научная статья по теме ЭТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА СТАТУСА ОМБУДСМЕНА ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ЭТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА СТАТУСА ОМБУДСМЕНА ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА»

Шамрин М.Ю.

ЭТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА СТАТУСА ОМБУДСМЕНА ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА

В статье представлен разработанный автором Этический Кодекс Омбудсмена (Уполномоченного) по правам ребёнка, в котором перечислены этические нормы и принципы его правового статуса. Делается вывод, что Омбудсмен (Уполномоченный) по правам ребёнка видится ключевой фигурой и координатором в системе правозащитной деятельности государства, а Этический кодекс позволит ему осмыслить и понять, что представляет собой этика в правозащитной политике, как использовать её (этики) потенциал при восстановлении нарушенных прав детей, каждого ребёнка.

Ключевые слова: детство, права ребёнка, Уполномоченный по правам ребёнка, правозащитная деятельность, Этический Кодекс, этические начала, этические категории.

Shamrin M.Y.

ETHICAL GROUNDS OF AN OMBUDSMAN FOR CHILDREN STATUS

The article presents the Code of Ethics of an Ombudsman (Commissioner) for Children developed by the author, which lists the ethical standards and principles of its legal status. The conclusion is made that an Ombudsman (Commissioner) for Children is seen as a key player and a coordinator in the system of human rights practices of a country and the Code of Ethics will enable him/her to conceive and understand what does the ethics mean for the human rights policy, and how to use its (ethics') potential in restoration of violated rights of children and every particular child.

Keywords: childhood, rights of children, Ombudsman for Children, human rights activity, Code of Ethics, ethical grounds, ethical categories.

Шамрин М.Ю.

Juris praecepta sunt haec: honeste vivere, Alterum nonlaedre, suum cuique tribuere1.

«Внимательно подмечай, какие черты тебе нравятся в людях, и очень может быть, что то же самое в тебе понравится другим.

Если тебе приятно, когда люди внимательны и чутки к твоему настроению, вкусам и слабостям, можешь быть уверен, что внимательность и чуткость, которые ты в подобных же случаях выскажешь другим, будут им также приятны».

Ф.Д. Честерфилд

Настанет день и час пробьет, Когда уму и чести На всей земле придет черед Стоять на первом месте.

Р. Бернс

В целях необходимости внедрения в деятельность Уполномоченного по правам ребёнка этических начал, необходимо обратиться к мнению Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, стремившегося разработать универсальную философскую систему и к 1821 году завершившего работу над «Философией права». Приступив к исследованию позиции Гегеля, можно сказать, что она оказалась сложна даже для авторского понимания. Поэтому пришлось пробиваться к истинам через специфическую терминологию, через логические размышления и умозаключения философа.

Приближаясь к пониманию таких понятий, как рефлексия, диалектика, опыт, автор считает, что они должны войти в структуру правового статуса Уполномоченного по правам ребёнка. Конечно, рефлексия Уполномоченного (личностная) на окружающую его жизнь и происходящие в ней исторические события - это рефлексия частного человека, граждани-

1 Право требует: честно жить, другого не обижать, каждому воздать должное (лат.).

на Российской Федерации, не занимающегося каждый день философией, но, будучи живым и неравнодушным человеком к проблемам Детства, он должен научиться рефлексировать, реагировать, постигать, обобщать, аналитически мыслить. И многое из опыта, описанного Гегелем, безусловно, должно войти в жизненную этическую копилку Уполномоченного, обогатить её. Даже маленькие, но постигнутые Уполномоченным крупицы этико-философского опыта Гегеля, обязательно должны стать частью его жизни, профессии, отношения к миру.

По крайней мере важно, чтобы Уполномоченный осознал мысли Гегеля как процесс поиска методов совершенствования своего правового статуса, в котором важен не только конечный результат, но каждый преодоленный дюйм на дороге поиска должен стать завоеванием разума Уполномоченного.

Памятуя знаменитую формулу синтеза по Гегелю, рассмотревшую тезис (либерализм) и антитезис (консерватизм), которые затрагивали соотношение индивида и общества2, можно сделать вывод, что Уполномоченный по правам ребёнка, как индивид, социален по своей природе. Структура же правового статуса представляет собой социально-этическую категорию. Проведённое исследование показало, что при реализации своего правового статуса Уполномоченный должен ориентироваться не только на нормы права, но и на требования морали. Поэтому, автор считает, что этике в деятельности Уполномоченного следует уделить особое внимание. Думается, что разработанный Этический кодекс Омбудсмена по правам ребёнка позволит Уполномоченному осмыслить и понять, что представляет собой этика в правозащитной деятельности, а также использовать её потенциал при восстановлении нарушенных прав любого российского ребёнка.

Воля Уполномоченного по правам ребёнка к всеобщему благоденствию проходит три стадии: право-мораль-нравственность. Различие между моралью и нравственностью Гегель выразил через немецкое понятие die Moral и die Sittlichkeit. Можно сказать, что воля Уполномоченного должна

2 См.: Скирбекк Г. История философии: учеб. Пособие для студентов вузов / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под. ред. С.Б. Крымского. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - С. 495.

определяться внешним источником, т.е. законом государства об Уполномоченном по правам ребёнка. На уровне морали ею руководит собственный автономный закон - Этический кодекс. Воля Уполномоченного должна согласовываться как с волей Президента России, так и с волей окружающих его правозащитников российского Детства. У морального поступка три составляющих: 1) умысел и вина, 2) намерение и благо, 3) добро и совесть. Принцип долга в структуре статуса Уполномоченного оставляет выбор поступка на откуп его совести, а совесть - это умонастроение, продиктованное желанием поступать морально. Именно для улаживания конфликтов гражданского общества с государственными органами, защищающими права ребёнка, был создан институт Уполномоченного по правам ребёнка. Исследование показало, что свобода закрепляется не одними только моральными предписаниями, но также правовыми установлениями. Объяснив индивидуальную жизнь человека, Гегелю удалось разработать проект идеального общества, таким образом, моральный рационализм достиг в его рассуждениях своей вершины. Необходимо воспользоваться им в своей деятельности и Уполномоченному по правам ребёнка.

Именно этика ориентирует его перед принятием важных решений, касающихся жизни российских детей, анализировать возможные последствия. Уполномоченный перед принятием решения должен быть осведомлён о проблемах детей. Он должен сначала смоделировать варианты оказания помощи, исследовать их и только потом оказать помощь ребёнку. В связи с этим Уполномоченному в целях познания этических основ следует обратиться и к идеям шотландского философа Д. Юма, восстановившего учения стоиков с их строгой проверкой всякого положения, всякого понятия. Работа Юма «Трактат о человеческой природе или попытка ввести экспериментальный метод в вопросы о нравственности» говорит о необходимости изучать природу человека и физическую, и духовную через познание психологии. Думается, что и Уполномоченный по правам ребёнка должен обладать навыками психоанализа, без которого невозможно обойтись в работе с детьми. Огромную роль по Юму играют идеи воспоминания, воображения, наблюдения. Д. Юм утверждал, что только опыт, а не разум может объяснить идею причинности. Вот его рассуждения: «.. .Где я? Что я? Каким причинам обязан я своим существованием и в какие условия буду возвращен?.. Что за существа окружают меня; на кого имею я влияние, и кто влияет на меня?... Я обедаю, играю в триктрак, разговариваю и развлекаюсь со своими друзьями, но когда после трёх, четырёх часов отдыха, я вздумаю вернуться к своим размышлениям, то они кажутся мне такими холодными, насильственными и странными, что у меня решительно не лежит сердце к тому, чтобы снова заняться ими»3.

Философ призывает коллег к сомнению: «Истинный скептик так же недоверчиво относится к своим сомнениям, как и к философским убеждениям»4. Автор считает, что Уполномоченный не может принять правильное решение, не использовав юмовскую идею мудрого скептицизма. В соответствии с требованиями этики, изложенными в представленном автором «Этическом кодексе Уполномоченного», он выстраивает всю свою деятельность.

Построив полную картину этического сентиментализма, шотландский философ Дэвид Юм определил сферу морали

3 Цит. по: Сабинина М.В. Давид Юм. Его жизнь и философская деятельность. - С.-Петербург, 1893. - С. 66.

4 Там же. - С. 67.

- как переживание того, что происходит с человеком, оценку этого переживания как хорошего или плохого. Приятное и неприятное - индикаторы направленности этического поступка, вычленение его бескорыстия, благожелательства, великодушия, любви, сострадания. Несомненный источник добродетели, по Юму, не разум, а единые для всех эмоции.

Как велико это замечание философа в наши дни при определении этического стержня в личности Уполномоченного по правам ребёнка, в его профессиональной деятельности, как важно знание этого при составлении «Этического Кодекса Омбудсмена», задуманного автором как приложение №2 к тексту диссертации.

Содержание Этического кодекса состоит из Преамбулы (введения), семи разделов (глав) и Заключения. Следует выделить разделы Кодекса, обозначив их под цифрами от I до VII:

I. Этический душевный и духовный облик Омбудсмена (Уполномоченного) по правам ребёнка.

II. Сущностные этические категории и их использование в профессиональной деятельности Омбудсмена (Уполномоченного) по правам ребёнка.

III. Этика публично-пропагандистской деятельности Ом-будсмена (Уполномоченного) по правам ребёнка.

IV. Психолого-педагогическая этика Омбудсмена (Уполномоченного) по правам ребёнка.

V. Методические этические приёмы и средства работы Омбудсмена (Уполномоченного) по правам ребёнка.

VI. Этика взаимодействия Федерального Омбудсмена (Уполномоченного) по правам ребёнка и общения с подчинёнными его Аппарата, Уполномоченными субъектов (Ассоциацией Уполномоченных),

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком