научная статья по теме ЭТНИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ В МОРДОВИИ: ПАРАДОКС МНОГОУРОВНЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Социология

Текст научной статьи на тему «ЭТНИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ В МОРДОВИИ: ПАРАДОКС МНОГОУРОВНЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

© 2004 г.

О.А. БОГАТОВА

ЭТНИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ В МОРДОВИИ: ПАРАДОКС МНОГОУРОВНЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

БОГАТОВА Ольга Анатольевна - кандидат философских наук, заведующая сектором межнациональных отношений НИИрегионологии при Мордовском государственном университете.

Этническая идентичность, как и любая групповая идентичность, предполагает наличие оппозиции "мы - они", а также содержит определенный набор представлений о культурных и социальных различиях между "своей" и "чужими" группами. Для обозначения этнодифференци-рующих культурных и социальных факторов с 1990-х гг. в отечественной этносоциологии утвердился заимствованный у Ф. Барта термин "этнические границы". По мнению этого автора, "если этническая общность определяется как группа, основанная на аскриптивности и исключении, то ее природа зависит в первую очередь от поддержания границы. Обозначающие ее культурные характеристики могут меняться, культурные признаки отдельных членов группы также могут трансформироваться, может видоизменяться даже форма организации группы, однако факт длительной дихотомизации членов группы и аутсайдеров позволяет уточнить природу этой устойчивости и исследовать меняющиеся культурные формы и содержание" [1]. Иными словами, под этнической границей понимается символическая социальная граница между этническими общностями, определяемая при помощи набора "этнических маркеров" -групповых признаков, служащих основанием для отнесения индивида к той или иной этнической группе или, наоборот, исключения из этой группы.

Заметим, что этнические границы продолжают существовать и при дефиците культурных отличий, нередко в качестве средства их компенсации. Они подвижны, могут размываться или, наоборот, становиться менее "прозрачными". Они особым образом структурируют социальную жизнь, организуя социальные взаимодействия на базе этнической идентичности. Понятие этнической границы указывает как на результат процесса групповой консолидации, так и на сам процесс.

Основываясь на этой концепции, C.B. Рыжова определяет этническую границу как линию социально предписанных, разделяемых группой культурных различий, которые, выполняя роль маркеров, отделяют одну группу от другой в социальном взаимодействии, и предлагает следующие индикаторы для ее изучения: объективные культурные различия, сходство и различия образов "своей" и "чужой" групп, различия в оценке некоторых аспектов социальной действительности [1, с. 290-292]. Л.М. Дробижева добавляет к ним идеологические представления и конкуренцию на рынке труда [1, с. 40].

Наряду с понятием этнической границы в этносоциологии используется также понятие социальной и культурной дистанции [2]. Под социальной дистанцией понимается символическое расстояние между социальными позициями (статусами), занимаемыми группами, пропорциональное нежеланию принять представителя другой группы в качестве партнера по социальному взаимодействию. Понятие социальной дистанции, по мнению Р. Парка, "используется среди социологов в качестве попытки свести к более или менее измеряемым понятиям степени понимания и близости, которые характеризуют личностные и вообще социальные отношения" [3]. Классик социальной антропологии Э.Э. Эванс-Причард в своем исследовании социальной организации одного из этносов - нуэров использует в качестве аналога социальной дистанции понятие "структурного расстояния" между сегментами общества, величина которого обратно пропорциональна эффективности социального контроля в деле урегулирования конфликтов [4].

Как изменяются этнические границы в условиях современной России? На этот вопрос мы попытались ответить, проведя специальное исследование. Объектом для изучения проблемы

Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 03-0300492 а/в).

Распределение ответов на вопрос: "Как Вы считаете, чем различаются народы, проживающие на территории Мордовии?" (% к числу опрошенных)

Варианты ответов

Этнические группы

Русские Мордва Татары Другие

Чертами характера 33,2 22,6 24,2 25,0 29,2

Особенностями поведения 14,7 15,5 9,1 12,5 14,6

Народными обычаями 52,4 65,5 66,7 50,0 57,4

Религией 37,4 32,1 51,5 37,5 36,4

Уровнем жизни 9,4 10,7 9,1 0,0 9,7

Языком 68,5 69,6 75,8 37,5 68,8

Чем-то трудноопределимым 2,4 4,2 6,1 0,0 3,2

Различий нет 5,6 4,2 6,1 25,0 5,5

Затрудняюсь ответить 4,2 4,2 3,0 12,5 4,3

Другое 0,0 0,6 0,0 0,0 0,2

Всего

этнической идентичности и этнических границ был выбран регион со стабильными межэтническими отношениями - Республика Мордовия. Особенностью межэтнических взаимодействий здесь является размытость этнических границ, отсутствие четко определенного набора этнических статусов-ролей. Поэтому мы поставили своей целью выявление основных компонентов этнической идентичности в Мордовии, т.е. основных этноинтегрирующих и этнодиф-ференцирующих признаков, этнических автостереотипов, а также факторов, формирующих этническую границу, и провести замеры социальной дистанции между этническими группами. Эмпирическую основу статьи составляют результаты массовых этносоциологических опросов, проводившихся в республике в 1970-е-1990-е гг., а также исследований лаборатории (затем - НИИ) регионологии при Мордовском государственном университете в 1991 г. и 2003 г. по проекту "Механизмы гармонизации межэтнических отношений в полиэтническом регионе (на примере Республики Мордовия)".

Структура населения Мордовии, характер расселения основных этнических групп вплоть до последних десятилетий XX в. обусловили устойчивость их этнической идентичности, преобладание в ней "объективных" культурных признаков. Реально существующая культурно-языковая неоднородность титульного этноса - мордвы - обусловливает давно отмеченную исследователями двойственность ее этнического самосознания, наличие в нем двух уровней [5]: политико-правового, связанного с государственной институционализацией мордовской этнич-ности, ее представленностью в многонациональном государстве, и культурно-языкового, отражающего существующие внутриэтнические различия, т.е. отнесение себя к мордовскому этносу при необходимости проведения "этнической границы" с русскими и татарами и т.д., наряду с осознанием себя эрзянами или мокшанами.

Опрос 2003 г. показал, что русские и мордва в качестве наиболее значимых признаков, сближающих их с представителями своей этнической группы, рассматривают язык - соответственно: 75,4% русских и 82,8% респондентов мордовской национальности, а также традиционную культуру (52,9% и 45,6%) и происхождение (26,0 % и 38,5%). Относительно часто упоминается также общая государственность (23,2% и 16,0%) и черты характера (15,6% и 14,2%). Опрошенные татары в качестве основных этноинтегрирующих признаков чаще всего называли язык (72,7%), традиционную культуру (78,8%) и религию (51,5%).

Хотя респонденты (кроме татар) относительно редко называют религию в качестве признака, сближающего их с представителями своей национальности, в перечне этнодифференци-рующих признаков она находится на третьем месте по частоте упоминаний (на четвертом месте - черты характера) (см. табл. 1).

Мордовия представляет собой поликонфессиональный регион. При этом большинство населения республики придерживается традиционных, культурообразующих религий - православного христианства (русские, представители других славянских народов и мордва) и ислама (татары). В ходе массового этносоциологического опроса 2003 г. к верующим отнесли себя 74,6% опрошенных русских, 72,0% мордвы, 84,6% татар. По данным опроса, 93,0% респондентов, в том числе 98,0% русских, 97,8% лиц мордовской национальности, 9,1% татар, отнесли се-

бя к православным христианам, 5,6% опрошенных, в том числе 0,8% русских, 0,7% мордвы и 90,9% татар - к мусульманам, а 1,4% - в том числе 1,2% русских и 1,5% мордвы, - к последователям других конфессий. Предложенный в анкете вариант "языческие верования" не выбрал никто.

При этом конфессиональная принадлежность большинства верующих выглядит символической, т.к. около половины опрошенных во всех этнических группах отметили, что не соблюдают религиозных обычаев и обрядов. Вместе с тем некоторым традициям, связанным с религиозными обрядами и праздниками, следуют даже те респонденты, которые считают себя неверующими или колеблющимися. Так, обряда крещения или обрезания детей придерживаются 85-90% опрошенных. Религиозные обряды, связанные с погребением, соблюдают 80-85% респондентов, 85% русских и мордвы и 95% татар отмечают какие-либо из церковных праздников, более половины опрошенных посещали церковь по большим праздникам и венчались (или принимали участие в церемонии венчания) в церкви.

Свое значение в качестве компонента этнической идентичности и "этнического маркера" сохраняет язык [6]. В начале 1990-х гг. практически 100% опрошенных русских и около 80% респондентов мордовской и татарской национальностей считали родным язык своей нации, от 5 до 10% мордвы и татар назвали родными русский и язык своей этнической группы, либо русский. В 2003 г. ситуация несколько изменилась: родным назвали язык своей национальности 60% респондентов мордовской национальности и 50% опрошенных татар; 17,3% мордвы и 37,5% татар считали родными язык своей национальности и русский, 20,4% мордвы и 8,3% татар - русский язык.

Опрос 2003 г. показал, что примерно 90% мордвы и татар в той или иной степени владеют языком своей национальности, причем более 80% умеют говорить на нем. Это больше доли опрошенных татар и мордвы, считающих родными языки своей национальности. При этом 25-30% представителей этнических групп мокшан и эрзян отметили, что понимают язык другой субэтнической группы, около 10% свободно владеют им. Мокшанский или эрзянский языки понимают около 20% русских и татар, однако свободное владение ими в среде представителей этих национальностей встречается скорее в виде исключения. Татарский язык в той или иной степени знают около 5% респондентов-мордвы, среди опрошенных русских понимают 2,2% (см. табл. 2).

Эти тенденции наблюдались еще в начале 1970-х гг., когда на основе анализа данных, собранных Мордовской объединенной этносоциологиче

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком