимметричны. Неопределенность, непредсказуемость, необратимость - это те фундаментальные понятия, составляющие суть философии нестабильности, без которых невозможно рассмотрение законов социальной эволюции.

В общем случае система представляет собой множество иерархически организованных подсистем, между которыми существуют некоторые взаимодействия. Таким образом, поведение индивидуума является «подсистемой» поведения социума. Элементы этого поведения оказывают влияние на существование популяции.

Два основных критерия связывают индивидуальный и коллективный опыт, определяя все дальнейшее поведение: объем информации и характер ценностей определяются через культурную матрицу и индивидуальный выбор. Все социальные свойства индивида основываются на этих критериях. Любой социум представляет собой систему, в которой каналы распространения информации и формирования ценностей работают при наличии определенных социальных механизмов. Некоторый объем информации воспринимается индивидуумом тем адекватней, чем более высокой когнитивной сложностью мышления он обладает. Характер ценностей влияет на определение целей деятельности, мотивацию поведения (направление и точки приложения активного поведения) и определение потребностей (что считать необходимым, достаточным и возможным для обеспечения нормальной жизни организма, развития человеческой личности и общества в целом).

Нестабильность самоорганизующихся систем (в силу свойства фрактальности) в социальном мире востребует такое качество индивида, как высокая вариативность поведения. Неравновесность предполагает наличие бифуркационных и адаптационных механ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком