научная статья по теме Этногруппа курдов Адыгеи в парадигме «Адаптация-интеграция» Философия

Текст научной статьи на тему «Этногруппа курдов Адыгеи в парадигме «Адаптация-интеграция»»

А.Ю. ШАДЖЕ

доктор философских наук, профессор Адыгейского государственного университета*

Этногруппа курдов Адыгеи в парадигме «адаптация-интеграция»1

В последние десятилетия социально-культурная ситуация в России заметно трансформировалась. Произошедшие изменения не привели к интеграции полиэтничного общества в России и ее регионах. На состояние межэтнических отношений оказывают влияние следующие факторы.

- Обнажились старые проблемы в области межэтнических отношений, о которых умалчивались ранее.

- Появление мигрантов, беженцев, возвращение части зарубежных диаспор на российскую землю сопровождаются решением новых проблем.

- Активизация религиозной идентичности, привнесение новых религиозных атрибутов в жизнь российских регионов.

- Изменения, связанные с активизирующейся культурной глобализацией, которая, с одной стороны, открывает пути взаимодействия, а с другой - размывает этнокультурные ценности, в которых сосредоточены механизмы идентичности, ментальные ценности и т.д. В результате чего создаются основы для социокультурных рисков, способствующие появлению специфических искусственных культурных моделей и культурных образцов, которые могут проявиться в повседневной жизни, поведении людей, в их деятельности и т.д.

Все эти факторы кардинально изменяют условия взаимодействия народов, усиливается противопоставление «мы» - «они». Создающаяся

* Шадже Асиет Юсуфовна, e-mail: shadzhe@maykop.ru

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №12-06-00131 «Социокультурная адаптация курдов в Республике Адыгея и прогностика развития этногруппы».

новая межэтническая ситуация начинает предъявлять новые требования друг к другу, к межкультурному диалогу и взаимопониманию.

Рассмотрим некоторые аспекты социокультурной адаптации этногруппы курдов Адыгеи в парадигме «адаптация-интеграция».

Методологической основой выбран междисциплинарный подход, включающий в себя теорию адаптации и интеграции мигрантов в принимающих обществах. Для нашей работы интерес представляют классические, неклассические и современные, постнеклассические работы отечественных и зарубежных ученых, в которых представлены результаты исследований теории этноса как социокультурной реальности, этнокультурной идентичности в контексте укрепления национальной идентичности в полиэтничном сообществе, проблемы «толерантности - интолерантности» и мигрантофобии как этносоциального явления.

Эмпирическую базу исследования составили результаты глубинного неформализованного метода интервью. Выбор метода глубинного интервью объясняется рядом причин: во-первых, ввиду языкового барьера и наличия необразованной части людей среди исследуемой группы; во-вторых, только с помощью гибкого («мягкого») метода можно объяснить и понять «человеческую сущность» социальных явлений и социокультурных процессов; в-третьих, для расшифровки внешне наблюдаемых действий людей и их высказываний эффективен качественный метод-интервью и наблюдение, что дает возможность «участвовать в событиях», сопереживая с людьми реальные (трагические) события. Представляется, что более полную информацию для понимания социальной проблемы можно получить именно с помощью гибкого интервью на русском языке2.

2

См.: Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М), 1991, т. 1, № 1, с. 14-31.

Республика Адыгея, представляющая собой полиэтничный российский регион, остро ощутила трансформацию во всех сферах нашего бытия. Одной из центральных проблем, требующей особого внимания, является изменение этнической и социокультурной карты региона.

В Адыгее живут представители 108 этносов, причем не менее десяти из них образуют этнические группы. Численность населения Адыгеи, по данным переписи 2010 г., составляет 440,3 тыс. человек. Основное население - русские (52 %) и адыгейцы (24,2%), к числу других народов, населяющих республику, относятся армяне, белорусы, украинцы, немцы, греки и др.

В процессе совместного проживания народов и их взаимного сотрудничества исторически выработаны такие социокультурные институты, отмечают в своих воспоминаниях европейские авторы, побывавшие на Кавказе в Х111-Х1Х вв., как «хачещ» и «хасэ», в которых принимали участие в основном советы старейшин, вырабатывались мудрые и справедливые решения с помощью диалога. Они формировались не просто, иногда болезненно, но в то же время дали определенный опыт обществу. Именно они помогли определить формы сосуществования и взаимодействия. Это - ментальная совместимость различных человеческих сообществ, мирное сосуществование этносов и конфессий, осознание того, что разнообразие - это реальность жизни, умение понимать, доверять и помогать друг другу, ценить общение и сотрудничество.

Понятно, что эти социокультурные институты в том виде, в каком они исторически формировались, не могут быть возрождены. Используя терминологию Гегеля, можно сказать, что они могут быть рассмотрены сегодня лишь в «снятой» форме. К этим феноменам следует подходить с учетом возможности выявления нового социокультурного смысла и

ценностей в условиях современного общества. Это сложно, но очень важно.

Или вспомним 90-е гг. - Как в период становления государственности Республики Адыгея, когда принимались Конституция Республики Адыгея и Закон «О языках народов Республики Адыгея» удалось сохранить гражданский мир? Много проблем вставало на уровне общественного сознания и политиков. В обществе чувствовалась социальная напряженность. Руководству Адыгеи, «Комитету-40», полиэтничному народу и многим общественным объединениям, которые руководствовались здравым смыслом, удалось сберечь мир от социальных вспышек и разобщенности населения. Цена гражданского мира, сохраненного в обществе, велика. Не идеализируя ситуацию, можно сказать, что Адыгея сегодня - относительно мирный уголок на Кавказе. Мы высоко ценим это общее достояние мудрости народа и политиков. Сегодня, пожалуй, уважительное восприятие и понимание «другого» стало смыслом существования людей. В такую социокультурную среду «окунулись» курды 25 лет тому назад.

До 90-х гг. прошлого века на территории Адыгеи курды были немногочисленны. По переписи 1989 г., лиц курдской национальности в Адыгейской автономной области насчитывалось 262 человека, в статданных переписи 2002 г. их число составило 3631 человек (пятая позиция в рейтинге народов Республики Адыгея после русских, адыгов,

о

армян и украинцев)3, по переписи 2010 г., курды составляют 4528 человек (1,1 % населения республики). Таким образом, численность представителей этого этноса в Республике Адыгея за период 2002-2010 гг. выросла на 25 %. В целом по России численность курдов с момента

3 См.: Ханаху Р.А., Цветков О.М. Республика Адыгея: социально-демографический портрет. Майкоп, 2010, с. 13.

переписи населения в 2002 г. возросла на 18% и составила 23322 человека4.

Курды в Адыгее - это вынужденные переселенцы/беженцы из зоны Карабахского конфликта и из других регионов Закавказья и Средней Азии. Они проживают компактно на территории Красногвардейского района Адыгеи. С момента их переселения появилась «курдская проблема», которая, по словам принимающего населения, обусловлена переселением курдов в Красногвардейский район. Большинство опрошенного населения и экспертов оценивает фактор совместного проживания с курдами-переселенцами как причину межэтнических конфликтов.

В целях успешной адаптации курдов, проживающих в Республике Адыгея, Кабинет Министров Республики Адыгея принял в 2001 г. план мероприятий культурно-психологической адаптации курдов, проживающих в Республике Адыгея5. К сожалению, принятый план не был реализован.

Более того, средства массовой информации не работали на конструирование позитивного образа курдов-переселенцев. «О нас либо ничего не пишут, либо пишут только плохо» (из интервью с курдами).

Следует сказать, что отсутствовала исследовательская практика по проблеме этнических мигрантов в принимающем обществе, т.е. теоретико-методологических и прикладных разработок по проблемам социокультурного взаимодействия мигрантов и населения полиэтничной Адыгеи не было. Впервые к исследованию проблем курдов в Краснодарском крае обратился М.В. Савва6. Проявление

4 См.: Соколова А.Н., Шаповаленко А.Н. Статистические и социометрические данные о курдах Красногвардейского района Республики Адыгея // Проблемы школьного и дошкольного образования и воспитания детей курдов-переселенцев в Республике Адыгея. Материалы Круглого стола, 29 октября 2012 г. / Ред.-сост. А.Н. Соколова, ред. З.А. Жаде, А.Ю. Шадже. Майкоп, 2012, с. 90-102.

5 Постановление Кабинета министров Республики Адыгея «О плане мероприятий культурно-психологической адаптации курдов, проживающих в Республике Адыгея» от 27 августа 2001 г. № 290.

6 См.: Савва М.В. Курды в Краснодарском крае. Сборник информационно-методических материалов. Краснодар, 2007.

этноаффилиативных и интегративных установок у 8 этнических меньшинств в Адыгее была изучена А.Ю. Муляр7. Автор исследовал этническую группу курдов, проживающих только в Майкопе.

Проблема социокультурной адаптации этногруппы курдов в Адыгее активно изучается второй год участниками междисциплинарного исследовательского проекта (руководитель профессор А.Н. Соколова). Выявлена этнологическая и антропологическая специфика курдов-перселенцев, изучены экономические и социокультурные аспекты их адаптации, осуществлено социологическое измерение адаптационных вопросов; на круглых столах обсуждены проблемы школьного и дошкольного образования курдских детей, правовые и экономические

о

аспекты адаптации курдов в Адыгее8 и т.д.

Курдский мир: каков он?

За период проживания в Республике Адыгея курды включились в изменяющееся социокультурное пространство российского социума, в частности и Адыгеи. Находясь за пределами своей исторической родины, этническая группа стремится к самосохранению и саморазвитию.

Совершенно справедливо отмечает Ю.В. Арутюнян, что «этнос в границах «своего государства» и вне его находится в принципиально разных условиях самовоспроизводства. В «свое

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком