научная статья по теме ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МИРА: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОКРАТА Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МИРА: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОКРАТА»

Меськов В. С., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой Коломейцев А.Е., кандидат философских наук, доцент (Московский институт открытого образования)

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МИРА: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОКРАТА

(§ 1. Демон Сократа)

«Демон (Dämon; греч. - «божество») - непостижимая сила, которую человек приписывает таким явлениям, которые он не может понять исходя из своего обычного опыта. Демон в человеке со времен Гераклита, Платона и стоиков рассматривается как его своеобразие, его роковая определенность; у Гомера это чаще всего обозначение божеств, которые не позволяют определить себя точнее, но обнаруживаются посредством таинственных (не обязательно вредных) воздействий на людей. Побочное значение злого, жуткого (демонического) возникло только в христианстве и в позднеантичной вере в колдовство. «Демоническое» - это нечто необъяснимо воздействующее в таком масштабе, который оказывает зловещее и часто разрушительное действие. В этом смысле говорят о демонии техники, демонии войны или государства, а также о демонии современного человека, который чувствует себя направляемым сверхъестественными, неизвестными силами к неведомой цели»1.

Демон здесь как таинственный генератор - суть бог со скрытыми параметрами, пробуждающими силы тьмы и смерти, разрушения и зла. Демон в душе человека тогда - это божество хаоса и ярости, а демонизм в поведении людей при этом означает действие генотипа протеста: лучше умереть - чем так жить = свобода или смерть. Разрушительность ведь действует от нас: «до основания - мы старый мир разрушим, кто был ничем - тот станет всем». Надо же. Хорошая песня какая! Хочется еще раз на штурм Зимнего пойти, а то получилось как-то не так: кто был ничем ~ тот стал никем: что-то здесь не то и как-то это не по-божески.

«Употребляемый Сократом отвлеченно-философский термин «бог» (напр., Plat. Apol., 23 A) весьма далек от монотеистического бога, но уже не сводился к традиционным мифологическим образам. Вопреки уверениям Ксенофонта (Xen. Memor. I 1, 19) учение Сократа имело мало общего с народной религией, хотя в то же время он и не доходил до отрицания старой религии (I 1, 2-3, 19; III 1, 3-4; IV 3, 16; IV 19-20), не пренебрегал оракулами и гаданиями (I 1, 9; IV 3, 12). Однако основным для Сократа являлось непосредственное созерцание закономерностей природы и жизни (IV 3, 12-14). Рационалистичным было у Сократа понятие «демона» (daimonion), под которым он понимал собственную совесть, разум или здравый смысл, правда, еще слабо дифференцированные от народного демонизма, о котором он высказывался вполне иронически. Это стремление Сократа высвободить философию от мистицизма подчеркнул Маркс: «Сократ сознает, что он - носитель даймония», но «он не замыкается в себя, он носитель не божеского, а человеческого образа; Сократ оказывается не таинственным, а ясным и светлым, не пророком, а общительным человеком» (Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М., 1956. - С. 135). Учение Сократа о промысле и провидении решительно порывало с наивным политеизмом и приобретало вид философской телеологии. Сократ признавал общий разум в практических целях - для объяснения наглядно видимой целесообразности, не объяснимой ссылкой на случайность (Xen. Memor. I 4-19)»2.

1 Философский словарь. - М., 2003. - С. 131-132.

2 Философская энциклопедия: В 5-и т. - Т. 5. - М., 1970. - С. 50.

«Мы говорим о Сократе, сыне Софрониска, - описывает жизнь Сократа Теодор Гомперц. - Своими разговорами, лишенными всяких прикрас, которые начинались с обычных житейских тем и доходили до самых высоких вопросов, он умел направлять мысль и испытывать ее глубину и чистоту; его перекрестный допрос как бы требовал свидетельства у всякого понятия, раскрывал всякую неясность, всякое скрытое противоречие. Таким путем он значительно содействовал очищению и прояснению понятий, что было особенно необходимо для тогдашнего времени.

Если Сократ и стоял выше своих современников [в области диалектики понятий], то в другом отношении он вполне совпадал с ними. Мы имеем в виду ту повышенную оценку всего рассудочного, которую можно назвать интеллектуализмом. Это наиболее характерная черта

той эпохи»1.

Демонизм Сократа - это интеллектуализм народа! Ну и кому такое понравится? Разве только мне - то ли круглому идиоту, то ли квадратному дураку.

«Даймоний (греч. ёатошоп - божественное), философское понятие, встречавшееся прежде всего у Сократа и Платона. Означало способность отдельных людей, выступающих в качестве советников [экспертов], предлагать рациональные решения в общих интересах. Это качество воспринималось как нечто божественное. Ксенофонт причислял сократовский даймоний к искусству предсказания, Платон толковал его как совесть»2.

Вся власть - советам: каждому слышащему «демосу» - по одному говорящему «демону» = «будет людям счастье - счастье на века, у советской власти - сила велика». Демон Сократа - это говорящий бог - советующий и указующий, тогда как обычные афинские боги были -побуждающими и склоняющими.

«Часто удивлялся я, - сообщает нам Ксенофонт, - какими это доводами люди, обвинявшие Сократа, убедили афинян, что он заслужил смертный приговор от сограждан». В постановлении против него было сказано так: «Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества». Что касается обвинения, «будто он не признает богов, признаваемых государством, какое доказательство этого они привели? Жертвы он приносил часто как дома, так и на общих государственных алтарях: это все видали; гаданиями не пренебрегал: это тоже ни для кого не было тайной. По всему городу болтали о рассказах Сократа, что божественный голос [ёа1шошоп] дает ему указания: это-то, мне кажется, и послужило главным основанием для обвинения его в том, что он вводит новые божества. На самом же деле он так же мало вводит нового, как и все другие, признающие искусство узнавать будущее, которые наблюдают птиц, голоса, приметы и жертвы: они предполагают, что не сами птицы и не сами встречные люди показывают, что полезно для гадающих, но что именно боги через них [посредников] указывают на это; и Сократ думал так же. Но по большей части люди выражаются так, что птицы и встречные [как знаки] отклоняют их от чего-нибудь или побуждают; а Сократ как думал, так и говорил: божественный голос, говорил он, дает указания» (Воспоминания о Сократе, I 1, 1-4).

«Кто причастен к политической деятельности, тому, пожалуй, небесполезно иногда прибегнуть к узде суеверия, чтобы направить на нужный путь суетную толпу или отвратить ее от чего-либо, - пишет Плутарх в трактате «О демоне Сократа», - для философии же такой ход мысли не только не приличествует, но и прямо противоречит ее обязанностям, если она, пообещав рассуждением научить нас доброму и полезному, обращается к богам как началу всех действий, словно пренебрегая всяческим рассуждением; презрев доказательство, свое основное отличие, она прибегает к гаданиям по снам и видениям, которые посещают одинаково и доблестного и подлого. Потому-то, думается мне, ваш Сократ [обращается Галаксидор к дру-

1 Гомперц Т. Греческие мыслители. - Минск, 1999. - С. 396.

2 Словарь античности. - М., 1989. - С. 171.

гому участнику диалога Феокриту] избрал более философский характер образования и речей, простой и бесхитростный, как более приличествующий человеку свободному и стремящемуся к истине, а весь этот философский дым и чад отбросил, предоставив его софистам». «Не восприняв от Пифагора, Эмпедокла и других философию, преисполненную мифов, призраков и суеверия, он [Сократ] как бы вывел ее из состояния вакхического опьянения и обратил на искание истины посредством трезвого рассуждения».

«Хорошо, - говорит Феокрит, обращаясь к Галаксидору, - но как же мы, дорогой мой, оценим демона Сократа - как ложную выдумку или иначе? Среди преданий о Пифагоре я не назову ничего, что так походило бы на мантику и суеверие: без преувеличения, подобно тому как Гомер представил Афину «соприсущной во всяком труде» Одиссею, так демон Сократа явил ему некий руководящий жизненный образ, «всюду предтекший ему, подававший совет и могучесть», в делах неясных и недоступных человеческому разумению: в этих случаях демон часто вступал в собеседование с Сократом, сообщая божественное участие его намерениям. Узнать об этом больше можно от Симмия и других товарищей Сократа. Но вот однажды, когда мы направлялись к гадателю Евтифрону, Сократ прохаживался наверху, у Перепутья и дома Андокида, ведя философскую беседу с Евтифроном, и подвергал его, по своему обыкновению, шутливому разгрому. Вдруг он остановился и так оставался некоторое время погруженным в себя, а затем свернул в сторону и пошел по улице Коробовщиков, подозвав к себе и тех спутников, которые уже отошли вперед, и сославшись при этом на полученное им указание от демона. Большинство, в том числе и мы с Ефтифроном, пошли вслед за ним, но несколько юношей продолжали идти вперед, как бы желая изобличить демона Сократа, и увлекли за собой флейтиста Харилла, который приехал вместе со мной в Афины к Кебету. И вот, когда они проходили по улице Ваятелей мимо судейской палаты, им навстречу выбежало тесно сплоченное стадо покрытых грязью свиней. Посторониться [от этих афинских пролетариев] было некуда, так что свиньи одних сбили с ног, других обмазали сплошь грязью. Пришел домой и Харилл весь в грязи, так что после этого случая мы всегда со смехом вспоминали, как всегда заботится о Сократе его демон»1.

Тоже мне - шутники нашлись! Я тоже - так могу. Предсказание и предвидение - это основные функции науки, но без объяснения и понимания эти функции становятся - пророческими. Кто-то - верит, а кто-то - нет: вера здесь - дело внутреннее и субъективное, а значит - личное и темное.

«Все поведение Сократа отличалось целеустремленностью и решимостью, как бы исходя из единого твердого изначального суждения, - продолжает разговор о демоне Сократа отец Кафисия. - Всю жизнь он провел в бедности, тогда как мог бы воспользоваться тем, что ему с радостью готовы были предоставить его друзья; он не

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком