научная статья по теме ЕЩЕ РАЗ ОБ ИЗЛОЖЕНИИ Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «ЕЩЕ РАЗ ОБ ИЗЛОЖЕНИИ»

Д. А. ХАУСТОВА _ -

Москва Еще раз об изложении

Еще в дореволюционной школе изложение (как устное, так и письменное) было одним из самых распространенных видов работы. Называлось оно и е -реложением. Знаменитый филолог и методист Ф. И. Буслаев в воспоминаниях о своих гимназических годах писал: «Учителю представлялось очень подробно н не спеша излагать содержание каждого параграфа в руководстве и заставлять учеников по нескольку раз пересказывать это изложение, так что от многократного повторения задан-

ный урок был уже готов к следующему классу без затвержеиия его на дому»1.

В дореволюционной школе для переложения предлагались тексты как духовного, так и светского содержания, а среди них — лирические стихотворения. К концу XIX в. такая работа, основанная на механическом воспроизведении текста, становилась все менее популярной.

1 Цит. по изд.: Русские методисты-словесники в воспоминаниях / Сост. В. С. Баевскнй. — М., 1969. - С. 18.

Негативное отношение к такому виду работы сохранилось и в начале XX столетия, когда изложение стали приравнивать к механическому списыванию и неосознанному заучиванию. Внимание методистов было направлено на сочинение, которое считалось работой активного, творческого характера.

Только в тридцатые годы XX в. отношение к изложениям переменилось. Стало очевидным, что нельзя успешно развивать связную речь учащихся, не закрепляя ее в устном и письменном пересказе образцовых текстов. Благодаря работам М. А. Рыбниковой появилась реальная оценка изложений, при написании которых ученик может выработать «определенное отношение к самому процессу письма, когда процесс письма перестанет быть только формальным заданием, когда ему захочется писать, так сказать, для души, для себя, чтобы передать свои мысли и переживания... Наша задача заключается в том, чтобы научить наших учащихся думать с пером в руках»2.

Анализируя творческие работы учащихся, методисты пришли к выводу, что изложения и сочинения способствуют и сознательному усвоению системы русского правописания, о чем в 1946 г. писал В. Л. Добро мыс лов: «Процесс формирования орфографических и пунктуационных навыков завершается именно в самостоятельных письменных высказываниях учащихся»3.

В 60 70-е годы появился целый ряд интересных исследований, посвященных методике проведения изложений. Так, в 1965 г. было опубликовано масштабное исследование Т. А. Ладыженской и М. Т. Баранова «Особенности языка ученических изложений», которое подготовило почву для решения многих методических задач: определения принципов подбора текстов для изложения; методики подготовки учащихся к выполнению обучающих изложений и работы над ошибками ученических изложений; оценки творческих письменных работ.

2 Рыбникова М. Л. Избранные труды. — М.. 1958. - С. 401.

3 Добромыслов В. А. Изложения и сочине-

ния в семилетней школе. — М.;Л., 1946. - С. 4.

Изложение стало традиционным видом работы, без которого невозможно представить систему занятий по развитию связной речи учащихся.

В 1968 г. вышла книга Н. А. Пленника «Изложение с языковым разбором текста», в которой автор раскрывает методику проведения нового вида обучающего изложения, приводит языковые комментарии к каждому тексту. Важным оказалось то, что тексты, предлагаемые для изложений, соотнесены с изучаемыми грамматическими темами. Это помогает устранить «тот извечный перерыв в изучении программы, который наступает каждый раз, когда в продуманную систему знаний вклинивается изложение как работа инородного направления»4.

В 1991 г. появился «Сборник текстов для изложении с лингвистическим анализом» для V —IX классов (авторы В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик, Л. Л. Новоселова), который явился хорошим подспорьем для уроков по развитию речи. Эта книга помогает учителю русского языка реализовать современные требования к формированию речевых умений на основе ре-чеведческих понятий стиля, типа речи, текста и его строения.

В сборник включены тексты, которые имеют ясную типологическую структуру, представляющую собой взаимодействие разных функционально-смысловых типов речи. Тексты для изложений представлены в системе, отражающей последовательность ознакомления учащихся со стилями и типами речи. Каждый текст сопровождается лингвистическим анализом и методическими рекомендациями по проведению изложения.

В пособии для учителя русского языка «Виды изложений и методика их проведения» И. Д. Морозовой раскрывается содержание и методика работы над изложениями в IV — VIII классах, обосновывается значение разных видов изложений в общей системе работы по развитию связной речи, приводится их классификация, а также примерные пла-

4 П л е н к и н H.A. Изложения с языковым разбором текста. - Л., 1968. - С. 33.

ны проведения уроков изложений и их анализ.

Изложение — обобщенное название одного из видов связной печи (в письменной или устной форме), широко используемого в речевой практике людей вообще и в качестве школьного упражнения в частности. В школьных условиях изложение — это передача в письменной форме содержания прочитанного текста или услышанного рассказа, увиденного кинофильма или спектакля5.

Еще не до конца разработана классификация видов изложения и терминология для их обозначения, тем не менее можно выделить следующие виды изложений:

• по способу передачи исходного текста:

— устные;

— письменные;

• в зависимости от полноты передачи содержания исходного текста и языковых средств:

— полные;

— близкие к тексту;

— выборочные;

— сжатые;

• по цели проведения:

— обучающие; контрольные;

• по стилю речи:

художественные;

— научные;

— публицистические;

• по типу речи:

— повествования;

— описания;

— рассуждения;

• изложения с дополнительным заданием:

— осложненные;

— творческие;

— с элементами сочинения;

— с перестановкой материала;

— с изменением лица рассказчика. Более подробно нам хотелось бы остановиться на изложениях с творческим заданием. М. А. Рыбникова определила такой вид изложений как «переход-

1 Текуч ев Л. В. Методика русского языка в средней школе. 3-е изд., перераб. М., 1980. - С. 325.

ную форму... которая показывает движение от изложения к сочинению»6. Данный тип изложения прочно утвердился в практике преподавания и вызывает большой интерес у учащихся всех классов. В основе своей изложение с творческим заданием является пересказом, близким к предложенному текст)', но школьники могут добавить к нему портретное описание персонажей или их характеристику, могут сделать свой вывод или дописать окончание текста.

Следует помнить о том, что дополнительное задание является логическим продолжением исходного текста, оно должно незаметно «вписываться» в текст и стилистически, жанрово, композиционно соответствовать тексту.

Творческие задания позволяют учащимся лучше разобраться в тексте, проанализировать его со стороны содержания и формы, проникнуться мыслью автора и его стилем.

Изложение с творческим заданием отвечает следующим задачам:

— практически знакомит с жанром, композицией;

— обучает целенаправленно использовать языковые средства;

— развивает творческие способности учащихся;

— подготавливает школьников к более глубокому восприятию литературного произведения, к работе над сочинением.

В последнее время широкое развитие получило изложение с продолжением

особый вид изложения с творческим заданием, состоящий из двух этапов:

анализ предложенного незавершенного текста (на этом этапе учащийся должен проанализировать всю информацию, заложенную как в самом тексте, так и в подтексте);

— завершение текста учащимся.

Предложенный текст заканчивается

вопросом или незаконченным предложением, предполагающим поиск ответа, который и завершит рассказ. Для завершения текста ученику можно предложить самостоятельно найти решение

6 Рыбникова М. А. Цит. соч. — С. 413.

конфликта, придумать выход из сложной ситуации, описать развязку, исходя из логики текста, или сформулировать основную нравственную посылку, заложенную в произведении.

Дополнить проведенную работу поможет классное обсуждение ответов, которое научит учащихся аргументировать свою позицию и выслушивать точку зрения одноклассников.

Для такого изложения целесообразно подбирать тексты, неизвестные школьникам, чтобы они могли придумывать продолжения, не зная первоисточника. Обрывается текст там, где повествование достигает наивысшего напряжения.

Вот несколько текстов для проведения изложения с продолжением.

I. Придумайте свое окончание текста.

Где же ежик?

Саше и Маше подарили хорошенького ежика. Он жил у них все лето, очень привык к ним, прибегал на их зов, брал у них из рук кусочки говядины и хлеба и разгуливал не только по всему дому, но и по саду. Дети очень любили ежика, не боялись его игл и усердно кормили его молоком с булкой.

Наступила осень. Детям нельзя было так много гулять в саду, но они утешались тем, что у них есть товарищ для игр.

Как же бедняги огорчились, когда их ежик вдруг исчез. Дети бегали но всему дому, звали ежика, искали его, но все напрасно.

— Куда спрятался наш ежик? — повторяли дети и обращались с этим вопросом ко всем домашним.

— Обещайте, что вы не тронете ежика, — сказал им садовник, — и я покажу вам, где он...

(Быков а).

Неведомый помощник.

Воробьиная семья, как и все счастливые семьи, жила в ладу и согласии. Весной Воробей и Воробьиха устроили уютное гнездышко под крышей старого амбара в поле, неподалеку от деревни, и в один из теплых летних дней в нем появились на свет четверо воробьят. Забот у молодых родителей прибавилось, но это были радостные заботы. Папа Воробей и мама Воробьиха неутомимо летали но окрестным рощам в поисках пищи и кормили своих милых, не страдающих отсутствием аппетита детишек. И все было бы хорошо, не случись беда: папу Воробья подстрелил из рогатки злой

мальчишка. Горько плакала мама Воробьиха, тяжело переживая потерю кормильца. Но надо было жить и растить несмышленышей, которые нуждались в уходе и пискливо требовали: «Есть хочу! Есть хочу!..»

Мама Воробьиха выбивалась из сил, но не могла вдоволь запастись кормом на всю семью.

По соседству жило много других пти

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком