научная статья по теме ЕЩЕ РАЗ О "КАПЕЛЛАХ" ПЕНДЖИКЕНТА И ВЕРХНЕГО ЗЕРАВШАНА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЕЩЕ РАЗ О "КАПЕЛЛАХ" ПЕНДЖИКЕНТА И ВЕРХНЕГО ЗЕРАВШАНА»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2014, № 1, с. 88-99

ЕЩЕ РАЗ О "КАПЕЛЛАХ" ПЕНДЖИКЕНТА И ВЕРХНЕГО ЗЕРАВШАНА

© 2014 г. П.Б. Лурье

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (pavlvslvria@gmail.com)

Ключевые слова: Пенджикент, Хисорак, верхняя часть долины Зеравшана, раннее средневековье, архитектура, отопление, очаг, алтарь, поклонение огню, зороастризм.

The so-called chapels are relatively small rooms with decorated fire-niche attached to one wall, sufas (podiums) along three other walls and entrance furnished with tambour wall. Such rooms are often found in residence buildings of early mediaeval period in Panjakent and to the east of it in the mountainous part of Zeravshan valley. There has been a long discussion on their function in scholarly literature. Some specialists think that "chapels" were home sanctuaries related to Zoroastrian fire cult, the others tend towards more secular meaning of living rooms. The article gives description of the "chapels" excavated in the last twenty years in Panjakent and four ones in Hisorak in Matcha. Further, argumentation is given in favour of their function as sleeping rooms in winter. Apart from obvious difference of these rooms from Zoroastian fire-temples, and their structural relation to today's winter rooms of highland Tajiks, important indications are dense locations of such rooms within one household, especially in the mountains, and their low roofing, below 1.5 m from the floor. Moreover, these rooms are much more common in the cold mountain land to the east of Panjakent than in Panjakent itself. It is proposed that such rooms in Panjakent were features of families originated from the mountains.

Под "капеллами" в археологии Согда, Пенджи-кента в первую очередь принято понимать небольшие прямоугольные помещения (обычно около 5-6 х 3-4 м) с декорированной очажной нишей у одной, длинной, стены (рис. 1, 1) и суф у трех других стен (рис. 1, 2) и входом, оформленным тамбурной стенкой у угла длинной стены с нишей (рис. 1, 3). Очажная ниша вырублена в стене или чаще смонтирована в приставной стенке, часто фланкирована колоннами (рис. 1, 4) или декорирована иным способом, под нею может располагаться невысокий подиум (рис. 1, 5), ниша и подиум сильно прокалены. Колонны обычно сделаны из глины поверх деревянного каркаса, приставлены задней стороной к стене и имеют характерный для Согда профиль: трапециевидная база, шарообразное "яблоко" над ним и сужающийся кверху фуст, над которым могла располагаться капитель (сохраняется редко). Ниша замыкается полуциркульным сводом или полукуполом (конхой) с одним или двумя обводами (рис. 1, 6). У основания ниши часто расположено дно очага, оно может быть приподнято над полом или ограждено небольшой глинобитной стенкой - таштак в терминологии современных таджиков (рис. 1, 7). В горной части долины Зеравшана внизу основной ниши может располагаться полочка (рис. 1, 14), а в ней устроена меньшая ниша, также сильно прока-

ленная (рис. 1, 15), так что очаг оказывался как бы двухуровневым. Ориентация стены с нишей может быть любая. Тамбур выходит в комнату вдоль стены с нишей, часто его угол декорирован полуколонной (рис. 1, 8), а вход в помещение - аркой (рис. 1, 9). В соседстве с очажной нишей в стене может быть другая ниша, необожженная и скромнее украшенная (рис. 1, 10). У трех других стен идет невысокая суфа (рис. 1, 2), шириной более 1 м, она выступает основанием тамбурной стенки, а напротив очага может иметь выступ (рис. 1, 11). Помещения имели чаще всего плоское балочное перекрытие (рис. 1, 12), иногда можно видеть отверстия от балок дым-ника над очагом, часто они приподняты над полами других помещений (рис. 1, 13) и, как правило, относятся к парадной части дома в богатых пенджикент-ских домовладениях. Нередко они обнаруживаются среди помещений второго этажа пенджикентских домов. Стены часто покрашены черной краской, реже покрыты живописью. Иногда они совмещают в себе функции и парадного квадратного помещения. Большинство исследователей интерпретирует такие помещения как домашние "святилища" или что-то в этом рода.

В последние годы раскопками Пенджикентской экспедиции - в самом Пенджикенте и на городище

Рис. 1. "Идеальная" капелла (реконструкция И.О. Гурова на основе пом. 3 цитадели Хисорака, пом. 13 объекта III и пом. 19 объекта XXVI-C Пенджикента). 1 - очажная ниша; 2 - суфа; 3 - тамбурная стенка; 4 - колонны по сторонам очажной ниши; 5 - подиум; 6 - арка ниши; 7 - дно очага; 8 - полуколонна на углу тамбура; 9 - арка тамбура; 10 - ниша в стене; 11 - выступ суфы; 12 - плоское балочное перекрытие; 13 - подъем через тамбур относительно других помещений первого этажа; 14 - полочка внутри очажной ниши; 15 - малая очажная ниша под большой.

Хисорак в Верхней Матче были исследованы четыре помещения такого типа (три доисследованы, одно новое), и в связи с этим решено заново обратиться к вопросу о функциях капелл.

Капеллы с пристенной очажной нишей следует отделять от другого типа помещений, также именуемых иногда "капеллами". Это квадратные или прямоугольные в плане комнаты с суфами вдоль стен и сильно прокаленным подиумом (квадратной или подковообразной в плане формы) в центре. Такие помещения характерны для археологии Бухарского Согда, Уструшаны, Хорезма, Присырдарьинских областей, Бактрии, однако в Пенджикенте встречаются крайне редко. Это помещение (пом.) 19 пен-джикентского "храма I", которое интерпретируется как святилище огня на II этапе развития храма (Шкода, 2009. С. 27, 99, 100), пом. 71 объекта III в результате перестройки айвана после пожара 722 г. (Большаков, 1964. С. 104) и центральное пом. 37 небольшого позднего домовладения, пристроенного ко второй восточной стене городища на объекте XXVI (Курбанов, Семенов, 2011. С. 9-12).

Тот тип помещений, который изучается в данной статье, характерен для Пенджикента и верхней части долины Зеравшана и уже не раз становился

объектом исследования. Первой их охарактеризовала В.Л. Воронина на примере пом. 13 объекта III, увидевшая в нишевидном фланкированном колоннами очаге "домашний алтарь" и предположившая, что помещение имело "некий специфический отпечаток" (1953. С. 107, 108, 126). В дальнейшем она же исследовала их на большем материале (пом. 13, 88, над пом. 92 объекта III, пом. 18 объекта IX, отчасти пом. 15 объекта IX, пом. 1 и 6 объекта XIV) и охарактеризовала этот тип помещения как "домашнюю молельню" (Воронина, 1964. С. 67-72).

Капеллы Пенджикента и других памятников были освещены в обширном экскурсе, включенном П. Бернаром в отклик на публикации раскопок Дальверзин-тепе (Bernard, 1980. P. 325-330). Он склоняется к тому, что устройство помещений, отличие ниш с очагами от согдийских алтарных подставок, приподнятость помещений над землей указывают на то, что они имели не столько секуляр-ный, сколько практический характер - были зимними жилыми комнатами.

На конференции, проведенной в Государственном музее искусства народов Востока, пенджикент-ские капеллы стали объектом сразу двух выступлений: Л.Л. Гуревича и В.И. Распоповой. Первый

Рис. 2. Верхняя часть долины Зеравшана.

полагает, что капеллы "соединяли в себе функции родового культа предков и домашнего святилища с наиболее длительным, возможно постоянным пламенем" (Гуревич, 1981). Вторая, напротив, приходит к выводу, что "помещения с очагом-алтарем не были специальными молельнями, хотя в них и располагался безусловно почитаемый очаг, не использовавшийся для приготовления пищи. Скорее всего, эти помещения являлись основными жилыми комнатами семьи..." (Распопова, 1981).

В связи с открытием сходного очага в пристенной нише на цитадели Кафыркалы (Вахшской) Б.А. Лит-винский и В.С. Соловьев исследовали ряд аналогий, в том числе из Пенджикента, и пришли к выводу, что "каминообразные очаги были бытовыми, а в некоторых случаях - ритуальными. К числу последних относится и кафыркалинский очаг. Такие очаги продолжают бытовать и позднее и доживают в народном жилье до современности" (1985. С. 84).

Доклад Л.Л. Гуревича был развит в одноименную статью, представляющую сейчас наиболее обширное исследование капелл Пенджикента (1990). В.И. Распопова в обобщающем труде о жилищах Пенджикента высказывается осторожнее: «.. .помещения такого типа нельзя назвать только молельнями, в которых совершался культ огня. Иначе непонятно, почему их в богатом доме две и где могли жить люди в сравнительно бедном доме. Очаг-алтарь был главным почитаемым очагом, у которого собиралась вся семья; он мог иметь и обогревательную функцию. Архитектура самих очагов, росписи в нескольких помещениях с очагами свидетельствуют об их почитании. Поэтому введенный В.Л. Ворониной термин "очаг-алтарь" представляется правильным» (Распопова, 1990. С. 154, 155).

Характерны такие памятники и для верхней части долины Зеравшана (рис. 2). Три таких капеллы были

раскопаны экспедицией Ю. Якубова на селище Гар-дани Хисор (Мадм, Айнинский р-н), одна в дворце и две в поселении, четыре - на близкорасположенном памятнике Кум (две во дворце, две в селении), две на памятнике Наврузшах выше Пенджикента. Эти материалы были сведены воедино и описаны Ю. Якубовым (1996. С. 11-20; ср. также: 1969; 1988).

Наконец, аналогичное помещение на городище Санджаршах1 в 15 км к востоку от Пенджикента было интерпретировано как часть культового комплекса, и все строения, имевшие квадратные залы и/или изображения божеств, и/или помещения исследуемого типа, были зачислены исследователями в "храмы огня" (Ремег?етре/), таковых в одном Пенджикенте было насчитано 21 (Огорр, КигЪапоу, 2007. Б. 114-122).

На городище Хисорак в Верхней Матче было найдено три капеллы. Две из них (на цитадели) были частично открыты Российско-таджикской экспедицией Б.Я. Ставиского и Ю.Я. Якубова в 1998 г. и повторно исследованы в 2010-2011 гг. силами Пенджикент-ской экспедиции в сотрудничестве с Ю.Я. Якубовыми, третье открыто на шахристане в 2011 г.

За пределами Пенджикента и верховьев Зеравша-на2 полные аналогии данным капеллам, насколько известно, не найдены. Алтари сходной конструкции

1 Впрочем, в его планировке имеется ряд отличий: в у

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком