научная статья по теме ЕЩЕ РАЗ О МЕСОПОТАМСКО-КАВКАЗСКИХ СВЯЗЯХ В IV–III ТЫС. ДО Н.Э История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЕЩЕ РАЗ О МЕСОПОТАМСКО-КАВКАЗСКИХ СВЯЗЯХ В IV–III ТЫС. ДО Н.Э»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2012, № 4, с. 37-46

ПАМЯТИ Н.Я. МЕРПЕРТА

ЕЩЕ РАЗ О МЕСОПОТАМСКО-КАВКАЗСКИХ СВЯЗЯХ

В IV-III тыс. до н.э.

© 2012 г. Р.М. Мунчаев, Ш.Н. Амиров

Институт археологии РАН, Москва (shahmardan@mail.ru)

Ключевые слова: Месопотамия, Кавказ, связи, IV-III тыс. до н.э., лейлатепинская, куро-аракская, майкопская культуры.

The article tells of the connections between Mesopotamia and the Caucasus in the second half of the 4th millennium BC, when the powerful cultural impact of the ancient civilization reached the Kura-Araxes and Maikop cultures through the Leilatepe culture of Transcaucasia. On the other hand, the article investigates the earliest spreading of kurgan burial rites from the North Caucasus to Transcaucasia and the Near East.

Проблема месопотамско-кавказских, а в широком смысле - ближневосточно-кавказских связей в IV-III тыс. до н.э. в настоящее время привлекает все больше внимания; она стала крупной фундаментальной задачей. Поэтому нам, занимающимся изучением археологии Ближнего Востока и Кавказа, постоянно приходится возвращаться к ней. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что наш учитель и коллега, Н.Я. Мерперт, вместе с нами много лет проработавший в Ираке и Сирии, сразу понял важность полученных в Сирии данных, проливающих свет на ближневосточно-кавказские связи в IV-III тыс. до н.э., и усиленно рекомендовал нам заняться их исследованием. Мы с большим удовлетворением последовали его совету, подготовив настоящую статью, которую посвящаем доброй памяти Николая Яковлевича.

Для периода позднего халколита-ранней бронзы Кавказский регион (как и горы Копет Даг в Средней Азии) представлял северную границу Ойкумены, очерченной влиянием культурных импульсов, идущих из центра сложения древнейшей цивилизации - Шумера и его дериватов (Андреева, 1977). Наши современные знания о распространении материальной культуры этого времени позволяют определить природу и направление контактов, связывавших Месопотамию и Кавказ.

Прежде всего, характер этих связей определяли потребности шумерских городов-государств в минеральном сырье. Судя по всему, первые торговые контакты Шумера, датируемые началом IV тыс. до н.э., связаны с направлением, идущим вдоль р. Тигр через такие городские поселения, как Куюнджик (Ниневия) (Algaze, 1986. Р. 125-137; Gut, 1995) и Телль аль Хава (Ball, 1990. Р. 11-28), далее - по

Хабурской степи через пограничные городские поселения Телль Брак (Нагар) (Oates, Oates, 1998. Р. 179-182) и Хамукар (Gibson, 2000. Р. 1-8). Оба эти города содержат в своей материальной культуре элементы южно-месопотамской цивилизации. Затем через Мардинский проход путь следовал в горы Тавра. В среднеурукско-позднеурукский период была создана и относительно недолго функционировала торговая сеть вдоль р. Евфрат (Algaze, 1989. Р. 571-608; Reimer, 1989; Stein et al., 1996; Strommenger, 1980) (рис. 1). Конечной точкой этих торговых маршрутов были рудные месторождения в районе Эргани Маден.

Во второй половине IV тыс. до н.э. также функционировал торговый путь через Сузиану, ведущий к рудным месторождениям типа Веснове и Дешт-и-Кевир на территории Ирана. Здесь колонии переселенцев известны на Годин Тепе в Кангаварской долине (Weiss, Young, 1975; Young, 1986), в Сиалке III-IV (Amiet, 1986). Самая северная из известных торговых факторий в Иране - Тепе Габристан у Казвина (Schmidt, Fazeli, 2007. P. 38-46). Севернее памятники южно-месопотамского облика пока не известны (рис. 2).

Однако, как сейчас становится понятно, контакты Месопотамии с окружающим миром не ограничивались только торговой активностью шумерских городов-государств. Очевидно, что население Северной Месопотамии также имело собственные контакты с регионами, расположенными севернее Тавра и восточнее Загроса. Можно отметить распространение позднехалколитических памятников с керамикой, подобной северо-месопотамской, в горном районе севернее Тавра. Так, помимо поселений на Верхнем Евфрате (Арслан Тепе VIII-VII, Ойлум

Рис. 1. Северная Месопотамия. Поселения второй половины IV тыс. до н.э.: а - высота более 500 м.

Хююк) в районе Кебана (Норшун Тепе) (Helwing, 2009. P. 67, 68) и вдоль русла Тигра (Кенан) (Dodd et al., 2005. P. 357-370) близкий материал был отмечен у оз. Ван, где на высоте около 1700 м над уровнем моря зафиксированы небольшие поселения Чолпан, Аш-Тепе (Marro, 2007. Р. 78) (рис. 2). Вероятно, это стоянки, связанные с сезонным скотоводством. Аналогичный керамический материал также был обнаружен на группе поселений Хана-го, Кичик мевкии, Четенли, Сарыгюль, Моллачен, Саглык сую, расположенном южнее Аракса, на равнине Сюрмели (Игдыр), у подножья горы Арарат на высоте 880 м над уровнем моря (Marro, 2007. Р. 78), на Араратской равнине, в Годедзоре, Арени (Chataigner et al., 2010. Р. 377-394; Зардарян, 2011. С. 53-57). На территории Нахичевана известен ряд памятников эпохи позднего халколита-ранней бронзы с керамикой, содержащей примесь рубленой соломы в тесте. Здесь следует отметить поселения Кюльтепе I, Кхалас, Эрибиенгисечи, Овчулар Тепе-си, Халай, Хадарак, Седерек/Садарак (Бахшалиев и др., 2009. С. 55-62; Seyidov, Bakhchaliyev, 2011).

На территории Ирана помимо поселений, связанных с Южной Месопотамией или Сузианой, отмечено значительное количество памятников с керамикой, аналогичной той, которая характерна для поселений IV тыс. до н.э. Северной Месопотамии. В частности, поселения с керамикой, в тесто которой добавлена рубленая солома, широко представлены в Северо-западном Иране вокруг оз. Урмия (Marro, 2007. P. 77-94; Helwing, 2009. Р. 69) (рис. 2).

Севернее Аракса, в степной зоне Азербайджана (Муганская и Мильско-Карабахская степь), также многочисленны бытовые земледельческие памятники этого времени (Лейла Тепе, Агылы дере, Аб-дал Азиз Тепе, Чинар Тепе, Мишарчай VI, Алхан Тепе, Полутепе, Боюк-Кесик) (Нариманов, 1987; Ахундов, 2005. С. 52, 53; Akhundov, 2007. Р. 95-121; Ахундов, Алмамедов, 2009. С. 31-37; Мусеибли, 2007). Материалы, полученные на этих поселениях, практически идентичны материалам позднего хал-колита Северной Месопотамии, включая поселение Телль Хазна 1 в Северо-Восточной Сирии. За позд-нехалколитической культурой степной зоны Закавказья в Азербайджане закрепилось название недав-

Рис. 2. Кавказско-Переднеазиатский регион. Поселения (а) и погребальные памятники (курганы) (б) второй половины IV - первой половины III тыс. до н.э.: 1- Урук (Варка); 2 - Крайа; 3 - эль-Коум; 4 - Умм-Ксейр; 5 - Грай-Реш; 6 - Тепе-Гавра; 7 -Телль Хава; 8 - Хамукар; 9 - Телль Лейлан; 10 - Телль Брак; 11 - Телль Хазна; 12 - Хамам эт-Туркман; 13 - Хабуба Кабира; 14 - Шейх Хасан; 15 - Косак Шимали; 16 - Хаджинеби; 17 - Курбан Хююк; 18 - Ойлюм Хююк; 19 - Арслантепе; 20 - Норшунтепе; 21 -Тепечик; 22 - Тюлинтепе; 23 - Годин Тепе; 24 - Гел Тепе; 25 - Таш Тепе; 26 - Саин Кале; 27 - Се Гирдан; 28 - Хасан Абад; 29 - Хасан Тепе; 30 - Калечик; 31 - Геой Тепе; 32 - Узуб Тепе; 33 - Барудж Тепе; 34 - Кюльтепе; 35 - Яник Тепе; 36 - Кара Буру; 37 - Басмандж; 38 - Аш Тепе; 39 - Чолпан; 40 - Ханаго; 41 - Сос Хююк; 42 - Тепе Габристан; 43 - Уч Тепе; 44 - Чалаган Тепе; 45 - Лейла Тепе; 46 - Боюк Кесик; 47 - Сиони; 48 - Кавтисхеви; 49 - Бериклдееби; 50 - Серкер Тепе; 51 - Дашлы Тепе; 52 -Торпах Кала; 53 - Великент; 54 - Кабаз-Кутан; 55 - Геме Тюбе; 56 - Калиновское; 57 - Галюгаевское; 58 - Комарово; 59 - Бахчи Юрт; 60 - Бамут; 61 - Ассиновская; 62 - Верхний Акбаш; 63 - Кишпек; 64 - Старый Урух; 65 - Ташлыанское; 66 - Большете-гинское; 67 - Замок; 68 - Усть Джегута; 69 - Жуковское; 70 - Грушевское; 71 - Ипатово; 72 - Золотаревка; 73 - Шарахалсун; 74 - Чограй; 75 - Темижбекская; 76 - Новолабинская; 77 - Зиссерман; 78 - Ясенова поляна; 79 - Новосвободная; 80 - Мешоко; 81 - Свободное; 82 - Пшиш; 83 - Чишхо; 84 - Псекуп; 85 - Старокорсунская; 86 - Старомышастовская; 87 - Днепровский; 88 -Батуринская; 89 - Тимашевская; 90 - Темрюк; 91 - Общественное; 92 - Фонтан; 93 - Сенная; 94 - Кепы; 95 - Варениковская; 96 - Дюрсо; 97 - Союг Булаг; 98 - Агылы Дере; 99 - Пойлу; 100 - Сеидлар; 101 - Дюбенди; 102 - Тельманкенд; 103 - Кюдурлы; 104 - Торпак-Кала; 105 - Мискин-булак; 106 - Миатлы.

Рис. 3. Массовая керамика из поселений лейлатепинской культуры (по: Нариманов и др., 2007).

но открытой лейлатепинской культуры (№пшапоу й а1., 2007), которая является частью обширного мира, лежащего к северу от Джезиры, - от западного берега Евфрата, по меньшей мере до оз. Урмия и, вероятно, восточнее его, от гор Тавра и Загроса до Кавказа, испытавшего влияние Северной Месопотамии (НеЫ^, 2009. Р. 63-70) (рис. 2).

Однако для установления системы связей лей-латепинской культуры чрезвычайно важен вопрос определения ее северной границы. По крайней мере в настоящее время мы знаем, что на севере она охватывала всю степную зону Азербайджана в междуречье р. Кура и Аракса. В связи с тем, что на некоторых поселениях куро-аракской культуры Восточного Кавказа фиксируются следы культурных влияний месопотамского круга (Серкертепе, Великент, Новый Гапцах), представляется реальным распространение памятников лейлатепинской культуры также и значительно севернее р. Кура (рис. 2). На территории восточной Грузии материалы данного культурно-хронологического среза выявлены прежде всего в Шида Картли, в частности - на многослойном поселении Бериклдееби. Керамика из его нижнего слоя принадлежит кругу закавказских халколитических памятников, связанных с югом. Аналогичный керамический материал обнаружен и на других поселениях, например на многослойном поселении Граклиони гора, а также в гротах Самеле-Клде и Самертсхели-Клде в Западной Грузии.

Для определения времени существования поселений лейлатепинской культуры приоритетное значение имеет массовая керамика. Здесь важно отметить, что часть керамических коллекций таких поселений, как Лейла Тепе, Полутепе, Алхан-тепе, Ментештепе представлена сосудами, содержащими роспись убейдского вида (Ахундов, Алмаме-дов, 2009. Р. 31-37; Aliyev, Helwing, 2009. Р. 23-45; Mentesh Tepe, 2011. Р. 41-44). Однако большая часть лейлатепинских сосудов лишена росписи и по своим морфологически

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком