научная статья по теме ЭПИТЕТ МАСЛЯНИСТЫЙ У К.Г. ПАУСТОВСКОГО Языкознание

Текст научной статьи на тему «ЭПИТЕТ МАСЛЯНИСТЫЙ У К.Г. ПАУСТОВСКОГО»

ЭПИТЕТ МАСЛЯНИСТЫЙ У К.Г. ПАУСТОВСКОГО

А. Н. ШУСТОВ

Замечательный мастер русского слова, К.Г. Паустовский особое внимание уделял определениям. Он считал, что эпитет "должен быть точен, свеж и скуп". Это высказывание относится и к эпитету маслянистый, который встречается в опубликованных сочинениях Паустовского 27 раз, при этом из них 16 приходится на "итоговую" автобиографическую "Повесть о жизни" (1946-1963).

Маслянистый представляет собой суффиксальное прилагательное со значением "содержащий то или сходный с тем, что названо в основе мотивирующего слова" (Грамматика современного русского литературного языка. АН СССР. М., 1970. § 465), т.е. оно имеет различные значения: похожий на масло (как бы покрытый им: лоснящийся, скользкий) и пропитанный маслом. Толковые словари приводят несколько единичных случаев употребления эпитета маслянистый русскими писателями: Н. Некрасовым, М. Салтыковым-Щедриным, Л. Леоновым, А. Куприным, М. Горьким, К. Фединым, М. Шолоховым.

Не фиксирует его Словарь эпитетов литературной русской речи А. Зеленецкого (1913 г.), а также ни один из словарей синонимов русского языка. Этому можно найти объяснение. Дело в том, что прилагательное маслянистый долго не воспринималось (пожалуй, и сейчас еще не всегда воспринимается) как художественный, а тем более поэтический эпитет из-за того, что оно носит либо явно выраженный "технический", либо сатирически-отрицательный оттенок (см. у Салтыкова-Щедрина: "лицо покрыто маслянистой слизью"). Примеры поэтического употребления этого эпитета в художественной литературе крайне редки: "Маслянистое вино" (Некрасов), "маслянистые листочки" (Федин).

Ни один из наших словарей не приводит примеров употребления прилагательного маслянистый И. Буниным. А между тем, уже в первом своем крупном произведении "Романтики" Паустовский ссылается на него: "Читал свои рассказы Бунин. Его глухой голос без интонаций усыплял. Сюртук был застегнут на все пуговицы <.. .> Но за этим сюртуком вдруг расцветала жаркая Иудея, и русский язык сверкал, как только что найденный клад золотых монет". Позже в "Повести о

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

29

жизни" ой вновь вспомнил о Бунине, выступавшем в 1914 году в Москве. Последний раз он видел его в 1920 году в Одессе перед отъездом Бунина в эмиграцию. Паустовский боготворил этого писателя и в 1961 году посвятил ему специальный очерк. В свою очередь, и Бунин высоко оценивал прозу Паустовского.

В приведенной цитате из "Романтиков" Паустовский упомянул древнюю Иудею, ожившую под пером Бунина. Действительно, в 1907-1911 годах Бунин опубликовал серию очерков, объединенных им позже в один цикл - "Тень птицы", куда вошли описания его путешествий по Средиземному морю и библейской Палестине. В этих очерках, которые поразили молодого Паустовского, Бунин так описывает море: "Густым сине-лиловым маслом светит <...> вода"; море "было густое сине-лиловое масло"; "я с изумлением глядел на это горящее масло, лизавшее пароход".

Такой художественно-эмоциональный образ действительно трудно забыть. И Паустовский позже прибегает к этому приему описания в своей прозе: "Вода в бухте казалась покрытой слоем темного оливкового масла" (1935); "Мы вышли не в море, а в лиловое пламя" (1957); "Море тяжелое и гладкое, как оливковое масло" (1961).

В своих очерках Бунин использовал и прилагательное маслянистый: "Маслянисто-золотые полосы" света из иллюминаторов падали на волны; "бронзово-зелеными маслянистыми бревнами лежали сви-ноглазые крокодилы"; река сливается с "маслянистой, жгуче-горькой и тускло-зеленоватой водой асфальтической". В других произведениях тех лет: "под маслянистой желто-смуглой кожей", "черны и маслянисты были его волосы, его борода, смугло и маслянисто лицо". В период 1907-1913 годов Бунин особенно часто обращался к прилагательным с суффиксом -ист. В поэтических произведениях у него часто встречаются: змеистый, смолистый, когтистый, каменистый, скалистый, лучистый, волнистый... и, конечно же, маслянистый ("маслянистый блеск воды, огнями озаренной").

Впервые эпитет маслянистый зафиксирован у Паустовского в "Романтиках": "Маслянистая мастика сожгла горло". Затем в 1924 году: "Черным лаком пылал асфальт, изъезженный маслянистыми шинами". Позже - в 1930 и 1933 годах: "Маслянистый и соленый запах хамсы", "розовое и маслянистое мясо лососины", "маслянистые волны". С 1944 года Паустовский вновь начинает употреблять этот эпитет. Помимо традиционно определяемых понятий: вода, глаза, волна -эпитет маслянистый используется писателем и применительно к таким понятиям, как глыбы халвы, табак, медь.

Наряду с этим для писателя характерны и метафорические эпитеты, определяющие отвлеченные понятия: запах, тепло, сладость. И здесь вновь прослеживается образная параллель в описаниях Бунина (прошел возле "вздыхающей машины, обдавшей. своим теплом и

запахом разогретого масла") и Паустовского ("маслянистое тепло машинных отделений").

В одних случаях описания Паустовского предельно реалистичны: "Маслянистая струя лилась с шумом из машинного отделения"; "Паровоз громко вздыхал, и из него капала на песок горячая маслянистая вода"; "Становилось вдвое жарче от раскаленного паровоза и лившегося из тендера маслянистого кипятка". Здесь струя, вода, кипяток потому маслянисты, что действительно содержат масло. В одной из книг "Повести о жизни" Паустовский так и пишет: ".из паровоза неожиданно полилась. горячая вода, смешанная с машинным маслом".

Но нередко встречаются неожиданности такого рода: "Она угощала меня пирожными-меренгами, таявшими во рту с маслянистой холодной сладостью". Развернутые описательные образы ранних произведений ("Чубиров сиял <...> как вымазанный маслом кочегар"; машинист - "маленький, блестящий от машинного масла старик") в автобиографической повести трансформируются в краткую, но емкую и выразительную характеристику: "Ходили, матерясь, маслянистые кочегары".

Некоторые образы у Паустовского удивительно постоянны и стойки. Он пишет в 1930 году: нефть - "коричневая, с золотым жирным блеском". И почти так же спустя тридцать лет описывает он "маслянистую коричневую с золотым отливом эмбенскую нефть". Этот эпитет может нести разный эмоциональный заряд. Сравним две фразы: "Особенное отвращение вызывал у меня короткий человечек с круглыми маслянистыми глазами" и "Почему-то мне хотелось, чтобы <...> смола в сердцевине сосен приобрела маслянистую красную окраску". Отталкивающее впечатление - в первом случае и радостное восприятие природы - во втором.

У Паустовского встречаются описания, являющиеся синонимами прилагательного маслянистый, но все они более прозаичны, "просты": замасленная спина, блестящий от машинного масла старик, блещущие маслом паровозы, лоснящаяся от автола земля. Как выигрывает по сравнению с ними емкая фраза: "Поезд спал. От него тянуло маслянистым теплом". Точнее и выразительнее не скажешь!

К концу жизни, когда Паустовский, будучи уже тяжелобольным, писал автобиографическую "Повесть о жизни", в которой "слова соперничают по силе воздействия с красками живописи" (Р. Фраерман), он высветил в памяти давно полюбившееся ему прилагательное, открыв в этом "сухом" слове большие художественные и синонимические возможности.

Санкт-Петербург

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком