научная статья по теме ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ПРОШЛОЕ РЕГИОНОВ РОССИИ

АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ МАРТЫНЕНКО

доктор исторических наук, профессор Мордовского государственного педагогического института

им. М.Е. Евсевьева (Саранск) Тел.: 8 (927) 172-49-34; E-mail: arkanaddin@mail.ru

ТИМОФЕЙ ДМИТРИЕВИЧ НАДЬКИН

доктор исторических наук, профессор Мордовского государственного педагогического института

им. М.Е. Евсевьева (Саранск) Тел.: 8 (927) 1750783; E-mail: ntd2006@yandex.ru Статья посвящена анализу развития этнополитической и этноконфессиональной ситуации в постсоветской Республике Мордовия. Благодаря налаживанию диалога между региональной властью и проживающими в республике этносами (русскими, мордвой и татарами), а также развитию межконфессионального взаимодействия, современная Мордовия характеризуется относительной стабильностью. Однако в 1990-е - начале 2010-х гг. в Мордовии была отмечена деятельность различных экстремистских групп, которые к настоящему времени остаются малочисленными, маргинальными и не оказывают заметного влияния на ситуацию в республике.

Ключевые слова: Республика Мордовия, этноконфессиональное развитие, власть и конфессии, стабильность, политический религиозный экстремизм, левые радикалы, националисты, салафиты, сатанисты.

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ*

Республика Мордовия (Приволжский федеральный округ) является одним из полиэтничных и поликонфессиональных регионов Российской Федерации. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 г., на территории Республики Мордовия (РМ) проживают представители 119 национальностей. По данным указанной переписи, численность постоянного населения Республики Мордовия составила 834 755 человек, при этом наиболее многочисленными этническими группами республики являются русские - 443 737 человек (53,2% общей численности населения республики); мордва (мокша и эрзя) - 333 112 человек (39,9%); татары - 43 392 человека (5,2%). Кроме них, в РМ проживают украинцы (3185 человек; 0,4%); армяне (1342 человека; 0,2%); чуваши (812 человек; 0,1%); белорусы (794 человека; 0,1%); азербайджанцы (707 человек; 0,1%); узбеки (584 человека; 0,09%); цыгане (473 человека; 0,07%); таджики (450 человек; 0,07%); грузины (301 человек; 0,04%); немцы (276 человек; 0,04%); молдаване (272 человека; 0,04%); марийцы (153 человека; 0,02%); евреи (137 человек; 0,02%) и др.1 Мордовия с начала 1990-х гг., как и все многонациональное Среднее Поволжье, на территории которого вместе с русскими проживают несколько крупных финно-угорских и тюркских народов, оказалась в эпицентре интенсивного этноконфессионального возрождения. В связи с этим конфессиональный ландшафт республики на сегодняшний день оказался весьма разнообразным: 91,2% от общей численности населения относятся к Русской православной церкви Московского патриархата, 6,8% - к исламу суннитского толка (ханифитского мазхаба), 0,3% -к протестантам (баптисты, лютеране, пятидесятники, др.)2. Кроме того, в Мордовии есть немногочисленные группы иудеев, кришнаитов, бахаи, сторонников дохристианской религии эрзян и мокшан, езидов (курдов-зороастрийцев), и др.3 При этом для республики традиционно характерен высокий уровень межэтнической и межрелигиозной толерантности, этноконфессиональной стабильности.

В конфессиональной жизни Мордовии с конца 1990-х гг. успешно развивается православно-мусульманский межкультурный диалог, прежде всего - в форме совместного участия православного духовенства и исламских религиозных деятелей в работе «круглых столов» и конференций, проводимых как на организационных площадках вузов (Мордовского государственного университета, Мордовско-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-01-00074а «Этнорелигиозные аспекты социокультурных процессов в постсоветской России (по материалам Среднего Поволжья)».

го государственного педагогического института и др.), так и под эгидой отдельных министерств республики (юстиции, образования, по национальной политике)4.

Об этноконфессиональной стабильности могут свидетельствовать и данные социологического исследования «Мониторинг межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия», проведенного в 2009 г. по заказу Правительства РМ Научно-исследовательским институтом регионологии Мордовского госуниверситета и Министерством по национальной политике РМ5. Всего было отпрошено 1000 чел. в возрасте от 18 лет и старше, в том числе 59,9% русских, 32,3% - мордвы, 6,4% - татар, 1,3% - представителей других национальностей. Оценивая характер межнациональных отношений в своем городе или селе, 81,6% опрошенных, в том числе 77,7% русских, 88,0% мордвы, 88,9% татар, выбрали вариант ответа «Межнациональные отношения стабильные, добрососедские». На вопрос «Как часто приходилось Вам за последние 12 месяцев сталкиваться с негативным отношением к представителям Вашей национальности?» отрицательный ответ дали 83,0% респондентов. Более 90% опрошенным относятся «хорошо» или «очень хорошо» к религиям, традиционно исповедуемых представителями их национальности - православному христианству (русские и мордва) и исламу (татары). Среди русских и мордвы преобладает «безразличное отношение» к исламу (65,5% и 72,6% соответственно), что также можно считать признаком межрелигиозной толерантности.

Следует отметить, что руководство Республики Мордовия стремится проводить курс на реализацию права каждого проживающего на данной территории народа на сохранение своих культурных традиций. Так, с 1990-х гг. и по настоящее время в республике действует целый ряд этнокультурных движений, в том числе: Общероссийское общественное движение «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации», Межрегиональное общественное движение мордовского (эрзянского и мокшанского) народа, Мордовское региональное отделение Ассамблеи народов Российской Федерации; Региональная национально-культурная автономия татар Республики Мордовия «Якташлар» («Земляки»), Местная национально-культурная автономия украинцев г. Саранска Республики Мордовия, Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз армян России» в Республике Мордовия, Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийский азербайджанский конгресс» по Республике Мордовия; Мордовский республиканский общественный Фонд спасения эрзянского языка; Ассоциация мокшанских женщин «Юрхтава», Союз эрзянских женщин «Литова», Мордовская региональная

90

Прошлое регионов России

общественная организация татарских женщин «Чулпан» («Утренняя звезда»), Мордовский республиканский благотворительный фонд «Развитие татарской национальной культуры «Мирас» («Наследие»), Городское (Саранское) казачье общество «Свято-Предтеченское», Местная еврейская национально-культурная автономия г. Саранска и др. Абсолютное большинство из указанных организации настроены на социальное партнерство и конструктивное сотрудничество с региональными властями в сфере развития национальных культур.

Весомым подтверждением межнациональной и этно-конфессиональной стабильности в Республике Мордовия стали масштабные торжества 24-25 августа 2012 г., посвященные 1000-летию единения мордовского народа с народами России, в которых приняли активное участие практически все национальные и большинство религиозных организаций республики.

Тем не менее в 1990-2000-е гг. и Мордовию не обошел стороной всплеск обострения межнациональных и межконфессиональных отношений, связанный с известными событиями в Северокавказском регионе РФ. Республика стала одним из весьма характерных примеров «расползания» салафитского (ваххабитского) движения по России.

Известно, что на территорию Российской Федерации салафийя проникает в 1990-е гг.6 Салафиты приняли активное участие в обеих «чеченских войнах» второй половины 1990-х - начала 2000-х гг., а в настоящее время действуют в форме вооруженного террористического подполья, причем не только на Северном Кавказе, но и в Поволжье (особенно - в Татарстане).

В Мордовию идеи салафийя проникли в 1997 г., во многом усилиями эмиссара-проповедника из Астраханской области, некоего Олега Марушкина, принявшего ислам под именем Абузар. Прибыв в республику, он обосновался в с. Белозерье Ромодановского района РМ, где начал активно привлекать сторонников из числа сельской татарской молодежи. Недовольство большинства татарского населения республики, исповедующего традиционный ислам суннитского толка ханифитского мазхаба7, и энергичные контрмеры, предпринятые республиканскими силовыми структурами, заставили Абузара покинуть пределы Мордовии. Но салафитская пропаганда не прошла бесследно - последователи «изгнанного» проповедника основали собственную общину, которая сохранялась в Белозерье до начала 2000-х гг.8

Более того, в 2004 - начале 2010-х гг. на территорию Мордовию неоднократно проникали эмиссары, проповедники и даже боевики различных экстремистских исламских групп - от пресловутого «ульяновского джа-маата» до более известной «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» (араб. «Партия освобождения ислама»). Сенсациями для маленькой республики стали задержание в г. Саранске боевика среднеазиатского филиала «аль-Каиды» (2005 г.) и женщины-шахида с Северного Кавказа (2007 г.)9.

Вышеуказанные факты являются свидетельством формирования в Среднем Поволжье и, в частности, в Республике Мордовии разветвленной сети исламистских группировок экстремистского толка, деятельность которых направлена на общую дестабилизацию политической и этноконфессиональной обстановки в регионе и в стране в целом.

Кроме того, на территории республики получили распространение организации и группы, исповедующие идеи политического радикализма левого или националистического толка. Например, в 1990-е гг. в Саранске стали возникать небольшие молодежные группы, причислявшие себя к таким организациям, как «Русское национальное единство» (РНЕ) Баркашова, Национал-большевистская партия (НБП) Лимонова, Союз офицеров Терехова, а также к движению скинхедов.

В начале 2000-х гг. в республике оформилось движение «молодых левых», которое объединило активистов н

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком