научная статья по теме ЭЛЛИНИЗАЦИЯ И ВАРВАРИЗАЦИЯ АНТИЧНЫХ ГОСУДАРСТВ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ (КАЛЛИПИДЫ И МИКСЭЛЛИНЫ ДОГЕТСКОЙ ОЛЬВИИ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЭЛЛИНИЗАЦИЯ И ВАРВАРИЗАЦИЯ АНТИЧНЫХ ГОСУДАРСТВ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ (КАЛЛИПИДЫ И МИКСЭЛЛИНЫ ДОГЕТСКОЙ ОЛЬВИИ)»



© 2013 г.

С. Ю. Сапрыкин

ЭЛЛИНИЗАЦИЯ И ВАРВАРИЗАЦИЯ АНТИЧНЫХ ГОСУДАРСТВ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ (КАЛЛИПИДЫ И МИКСЭЛЛИНЫ

ДОГЕТСКОЙ ОЛЬВИИ)

В статье рассматриваются взаимоотношения Ольвии с окрестными варварами. Отмечается ее тесная связь со степной и лесостепной зонами Северного Причерноморья. В результате некоторая часть местного населения переселилась в город и на хору, а некоторые из эллинов поселились в глубине Скифии, где осуществляли торговлю. В связи с этим исследуется вопрос о каллипидах: автор полагает, что это скифское племя сначала кочевало в степных районах к северу и северу-западу от Ольвии, а в конце VI -начале V в. до н.э. под давлением новых групп кочевников одновременно с некоторыми жителями сократившейся в размерах хоры Ольвии переместилось в район Лесостепи. Здесь каллипиды осели, занялись земледелием и вместе с греками составили группу населения, которую Геродот охарактеризовал как «эллины-скифы». По этой причине их нельзя отождествлять с миксэллинами эллинистической Ольвии, так как последние являлись ее союзниками против сарматов и, скорее всего, проживали в Крымской Скифии.

Ключевые слова: Ольвия, ализоны, скифы, каллипиды, миксэллины, Березань, Нижнее Поднепровье, Нижнее Побужье, Лесостепь, степная зона, протекторат, Скил, эллинизация, варваризация, полис.

Античные государства Северного Причерноморья находились в близком соседстве с местными племенами, которых эллины называли варварскими. Поэтому проблема «эллинства» и «варварства», их взаимодействие на периферии античного мира постоянно привлекали внимание исследователей. Некоторые из них преувеличивали роль греческой цивилизации в жизни племен Северного Причерноморья. Б.В. Фармаковский, например, полагал, что искусство звериного стиля у скифов испытывало сильнейшее влияние греков, а Ю. Кула-ковский отстаивал идею, что эллины способствовали социально-экономическим изменениям в племенной среде, так как обучили кочевников земледелию. Тезис о сильном воздействии греков на изобразительное искусство скифов и сарматов оставался достаточно популярным1. Другая группа ученых принижала степень влияния греков на местные племена, приписывая скифам, синдам, меотам и даже сарматам ведущую роль в создании материальной и духовной культуры северо-понтийских эллинов. По их мнению, многие античные памятники Северного Причерноморья создавались при непосредственном участии варваров2.

Сапрыкин Сергей Юрьевич - доктор исторических наук, заведующий кафедрой древнего мира исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

* Статья подготовлена в рамках проектов РГНФ № 12-01-00122а «Материальное и духовное в повседневной жизни населения античного Боспора» и № 12-01-00116а «Магические надписи античного Северного Причерноморья».

1 Хазанов, Шкурко 1978, 72-80.

2 Гайдукевич, Капошина 1951, 162-187; Иванова 1951, 188-203; Книпович 1955, 178-187.

Роль эллинства и варварства в Северном Причерноморье убедительно раскрыта в работах М.И. Ростовцева. Согласно его концепции, к приходу туда эллинов в местных степях господствовали киммерийцы, а со второй половины VII в. до н.э. кочевники-скифы. Они сумели создать мощную державу, объединившую обширные районы в междуречье Дона и Днепра, поэтому греки с раннего времени вступили в тесное взаимодействие со скифами. В результате часть скифской аристократии, прежде чуждавшаяся эллинского образа жизни, постепенно приобщалась к греческим обычаям и, согласно своим пристрастиям, заказывала у греческих ремесленников различные изделия, в основном парадного и ритуального характера. Некоторые ее представители даже выбирали греческие полисы для проживания. С приходом в III в. до н.э. в скифские степи сарматов могущество Скифии быстро слабело, а значение эллинских государств возрастало. Причиной этого стало тесное взаимодействие эллинских и иранских (сарматских, синдо-меотских) традиций, которое достигло наивысшего уровня к рубежу нашей эры и особенно в императорскую эпоху. В результате Боспор, Ольвия и Херсонес превратились в анклавы, где греческий образ жизни был значительно разбавлен иранским влиянием3.

Последующие исследователи использовали отдельные положения этой концепции. С.А. Жебелёв, например, пришел к выводу, что вследствие постепенной ассимиляции греческого и туземного населения Боспорское царство стало типичным греко-скифским, а затем греко-сарматским государством, поэтому его следует поставить в один ряд с эллинистическими образованиями типа Пергама, Вифинии, Каппадокии, Армении, Понта. Черты эллинистического государства, по его мнению, сложились на Боспоре уже в начале IV в. до н.э.4 Эти выводы были развиты В.Д. Блаватским, который выдвинул концепцию «протоэллинизма», призванную объяснить особый путь развития северопричерноморских государств. Она заключалась в том, что к началу IV в. до н.э. полисные рамки античных центров региона (особенно Боспора) оказались тесными и они превратились в большие территориальные государства, напоминавшие эллинистические царства. Причиной этого явилось тесное взаимодействие эллинского образа жизни, форм и институтов власти с общинными традициями варварской среды. В ходе этого процесса произошло слияние греческой верхушки полисов и местной знати, что усилило эллинизацию и содействовало проникновению эллинской культуры в варварскую среду. Благодаря взаимному влиянию греческих и местных традиций в экономике, политике, культуре, т.е. более чем за полвека до того периода в истории античности, который мы привыкли называть эллинистическим, в Северном Причерноморье образовались настоящие эллинистические государства5.

Эта концепция встретила как сторонников6, так и противников. В числе основных аргументов ее критиков выделяются следующие. Сложившаяся в первой половине - последней четверти IV в. до н.э. в Боспорском царстве ситуация была конкретно-историческим проявлением его развития, не свойственным понятию «эллинизм». Боспор развивался не как монархия, а как государство, в основе которого лежали полисные традиции. В V в. до н.э. во главе его встали тираны, ограничившие автономию полисов. Это привело к тому, что греческая часть жителей перестала быть их опорой, поэтому началось мирное присоединение варварской

3 Ростовцев 1918, 33-121; Rostovtzeff 1922, 61 ГГ.

4 Жебелёв 1953, 158.

5 Основные положения концепции, разработанные в различных статьях автора 19501960-х годов, изложены в издании: Блаватский 1985, 95-132.

6 Сокольский 1955, 199-204; Сокольский, Шелов, 1959, 61; Сокольский 1961, 123-136.

периферии. В результате греки и варвары оказались в равном положении как подданные тиранов7.

Критика теории «протоэллинизма» справедлива, поэтому большая часть исследователей от нее отказалась. Однако не так давно Э.Д. Фролов выступил с «оживлением» старой концепции, заменив понятие «протоэллинизм» на «предэллинизм». Сравнивая процессы социально-экономического и социально-политического развития государств Причерноморья и Сицилийской державы Дионисия Старшего и Дионисия Младшего, он пришел к выводу, что между ними много общего. Это переход «от ограниченного узкими рамками города и ближайшей сельской округи автономного полиса к государству державно-территориального типа», сохранение государствами полисной основы, но с включением в нее обширных анклавов местного населения, что делало их близкими эллинистическим монархиям. Подобные государства отличало сосуществование полисов и монархической формы власти, что являлось характерной чертой эллинистических царств8. Опираясь на эти положения, некоторые исследователи считают Боспор, Ольвию и Херсонес периода расцвета в IV - первой половине III в. до н.э. «территориальными» образованиями, которые перешагнули полисные рамки и перешли в разряд государств эллинистического типа, поскольку владели обширной хорой, населенной и обрабатываемой варварами.

В связи с этим цель нашего исследования - выяснить справедливость такой характеристики и выявить основные закономерности взаимодействия варваров и греков на примере античной Ольвии догетской эпохи. Здесь в результате планомерных и систематических археологических исследований накоплен значительный материал, который поможет решить эту задачу.

В конце VII - начале VI в. до н.э. в Нижнем Побужье и Нижнем Поднепровье появились первые греческие колонии, из которых наиболее ранней являлся Борисфен (Березань). К этому времени регион не был плотно населен и не отличался разнообразием местных культур, что дало возможность колонистам-ионийцам осваивать земли и создавать сельские поселения на довольно обширном пространстве. Вскоре переселенцы стали активно торговать с оседлыми племенами лесостепной зоны в Поднепровье. В результате взимовыгодного торгового обмена в Борисфе-не и на окрестных землях начали оседать группы выходцев из лесостепной зоны. Как считают некоторые исследователи, на Березани и на поселениях ее аграрной округи не без их влияния появились специфические для эллинов жилища - так называемые землянки круглой, овальной и четырехугольной формы, а впоследствии и полуземлянки9. Другим проявлением варваризации архаического греческого населения региона или эллинизации представителей местного населения из лесостепной зоны и даже из Карпато-Дунайского бассейна считают лепную керамику, которая имеет параллели на поселениях оседлого населения Поднепровья, Среднего Побужья, предгорий Карпат и даже Таврики10. Воздействие местного населения находят и в погребальном обряде жителей раннего Борисфена: это два погребения - одно трупоположение воина с якобы скифским мечом и золотыми украшениями в полусожженом склепе из тесаных деревянных брусьев, а другое -кремация в яме с обожженными и обмазанными глиной стенками. К местным тра-

7 Шелов-Коведяев 1985, 182-186; 1985а, 320-333.

8 Фролов 1996, 56-58.

9 Соловьев 1995, 121-132.

10 Соловьев 1985, 31; Марченко 1988, 107-121; 2005, 62.

дициям относят и обряд скорченного трупоположения. В качестве доказательства воздействия местных культур на греческое население Нижнего Побужья приводится находка конской упряжи в скифском зверином стиле - остатки псалия и роговая пряжка начала

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком