научная статья по теме ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

А.В. Саблуков, доктор социологических наук

В статье рассматривается образовательно-воспитательный контекст решения одной из важнейших в современных условиях проблемы - этнокультурного развития молодежи. Предложен вариант определения ««этнокультурное развитие», его целей и путей достижения в молодежной среде через систему образования и воспитания.

Ключевые слова: этнокультурное развитие, этнокультурное образование, этнокультурное воспитание, этничность, культура, толерантность.

Этнокультурное развитие молодежи в условиях унифицирующего влияния глобализации является важной задачей социальной политики государства, особенно в таких многонациональных и поликонфессиональных странах, как Россия. Этнокультурное развитие позволяет сформировать в молодежной среде толерантное отношение к представителям различных эт-ноконфессиональных общностей и навыки межкультурного общения, способствует профилактике межнациональных конфликтов.

В данном контексте представляется весьма актуальным, проведенное в конце 2014 года группой ученых Московского государственного лингвистического университета исследование по анализу этнокультурного развития и профилактике экстремизма в молодежной среде.

Следует отметить, что как показало исследование, несмотря на актуальность проблемы, теоретические и методологические аспекты непосредственно самого понятия «этнокультурное развитие» не получили должной научной разработки. Как правило, в науч-

ной литературе доминирует педагогический подход, в рамках которого, прежде всего, рассматривается образовательный аспект этнокультурного развития. Исследователи преимущественно проводят анализ смежных процессов, таких как этнокультурное образование, этнокультурное воспитание, которые являются только составляющими общего процесса этнокультурного развития (А.Б. Афанасьева, Е.С. Бабу-нова, М.И. Григорьева, Н.Н. Журавлева и др.). В работах ученых, посвященных этнокультурному образованию, нередко речь идет о более узких направлениях педагогики, а именно о народной педагогике (К.Д. Ушинский), этнопедаго-гике (Г.Н. Волков), направленных скорее на обучение в соответствии со знаниями и опытом, артефактами народных масс, конкретного этноса.

Безусловно, этнокультурное образование имеет высокую значимость в развитии личности и его роль раскрыта в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством

государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. В доктрине одной из первостепенных целей ставится обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, а также развитие культуры межэтнических отношений и гармонизации национальных и этнокультурных отношений [5, с. 3].

В рамках педагогического подхода некоторые исследователи определяют этнокультурное образование как «целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации» [4, с. 28]. В данном определении делается акцент на субъектов, реализующих данный процесс, но цели и специфика этнокультурного образования остаются не раскрытыми. Неправомерно было бы предполагать, что в условиях глобализации, развития мультикультурного мира, этнокультурное развитие означает приобщение только к одной этнической культуре, и только посредством педагогического процесса.

Этнокультурное развитие как общий сложный и многогранный процесс формирования этнокультурной компетентности молодежи предполагает более широкое понимание данного процесса. Само понятие «этнокультура»

может быть проинтерпретировано в рамках различных трактовок. Часто понятие «этнокультура» ставят в один синонимичный ряд с такими понятиями как «народная культура», «этническая культура», тем не менее, существуют определенные различия между ними. Так, понятие «народная культура» делает акцент на социальном аспекте народа (культура социальных слоев, социальная структура: В.Е. Гусев, М.С. Каган,

A.Ф. Камаев и др.). Понятия «этническая культура» и «культура этноса» ряд исследователей отождествляют, другие разграничивают (Т.Г. Грушевицкая,

B.И. Козлов, А.П. Садохин). В целом, эт-нокультуру можно определить как «совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической соци-одинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей» [1, с. 190]. Также важным теоретико-методологическим аспектом анализа этнокультурного развития является выявление роли этнической составляющей в понятии «этнокультурное». Понятие «этничность» (ethnicity) относительно новое понятие, которое начало употребляться только после Второй мировой войны в дискуссиях американских ученых. Тогда как понятие «этническое», напротив уже несколько веков употребляется с неизменной отсылкой к экзотичным, чуждым, языческим культурам и религиям. В XIX веке в нашем современном понимании понятие «этнический» связывали с от-

ношением к той или иной этнической группе (этносу). Другими словами, понятие «этническое» было предназначено для дифференциации «других», «аут-групп». Таким образом «этническое» в понятии «этнокультурное» указывает на разнообразие этнических общностей, их социокультурных особенностей. Тогда как «культурное» характеризует общепринятую систему ценностей и норм доминирующего этноса. Следовательно, под этнокультурным развитием следует понимать процесс приобщения к ценностно-нормативной системе доминирующего в конкретном обществе этноса (нации), а также формирование условий, обеспечивающих преемственность этнических культур. Так, в проекте концепции Федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России (2006-2008 гг.)» аналогичным образом под этнокультурным развитием понимается «социально-экономическое, культурное и духовное развитие этнокультурных сообществ России, учитывающее как этническое и религиозное многообразие страны, так и стратегический приоритет по формированию общероссийской идентичности у всех граждан России вне зависимости от их национальной и конфессиональной принадлежности» [8, с. 3].

Анализ результатов экспертного интервью также показал широкий спектр подходов к пониманию этнокультурного развития молодежи, тем не менее, можно выделить и общие доминанты во мнениях экспертов.

Во-первых, этнокультурное развитие предполагает не только знание своей этнической культуры, но и ознакомление с разными культурами: «Только благодаря

узнаванию у человека формируется культура, когда он знает традиции разных народов, обычаи, только тогда он может уважать различные национальности, культуры этносов и соответственно может считать себя "этнокультурно-развитым человеком"».

Во-вторых, эксперты особым образом выделяют основы этнокультурного развития молодежи, которые одновременно являются и ожидаемыми результатами данного процесса - знание, уважение, толерантное отношение к представителям различных культур:

• «Это развитие молодежи, основанное на знании и уважении культуры разных народов».

• «Это совокупность уважения, знания, осведомленности об истории народов, традициях, а так же об антропологических, религиозных и этнических особенностях».

• «Этнокультурное развитие молодежи для меня - культивация в молодежи толерантности, уважения, интереса к другим культурам».

• «Повышение информированности о других этносах, конфессиях и культурах, развитие навыков межэтнического и межкультурного взаимодействия» и др.

Вместе с тем, некоторые эксперты подчеркивают необходимость сохранения, прежде всего, собственной этнической культуры, но только при условии ее не противоречия общепринятым ценностям и нормам социума:

• «Этнокультурное развитие заключается в сохранении собственных традиций при одновременной адаптации молодежи к общим ценностям данного социума (образовательным, политическим, спортивным и др.)».

• Этнокультурное развитие молодежи - то развитие, при котором сохраняется этническая культура. Сохранение собственной культуры при условии отсутствия конфликтных ситуаций с теми культурами, среди которых человек живет. То есть если узбек приехал в Москву, ему важно сохранить свою культуру, но при этом есть уточнение, что эта культура не должна вызывать резко негативное отношение окружающих».

Подобный подход к пониманию сущности этнокультурного развития во многом совпадает с государственной трактовкой, обозначенной в упомянутой выше федеральной целевой программе, согласно которой, этнокультурное развитие предполагает общее культурное развитие и формирование общероссийской идентичности у всех граждан России, а также развитие и поддержание этнорелигиозной преемственности каждой этноконфессиональ-ной общности. Таким образом, целью этнокультурного развития представляется формирование межкультурной толерантности посредством повышения осведомленности, как о своей этнической культуре, так и культурах других этноконфессиональных общностей. Под межкультурной толерантностью следует понимать терпимое отношение представителей одних этноконфессио-нальных общностей к другим, основанное на консенсусе и способствующее достижению без насилия взаимного понимания и согласованию отличных ценностей, норм, а также мотивов, установок, ориентаций. Формирование межкультурной толерантности реализуется в рамках двух основных

процессов - этнокультурное образование и воспитание, которые имеют взаимодополняющий характер. В ходе образовательного процесса обучающиеся обеспечиваются знаниями о социокультурных особенностях различных этноконфессиональных общностей, социальных последствиях

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком