научная статья по теме ЕПИСКОП МЕЛХИСЕДЕК (ПАЕВСКИЙ) И ОБНОВЛЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СОВЕТСКОЙ БЕЛОРУССИИ (1922-1923 ГГ.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЕПИСКОП МЕЛХИСЕДЕК (ПАЕВСКИЙ) И ОБНОВЛЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СОВЕТСКОЙ БЕЛОРУССИИ (1922-1923 ГГ.)»

УДК: 271.22(470+571)(476)-725(476.1) + 271.22(470+571)(476)-9

VIKTOR VIKTOROVICH BARANENKO

Master of Historical Sciences, post-graduate of the department of historical and cultural heritage of

Belarus National Institute for Higher Institute The Republic of Belarus, 220007, Minsk, Moskovskaya St., 15. office 319

E-mail: v.baranenka@gmail.com

Bishop Melhisedek (Payevsky) and the Renovationist Movement in the Soviet

Belorussia (1922-1923)

This article covers events related to the commencement of the Renovation's Movement in the BSSR. For the first time, archival documents introduced for scientific use add to the history of Renovations, its interaction with state authority representatives. An attempt was made to divide the evolution of attitude to the Renovation's Movement of the Orthodox clergy and church members of Minsk eparchy into periods.

The author has managed to specify the previously unknown membership of the progressive clergy and laity group in Minsk eparchy which was created in August 1922 and aimed at struggling against the Metropolitan Bishop Melhisedek and attracting as many eparchy clergymen and laypeople as possible to the Renovation's Movement. The composition of the initiative group "Alive Church" created in the late May - early June, 1922, under supervision of the Archbishop of Minsk and Turov Melhisedek, was partially restored.

Proclamation of Belarusian Metropolitan church by the city clergy of Minsk is emphasized as an initial event which caused separation of part of clergymen and laypeople of Minsk eparchy from the Metropolitan Bishop Melhisedek (Payevsky).

Key words: Russian Orthodox Church, Byelorussian Orthodox Church, Renovationist Movement, Melhisedek (Payevsky), Sergiy (Ivantsov), Byelorussian Metropolitanate, Minsk eparchy, BSSR, "Living Church", church management in Belarus, Byelorussian eparchy management.

ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ БАРАНЕНКО

аспирант кафедры историко-культурного наследия Беларуси Республиканского института высшей школы

(Республика Беларусь, 220007, Минск, ул. Московская, 15) Тел.:+ (375 17) 200-20-47; Е-mail: v.baranenka@gmail.com

В статье освещаются события, связанные с началом обновленческого движения на территории БССР. Впервые введенные в научный оборот архивные документы дополняют историю обновленчества, его взаимодействия с представителями государственных органов. Сделана попытка создать периодизацию эволюции отношений к обновленческому движению православного духовенства и верующих Минской епархии.

Удалось уточнить неизвестный до этого состав прогрессивной группы духовенства и мирян Минской епархии, созданной в августе 1922 г. и ставившей своими целями борьбу с митрополитом Мелхиседеком и привлечение к обновленческому движению как можно большего количества духовенства и мирян епархии. Частично восстановлен состав инициативной группы «Живая церковь», которая была создана в конце мая - начале июня 1922 г. под руководством архиепископа Минского и Туровского Мелхиседека.

Акцентируется внимание на провозглашении городским духовенством Минска Белорусской митрополии как первоначальном событии, послужившем толчком к отделению части духовенства и мирян Минской епархии от митрополита Мелхиседека (Паевского).

Ключевые слова: Русская православная церковь, Белорусская православная церковь, обновленческое движение, Мелхиседек (Паевский), Сергий (Иванцов), Белорусская митрополия, Минская епархия, БССР, «Живая церковь», Церковное управление Беларуси, Белорусское епархиальное управление.

Епископ Мелхиседек (Паевский) и обновленческое движение в Советской Белоруссии (1922-1923 гг.)

Идеи обновления церкви, приспособление ее к изменившимся политическим условиям относятся еще к 1905-1907 гг. Большинство епископов, в том числе и полоцкий епископ Серафим (Мещеряков), выступало за восстановление патриаршества, регулярность соборов, децентрализацию церкви путем деления ее на самоуправляющиеся митрополии, автономию местного епископата, который занимает кафедру пожизненно, а также приближение литургического языка к разговорному, восстановление автономии и самоуправления прихода и др. [1, с. 37].

Надо заметить, что на обновленческое движение и его реформаторские идеи оказали влияние не только предложения епископов в 1905-1906 гг. В обсуждении приняло участие и белое духовенство. В 1905 г. в Петрограде существовал так называемый кружок «32-х священников». Свое название он получил от количества подписей, которые были поставлены под запиской, что была подана на имя митрополита Санкт-Петербургского Антонина (Вадковского). Данная записка была составлена в духе церковного либерализма, с резкой критикой прошлого и современного положения Русской церкви, с лозунгом всестороннего обновления, а также с призывом к духовенству сосредоточить внимание на проблемах земной жизни, с

требованием ввести в церковь выборное начало на всех уровнях [2, с. 302].

Либерально настроенные представители белого духовенства и интеллигенции, что группировались вокруг журнала религиозно-общественной жизни и политики «Век», который выходил в Санкт-Петербурге в 1906-1907 гг., также высказывались за демократизацию церковной жизни и отделение церкви от государства [3, с. 31].

Император Николай II счел попытки модернизации церкви несвоевременными и даже опасными. Из предложенных многими иерархами действенных реформ ни одна не получила своей реализации.

После Февральской революции 1917 г. «обновленческие» лидеры смогли развернуть свою деятельность более широко. Был образован «Всероссийский союз демократического духовенства и мирян», в состав которого вошли члены бывшего кружка «32-х священников». Выходили журналы «Голос Христа», «Соборный разум», «Церков-но-общественный вестник» и др., на страницах которых высказывалось требование широких внутрицерковных реформ. Некоторые из этих требований приближались к социалистическим идеям [4, с. 10-11].

Поместный собор 1917-1918 гг. и события, произошедшие в общественно-политической жизни страны, раз-

рушили надежды представителей обновленческих идей на соборное решение вопросов церковной реформы в пользу либерального лагеря. По его итогам обновленцы окончательно отказались от идеи проведения религиозных реформ в условиях существования имеющейся церковной организации. В это время сторонники «обновления» приходят к убеждению, что в сложившихся условиях только государство, в лице новой революционно установленной власти, сможет помочь церкви «очиститься» и встать на путь возрождения [5, с. 155].

В годы Гражданской войны среди сторонников «обновления» церкви возникло желание создать широкую обновленческую организацию при поддержке ее советской властью. Г. Зиновьев, будучи председателем Коминтерна и Петросовета, отказался от данного предложения, но не отрицал его поддержку при благоприятных условиях в будущем [4, с. 11-12]. Практическое же воплощение эти идеи получили в 1922 г.

5 мая 1922 г., в связи с судебным процессом над московским духовенством, под домашний арест был взят патриарх Тихон. Через неделю, 12 мая 1922 г., группа в составе А. Введенского, священников А. Боярского и Я. Белкова, псаломщика С. Стадника в сопровождении двух работников ГПУ потребовала от патриарха Тихона отказа от своих полномочий. После раздумий патриарх Тихон направил письмо Председателю ВЦИК М.И. Калинину, в котором сообщил о временной передаче высшей церковной власти митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому). Однако вследствие вмешательства органов ГПУ митрополит Агафангел не смог выехать в Москву. В этот момент группа «прогрессивного» духовенства «Живая Церковь» направила Председателю ВЦИК М.И. Калинину письмо следующего содержания: «Настоящим доводится до сведения Вашего, что, ввиду устранения Патриархом Тихоном себя от власти, создается Высшее Церковное Управление, которое с 15 мая приняло на себя ведение церковных дел в России» [1, с. 216].

Получив разрешение М.И. Калинина, представители «Живой Церкви» снова обратились к патриарху Тихону за благословением на создание ВЦУ, в результате чего получили разрешение только «принять и передать синодские и патриаршие дела Высокопреосвященному Митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому), при участии секретаря Нумерова» [1, с. 217]. На следующий день патриарх был переведен в Донской монастырь, а его комнаты заняло ВЦУ. Определенную поддержку в данном деле обновленцам оказали государственные органы [7, с. 152-153].

Получив доступ к канцелярии патриарха, обновленческие лидеры обратились с посланием во все епархии, а также через предоставленную им властями советскую печать к клиру и мирянам с призывом немедленно порвать с «тихоновщиной» и перейти в «Живую Церковь» [8, с. 2].

Духовенству строго предписывалось не только создавать живоцерковные приходы, благочиния и епархии, но и срочно провести в их руководящие органы на чрезвычайных съездах и собраниях «преданных революционному делу и советской власти» клириков [4, с. 20].

Однако патриарх Тихон оставался каноническим, т.е. законным правителем всей Православной церкви. Поэтому с церковной, канонической точки зрения обновленцы, которые вышли из канонического подчинения патриарху и создали свою, отдельную Православную церковь без его разрешения, являлись раскольниками.

29 мая 1922 г. в Москве состоялся съезд «Живой Церкви», на котором была поддержана организация ВЦУ, а также состоялось принятие основных положений обновленческого движения. Предполагалось рассмотреть проекты реформ в областях: догматической, канонической, этической, литургии, по приходскому вопросу и др. Они сводились к «отклонению от руководства церковью епископов-монахов, ликвидации монастырей, введению брачного епископата и реорганизации церковного управления» [9, с. 17-18].

В это сложное время епископом Минской епархии был Мелхиседек (Паевский). Согласно короткому очерку

истории образования обновленческого движения на территории Минской епархии первая обновленческая община была создана в г. Минске именно при помощи архиепископа Минского и Туровского Мелхиседека (Паевского) в конце мая 1922 г. - почти сраз

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком