научная статья по теме ЭТНИЧЕСКИЕ И РАСОВЫЕ КАТЕГОРИИ В ПЕРЕПИСЯХ И ПОЛИТИКА ПОЗИТИВНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В БРАЗИЛИИ (ПЕР. С ФР. Е.И. ФИЛИППОВОЙ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЭТНИЧЕСКИЕ И РАСОВЫЕ КАТЕГОРИИ В ПЕРЕПИСЯХ И ПОЛИТИКА ПОЗИТИВНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В БРАЗИЛИИ (ПЕР. С ФР. Е.И. ФИЛИППОВОЙ)»

ЭО, 2015 г., № 1

© Р. Лемос Игрежа

ЭТНИЧЕСКИЕ И РАСОВЫЕ КАТЕГОРИИ В ПЕРЕПИСЯХ И ПОЛИТИКА ПОЗИТИВНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В БРАЗИЛИИ

Ключевые слова: Бразилия, переписи населения, этнические и расовые категории, расовая демократия, позитивная дискриминация, расовые квоты

В статье рассматриваются этнические и расовые категории бразильских переписей населения: как они определяются, утверждаются и как осуществляется сбор соответствующей информации. Речь идет также о дискуссиях по поводу этих категорий, в особенности в контексте внедрения политики позитивной дискриминации. Мы продемонстрируем сложность определения этнических и расовых категорий, принимая во внимание их использование для выработки политики, ориентированной на определенные группы населения, - как, например, политика расовых квот, установленных сегодня во многих государственных университетах Бразилии.

Введение

Бразильские переписи традиционно собирают информацию о расовой и этнической принадлежности населения. Используемые при этом категории меняются в зависимости от исторического контекста. В частности, раса всегда была в центре дискуссий официальных идеологов и видных интеллектуалов. С первых лет колонизации они спорили о том, какое место следует отвести (если следует) темнокожим1 и индейцам в бразильском обществе. Можно с уверенностью сказать, что история Бразилии на всем ее протяжении находится под влиянием того, как государство понимает расовый вопрос, считая расу дифференцирующим принципом, и как темнокожее население, в свою очередь, утверждает себя в качестве социальной и политической силы.

В истории Бразилии рабство занимает огромное место. Согласно оценкам, на протяжении трех столетий на территорию страны было завезено около четырех миллионов африканских рабов2. Рабство в Бразилии было отменено позже, чем в других рабовладельческих государствах региона: только в 1888 г. Еще в период рабовладения сформировалась иерархическая структура общества: верхнюю ступеньку социальной лестницы занимали белые рабовладельцы, за ними следовали по нисходящей линии белые торговцы, метисы со светлой кожей, метисы с более темной кожей, свободные черные и, наконец, черные рабы. В рамках жесткой рабовладельческой системы существовали, тем не менее, механизмы социальной мобильности, благодаря которым рабы могли приобретать небольшие участки сельскохозяйственных земель или становиться наемными работниками в сфере торговли (Reis and Silva 1999).

Уже в то время существование различных оттенков кожи свидетельствовало об интенсивной метисации населения. Тесная связь места в социальной иерархии с цветом кожи говорит о том, что светлая кожа была необходимым, хоть и не достаточным условием для того, чтобы получить доступ в господствующие слои населения (Nogueira 1985). Категории самоидентификации, использовавшиеся бразильцами, основывались на сочетании цвета кожи и социально-экономического статуса.

Ребекка Лемос Игрежа (Rebecca Lemos Igreja) - Университет Бразилии (Бразилия); е-mail: rebecca.igreja@gmail.com

Метисация с целью получения более светлокожего населения долгое время будет характеризовать историю Бразилии. Приток европейских иммигрантов способствовал распространению в стране расистских теорий, сформировавшихся в XIX в. Более трех миллионов выходцев из Европы - итальянцев, испанцев, немцев и португальцев - заняли рабочие места, которые прежде были доступны свободным темнокожим (Nogueira 1998). Таким образом чувство расовой и культурной неполноценности "черных", подпитываемое научным расизмом и географическим детерминизмом XIX века, получило логическое обоснование.

Только к началу ХХ века работы бразильского антрополога Жильберто Фрейре (Freyre 1998 [1933]) развенчали миф о превосходстве белой расы и теорию о том, что расовое смешение ведет к вырождению. Фрейре стремился создать позитивный образ метисации в Бразилии, подчеркивая вклад каждого народа в формирование страны. Его работы легли в основу концепции расовой демократии, хотя сам автор не использовал этот термин. Эта концепция стала фундаментом строительства национального государства и нового понимания национальной идентичности, инклюзивного и асси-миляционистского типа, в духе французской модели нации. Существование в обществе различных рас принималось как данность и не подлежало обсуждению.

Идея (или, вернее, идеология) расовой демократии оказалась, тем не менее, не в силах преодолеть социально-экономическое неравенство между белыми и черными, сохранившееся и после отмены рабства. Точно так же интенсивное расовое смешение не привело к искоренению расистских взглядов, порождающих дискриминацию темнокожего населения. Расовая демократия стала мифом, который неизменно находится в центре общественных дискуссий в Бразилии. Используемый чаще всего для отрицания существования в стране расизма и дискриминации, или для отрицания того факта, что социально-экономическое неравенство между белыми и черными является результатом этого расизма, а иногда и для того, чтобы замаскировать постоянное стремление к "осветлению"3 населения, этот миф занял прочное место в коллективном воображаемом, что затрудняет его опровержение и оправдание специальных мер, направленных на поддержку темнокожих.

Позже работы ряда ученых поколебали этот миф. Уже в 1950-е гг. исследования, проведенные при финансовой поддержке ЮНЕСКО4 на юге страны, в Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро, продемонстрировали различия в социальной интеграции черного и белого населения и сохраняющиеся предрассудки в отношении "цветных" - предрассудки, имеющие именно расовую, а не социальную природу (Fernandes 1978 [1965]). Некоторые авторы, принадлежащие к этому направлению, относили социальное неравенство между белыми и черными на счет исторической традиции, видя в нем результат неравноправной интеграции темнокожего населения в капиталистическую республиканскую экономику после отмены рабства. Тем самым они подчеркивали наличие в Бразилии скрытого расизма, сохранению которого способствовала идеология расовой гармонии, направленная на поддержание statu quo и на предотвращение политической мобилизации вокруг расовых проблем5. Другие участники этого проекта, работавшие на Севере и Северо-Востоке страны, - такие как Ч. Уэгли (Wagley 1952) и М. Харрис (Harris 1964a, b), признавая факт неравенства между белым и темнокожим населением, настаивали на том, что данная проблема имеет не столько расовую, сколько социальную подоплеку (Schwarcz 2002: 282). Разница между этими двумя позициями может быть объяснена тем, что первая группа исследователей акцентировала внимание преимущественно на экономическом аспекте, констатируя заметные различия между белыми и черными, тогда как вторая фокусировала свой взгляд на культурном аспекте, выявляя заметную близость и отсутствие четких границ между расовыми группами (Ibid.). Исследования расового вопроса в Бразилии и поныне находятся в плену этой дилеммы.

Период с 1985 по 1995 г. был временем национальной реконструкции после долгих лет военной диктатуры. Это также было время бурного расцвета общественных движений, в особенности движений темнокожего населения. Новая Конституция, принятая в 1988 г. и признающая основные демократические права, провозгласила поликультурную и многоэтничную нацию и объявила расистские практики противозаконными, влекущими за собой тюремное заключение (Ст.5, §XLII)6. 1990-е гг. были отмечены мощными политическими волнениями, и именно в этом контексте начались обсуждения специальных мер, направленных на преодоление различных форм неравенства, в том числе между расовыми группами. Это стало началом дискуссий о позитивной дискриминации.

В ходе дискуссий стало очевидным отсутствие согласия в среде политиков, интеллектуалов, рядовых бразильцев, и даже в среде темнокожих активистов, высказывавших диаметрально противоположные мнения. Одной из проблем, замеченной многими критиками, была трудность, связанная с определением целевой категории политики позитивной дискриминации: кого можно считать "черным"? В этом контексте особую важность приобрели выбор категорий и классификационная схема, используемые в официальной переписи населения, ставшей основным источником определения темнокожего населения.

Далее в этой статье речь пойдет об этнических и расовых категориях в бразильских переписях: как они определялись, утверждались, и как собирались ответы населения. Мы остановимся также на общественных дискуссиях по поводу этих категорий, особенно в контексте установления политики позитивной дискриминации в Бразилии. Автор ставит перед собой цель продемонстрировать сложность определения этих категорий с учетом их использования для принятия политических мер, ориентированных на целевые группы населения: например, политики расовых квот, действующих в настоящее время при приеме в государственные университеты.

Раса/цвет кожи в бразильских переписях

Учет расового и этнического состава населения Бразилии затруднен сложной и весьма специфической системой классификации. Прежде всего, она основана на признаках расы или цвета кожи, а не культуры или языка. Это отражает историю формирования населения, отмеченную интенсивными процессами смешения. Что касается аборигенного населения - индейцев, то они классифицируются по принадлежности к этническим группам.

Переписи проходят в Бразилии каждые десять лет, за несколькими исключениями в прошлом. Официальная расовая классификация трех последних переписей включает в себя пять категорий: branca (белые), parda (коричневые, или метисы), preta (черные), indígena (индейцы) и amarela (желтые). К последней категории относятся лица азиатского - в основном японского - происхождения, которые появились в стране в результате массовой миграции в начале ХХ века. Принадлежность к каждой категории определяется на основе свободной самоидентификации переписываемых.

Первая в истории Бразилии перепись населения была организована в 1872 г. и содержала три основные категории: белые, черные и метисы, а также особую категорию для индейцев - caboclo. Считалось, что индейцы постепенно смешаются с остальным населением. Только свобод

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком