научная статья по теме ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ СОВРЕМЕННОГО ИНТЕРМЕДИАЛЬНОГО ТЕКСТА Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ СОВРЕМЕННОГО ИНТЕРМЕДИАЛЬНОГО ТЕКСТА»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2015 • № 3

КУЛЬТУРА

Л.Г. КАЙДА

Эстетический императив современного интермедиального текста

В статье исследуется проблема эстетического императива современного интермедиального текста, а также "обратная связь" в диалоге автора с читателем или зрителем, которая формирует их эстетическое "я". Лингвофилософская концепция композиции и авторского "я" в аспекте композиционной поэтики текста становится ключевой в исследовании проблем эстетики. Автор видит необходимость разработки действенной эстетической модели сотворчества "читатель-автор".

Ключевые слова: эстетика, императив, эстетический код, эстетическая модель сотворчества, композиция, композиционная поэтика.

Прежде всего коротко о самом понятии интермедиальности. Мысли и выводы древних риторов о загадочных отношениях между словом и музыкой и сегодня являются животворными истоками новейших концепций, потому что живы корни вечного явления синтеза искусств. Несомненно, что сформировавшееся в 19501960-е гг. направление компаративных исследований интермедиальности привело к включению ("подведомственности") в сферу научных поисков всего корпуса смежных дисциплин - истории эстетики, культурологии, истории видов искусств. Это целый мир идей и концепций в поиске адаптивной методологии изучения этого феномена1.

Было предпринято множество попыток классифицировать формы единений и определить границы, что допустимо, а что некорректно делать при исследовании проблемы, особенно в области терминологии. Они и стали "строительным элементом" для выработки современной теории интермедиальности. Известно, что термин "ин-термедиальность" введен в науку в 1983 г. А. Ханзен-Леве. К настоящему времени разработано несколько интермедиальных типологий, среди которых "литературно-живописная" и "литературно-музыкальная" классификации, пожалуй, самые популярные. Терминологический поиск продолжается.

1 В широком научном контексте изучения феномена интермедиальности отмечу работы Ю. Лотмана, Н. Фортунатова, Б. Успенского, М. Кагана, А. Гира, О. Вальцеля, А. Махова, М. Эпштейна, А. Михайлова, В. Медушевского, Е. Назайкина, У. Перси, С. Шера, Н. Тишуниной, А. Тимашкова, И. Борисовой, Р. Брузге-не, А. Сидоровой, И. Ильина и других российских и зарубежных исследователей. В процесс реинтеграции, вычитывания новых смыслов "гибридных" соединений различного происхождения втянуты все гуманитарных науки, что и создает впечатление "конструктивного хаоса" многоаспектных теорий, базирующихся на разном понимании явления интермедиальности.

К айда Людмила Григорьевна - доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, заслуженный профессор Мадридского университета Комплутен-се. Адрес: 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1. E-mail: vega11111@yandex.ru.

6* 163

Интермедиальность, в широком смысле понимаемая во всем комплексе гуманитарных наук как взаимодействие различных видов искусства и разнообразнных медиа и как синтез знаковых систем, в которых закодировано любое сообщение, открывает дополнительные возможности для воплощения авторских стратегий в диалоге с читателем. Главную причину активизации интермедиальных исследований я вижу в том, что тут находится точка пересечения всех комплексных междисциплинарных гуманитарных исследований. Теория и история культуры, философия и психология, социология и другие научные направления отмечают "полифонизацию" сознания и необходимость использования коммуникативных возможностей "многоканального", "клипового" мышления современного человека.

Научный контекст интермедиальных исследований - безграничная территория творчества, на пространстве которой рождаются новые идеи - результат синтеза знаний и методологий. В частности, исследование интермедиальности в композиционной поэтике текста выводит на новый уровень весь спектр коммуникативно-прагматических исследований, формирует эстетическую модель сотворчества "читатель - автор", где творческое "я" читателя изучается в процессе коммуникации, а подтекстовым навигатором выступает авторское "я". И в дальнейшей работе над лингвофилософ-ской концепцией интермедиальности современного текста меня ожидало еще немало "открытий чудных".

Приступив к своему исследованию - поиску эстетического императива в современном интермедиальном тексте, я столкнулась с парадоксом: понятие "эстетика" издавна связано с представлением об изящном и возвышенном как в жизни, так и в искусстве. А современный интермедиальный текст (имею в виду интермедиальность в художественной и нехудожественной словесности), пожалуй, далек от такого восприятия. Сказался кризис идеологии, который привел к разрушению традиционных эстетических ценностей.

Давние споры о соотношении понятий "эстетическое" и "художественное", схоластические выяснения самого предмета эстетической науки, "двуликость" эстетической проблематики в философии искусства и т.д. - лишь сферы широчайшего ареала эстетического знания, где точкой отсчета можно считать философское утверждение "эстетика как образ жизни" [Эстетика... 2013]. Психологи вносят свою лепту в развитие теории современной эстетики, корректируя понимание гармонии формы и содержания. И снова актуальны выводы Л. Выготского: "...в течение столетий эстетики твердят о гармонии формы и содержания, о том, что форма иллюстрирует, дополняет, аккомпанирует содержание, и вдруг мы обнаруживаем, что это есть величайшее заблуждение, что форма воюет с содержанием, борется с ним, преодолевает его и что в этом диалектическом противоречии содержания и формы как будто заключается истинный психологический смысл нашей эстетической реакции" [Выготский 1986, с. 204].

Философы снова намерены вернуть себе славу мудрецов, пытающихся ответить на вопрос: что значит вообще мыслить? Лингвофилософия немало потрудилась в этом направлении. Устремленность дуэта филологов и философов в сферу "открытой структуры" взаимодействия и в сторону "проверяемого знания" [Автономова 2009] привела к реактивации продуктивных идей традиционных концепций и рождению новых направлений в изучении текста. Исследователи оказались во власти широкого контекста знаний; философы называют его "эстетической незавершенностью инобытия".

Для гуманитариев очевидна бесконечность познания эстетического начала в семиотическом механизме культуры. Эстетика современного текста развивается в диалоге культур и эпох. Явление интермедиальности, изучаемое в разных научных контекстах, - из того же ряда, и проблема эстетики современного интермедиального текста стала важным звеном в формировании эстетической модели сотворчества "читатель-автор", которая разрабатывается мною в аспекте композиционной поэтики текста (подробнее см. [Кайда 2011, Кайда 2013, Ка1йа 1998]).

Это новое направление филологических исследований текста вбирает в себя системное изучение источников формирования лингвистической эффективности любого

текста на уровне композиции. Ее составляющие - поэтика и стилистика художественной и нехудожественной словесности и взгляд на текст как на систему в ее живом функционировании, которую детерминируют теория композиции и стилистическая концепция авторского "я". Основополагающие категории композиционной поэтики -композиция, авторское "я" в текстовой структуре, стилистические ипостаси категории "читатель" в многоаспектных проекциях лингвистического подтекста.

Проблема "читатель и авторский подтекст" рассматривается мною как исключительно важная в формировании гуманитарного мышления: речь идет о развитии творческого потенциала человека. Междисциплинарный характер исследования при этом обязателен и очевиден. Методологический принцип композиционного анализа, разработанный в композиционной поэтике, - один из возможных путей развития профессиональных навыков чтения.

Существуют и другие пути, признанные и эффективные. Да, собственно, в профессиональной работе с текстом как объектом гуманитарного исследования единственного пути нет и быть не может. Композиционный анализ универсален благодаря универсальности его центральной категории - композиции. Читатель, ведомый авторской интенцией, которой подчиняется композиционное развертывание текста, в процессе чтения выходит на диалог с автором. И если успешно, то, как говорил М. Бахтин, выходит на "диалог согласия".

Самым сложным для исследования мне представляется диалог, органно звучащий в интермедиальном пространстве композиции. Именно он и находится в центре моего внимания - эстетическая модель сотворчества "читатель-автор" в современном интермедиальном тексте.

Функция интермедиальности в художественном тексте

Интермедиальность связывает весь дисциплинарный корпус искусств, а интермедиальная поэтика современной прозы концентрирует внимание на проблемах взаимодействия, взаимопроницаемости границ между искусствами, вхождения искусства на территорию словесного творчества. Текстообразующие и смыслообразующие функции визуальных и музыкальных произведений становятся объектом исследования во всем комплексе гуманитарных наук, наполняя эстетическое пространство новыми открытиями смысловых перспектив.

Эстетический императив современного текста изучается на новом уровне лингвистической науки о нем. В мегаресурсы композиционной поэтики входит современная эстетика, скорректированные временем представления о творчестве в целом и художественном творчестве в частности, переосмысленные с помощью новой методологии понятия "диалог" и "полифония", углубленные исследования эстетики Платона и Аристотеля, продуктивные идеи теории коммуникации и т.д.; одним словом - "открытая структура" научных знаний.

Материалом исследования стал художественный текст, созданный по законам искусства, что и определяет главенствующую роль эстетической функции. И все компоненты художественной структуры (факты, их расположение, характер и способ описания и т.д.) важны не сами по себе, а как отражение эстетической программы автора, который отобрал материал и осмыслил его в соответствии со своим пониманием. Каждый факт интересен не в сопоставлении с фактом из документальной системы, а в соотношении с другими фа

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком