научная статья по теме ЭТНИЧЕСКИЕ МИГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ДЕТЕРМИНАНТЫ И ТИПОЛОГИЯ Социология

Текст научной статьи на тему «ЭТНИЧЕСКИЕ МИГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ДЕТЕРМИНАНТЫ И ТИПОЛОГИЯ»

Этносоциология

© 2009 г. В. Н. ПЕТРОВ

ЭТНИЧЕСКИЕ МИГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ДЕТЕРМИНАНТЫ И ТИПОЛОГИЯ

ПЕТРОВ Владимир Николаевич - доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии Кубанского государственного университета (E-mail: vpetrov@hist. kubsu.ru).

Аннотация. Рассматриваются проблемы этнических миграционных процессов в российском обществе в 1990-е гг. - начале XXI в. Изложено понимание этничности как детерминанты миграционных процессов, проанализированы предпосылки и факторы их этнизации. Предпринята попытка более корректного использования понятий "репатриация", "реимиграция", "реэмиграция", "возвращение". Предлагаются критерии группировки и классификация этнических миграционных потоков.

Ключевые слова: этничность • этнизация • этнические миграции • реэмиграция • репатриация • классификация миграционных потоков.

В 90-е годы XX в. - начале XXI в. существенное влияние на российское общество оказали миграции населения, обусловленные комплексом объективных и субъективных причин, имеющие выраженные этнический характер и содержание. В эти годы учеными проделана масштабная исследовательская работа, позволяющая систематизировать представления в области миграций [1]. Особенно важно, что творческими усилиями отечественных этносоциологов, этнопсихологов создана теоретико-методологическая база, разрабатываются методики исследований этнической миграции, вскрываются причины, выявляет результат и следствия [см. 2].

Однако имеющиеся наработки вряд ли можно признать завершенными в силу присущего российской действительности своеобразия миграций. Обнаруживается неполнота в социологической трактовке понятий, отражающих новизну конкретных этнических миграционных процессов, невысокой остается степень инструментальности их классификаций и т.д. В связи с этим в данной статье продолжен поиск решений ряда вопросов, касающихся этнических миграций.

О трактовках этнических миграций. На наш взгляд, они тесно связаны с общим пониманием миграционного процесса, представление о котором предполагает выделение таких его компонентов, как: субъект процесса, потребности, объективные условия и субъективные факторы, стимулы, собственно миграционные действия. Центральное место в миграционном процессе принадлежит его субъекту. В научной литературе распространено представление, что социальными субъектами миграционных

Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ (грант 06-06-80202-а).

процессов являются: мигрант - лицо, совершающее территориальное передвижение (миграцию) со сменой постоянного места жительства и работы навсегда или на определенный срок (от 1 дня до нескольких лет), и мигранты - социальные группы, совершающие миграционное движение. В дополнение предлагается выделять группы потенциальных мигрантов и немигрантов [подробнее см. 3, 4].

На наш взгляд, в качестве субъекта миграционного процесса выступают личности и социальные группы, взаимодействующие между собой на всех этапах миграции: в отдающем обществе при созревании и принятии решения о миграции, на стадии непосредственного передвижения и в принимающем обществе (теория стадий миграционного процесса разработана Л.Л. Рыбаковским [4]). В такой интерпретации миграционный процесс - это серия социальных взаимодействий, происходящих в отдающих и принимающих обществах, обусловленных причинными зависимостями и ведущих к изменениям положения социальных субъектов в том или ином социально-территориальном пространстве [5].

Что касается этнических миграций, то в научной литературе о них не сложилось однозначного мнения. Различия существуют, прежде всего, в связи с неодинаковым пониманием этничности как детерминанты миграционных процессов. Например, в энциклопедическом словаре "Народонаселение" для этого понятия приведены два существенно различающихся смысловых пояснения: этнические миграции определяются, во-первых, как миграции населения, в которых участвуют люди определенных этнических (национальных) принадлежностей; во-вторых, как миграции, где на первый план выступает роль этнического фактора [6].

Действительно, достаточно часто под термином "этнические миграции" понимаются потоки мигрантов одной национальности. Так, Н.М. Лебедева к подобного рода миграциям относит "случаи массовых перемещений, когда представители того или иного этноса (этнокультурной группы) добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса (или его длительного проживания) и переселяются в иное географическое или культурное пространство" [7]. В таком же ключе формулирует свое определение Э.Р. Барбашина. По ее мнению, "субъектами миграционного движения выступают люди отдельных этнических групп. Этническая миграция включает в себя представительство людей различных национальностей в миграционных потоках" [8]. Аналогичную точку зрения высказывает С. Панарин [9].

Вместе с этой позицией в этносоциологии находит распространение и трактовка, согласно которой при определении характера и содержания этнических миграций следует опираться на значение этнического фактора. Так, А.В. Топилин считает, что по форме этнической можно признать любую миграцию, ибо любой миграционный поток состоит из представителей одной либо нескольких национальностей. Однако по содержанию к этнической миграции могут быть отнесены далеко не все потоки. "Решающим для выделения этнический миграции является действие этнических факторов, к которым относятся следующие: этнический состав населения и национальная самоидентификация, межнациональные отношения и этнические конфликты, культура и традиции, включая трудовые, языковая и религиозная ситуации. Этнические факторы нередко действуют в тесной взаимосвязи с социально-экономическими и другими... Под этнической миграцией понимается миграция, в основе которой лежат не экономические факторы, а факторы, связанные с самосохранением этноса или его части как самостоятельного социально-экономического и этнокультурного организма" [10]. Сходной позиции придерживается С.В. Рязанцев [11].

Таким образом, при рассмотрении миграционных потоков возникает вопрос: имеет ли здесь место этничность как специфическая характеристика, придающая особенный вид и содержание миграционным процессам? Придавать ли значение этой характеристике, и если да, то каким смыслом она наполнена? На наш взгляд, при определении тех или иных факторов как этнических необходимо различать в самой этничности ее индивидуальное и социально-групповое состояние. Этничность может определяться как личностное свойство постольку, поскольку находит свое сущест-

вование и выражение в типических психо-физиологических, психологических, социальных характеристиках индивидов, принадлежащих по родовому происхождению и социализационному развитию к определенной этногруппе. В социально-групповом случае этничность существует как результат совокупных представлений, находящих свое выражение, в частности, в виде идентичности, авто- и гетеростереотипов. Последние создаются и инструментально используются как коммуникативные маркеры, посредством которых этносы позиционируются во взаимодействиях и отношениях с другими группами.

Этносы как общности обладают надындивидуальными, системными свойствами. При этом содержание идентичности, авто- и гетеростереотипов определено не столько ситуативными потребностями данного этноса, сколько его родовидовой сущностью, сложившейся в ходе длительной и уникальной истории существования. Поэтому интерпретация этнического фактора (факторов) включает понимание тех свойств, что принадлежат этносу и его представителям как личностные и социально-групповые устойчивые константы, адаптируемые к потребностям ситуации социального взаимодействия.

Еще один вопрос, осложняющий понимание этничности: насколько она гомогенна или гетерогенна в своей отнесенности к этногруппе и ее представителям [12]. Очевидно, что этничность, являясь интегральным свойством этногруппы, не представлена в одинаковой и равной степени во всех ее структурных элементах. Ее распределение и своеобразное присвоение, актуализация в сознании, активация в социальных практиках находятся в зависимости от социальной дифференциации и стратификации, общеполитической ситуации в обществе. Именно это взаимовлияние порождает феномены «плавающей», «навязанной» идентичности, ее видовые различия, проблему ее наличия и достижения «критической массы». То же самое можно сказать о стереотипах, распространенность которых и их влияние на социальные практики имеет, несомненно, селективный характер.

Каковы же предпосылки этнизации миграционных процессов в современной России? Во-первых, это кардинальные изменения в этносфере, которые выразились в актуализации и наполнении новым содержанием этнических потребностей: в этнической принадлежности, позитивной этнической идентичности, этнической безопасности, социальном благополучии, эмоциональном благополучии, в признанном другими этническом статусе, самореализации и т.д. [13].

Во-вторых, совокупность условий, влияющих на формирование потребностей в миграционном движении, мотивов и миграционных установок у человека, принадлежащего к определенному этносу, и приобретающих таким образом этнический смысл. К таковым относятся: природно-географические и климатические особенности территории исторического проживания этноса, ее экологическое состояние; социально-историческая специфика его экономической и трудовой деятельности, быта, социально-институциональной организации; трудозанятость и трудоизбыточность в конкретном регионе и среди представителей этноса; развитость мигрантских сетей; политика отдающих и принимающих государств (сообществ); возможности реагирования этноса на конкретные и изменяющиеся запросы принимающего общества; миграционная история данного этноса.

В-третьих, комплекс личностных и социально-групповых свойств, влияющих на миграционное поведение. На формирование потребности в миграционном движении, миграционные намерения и поведение существенно влияют такие субъективные факторы, как: проявления этнической ментальности; особенности личности как носителя характерологических черт этноса; самоидентиф

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком