научная статья по теме ЭВОЛЮЦИЯ КИТАЙСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА В 20 - 30-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА: ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ВЛАСТЬ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЭВОЛЮЦИЯ КИТАЙСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА В 20 - 30-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА: ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ВЛАСТЬ»

ХХ век

© 2015 г.

А.В. ЛОМАНОВ

ЭВОЛЮЦИЯ КИТАЙСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА в 20-30-е годы XX века: ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ВЛАСТЬ

Китайская республика (1912-1949) оставила яркий след в истории китайской мысли, это был период расцвета и соперничества многообразных идейных течений. В 20-30-е годы XX в. происходило активное развитие либерализма, интеллектуалы пытались адаптировать иностранное учение к китайскому культурному контексту, социальным тенденциям и политической реальности.

Основоположником современного китайского либерализма был мыслитель и переводчик Янь Фу, получивший в конце XIX в. военно-морское образование в Великобритании. Личное соприкосновение с западной культурой позволило ему сформировать собственное мнение о ее интеллектуальных достижениях и выбрать ряд книг для перевода на китайский язык. В 1900 г. он перевел и спустя три года издал трактат Д.С. Милля "О свободе". Книга получила необычное название - "О границе между правами общества и индивида" (Цюнь цзи цюань цзе лунь). Опасаясь поверхностного понимания свободы как вседозволенности, Янь Фу хотел подчеркнуть, что сферу свободы можно определить только после проведения границы между индивидом и обществом. Китайский мыслитель приложил усилия к тому, чтобы реконструировать традиционный смысл китайского слова "свобода" (цзыю) как способности действовать по собственному усмотрению1.

Быстрые перемены в Китае не оставили времени для постепенного усвоения классической традиции западного либерализма Д.С. Милля и А. Смита, о которой пытался рассказать Янь Фу. В страну вернулось молодое поколение образованных китайцев, получивших образование за пределами страны, прежде всего в США. Им предстояло адаптировать западный либерализм к проблемам нестабильной и не способной сопротивляться внешнему давлению республики. Стремление ускорить экономическое развитие и повысить уровень народного благосостояния порождало широкий интерес к советской модели, имевшей мало общего с либерализмом. Растущее движение борьбы против империалистических держав и их попыток подчинить себе Китай создавало недоверие к западной идеологии. На интеллектуальные поиски влияла также проблема взаимодействия культур Китая и Запада - нужно было отказаться от нежизнеспособных аспектов традиционного наследия, адаптировать заимствованные из-за рубежа идеи к китайским условиям. В этой ситуации возможностей для расширения влияния классического либерализма было мало, взгляды китайских либералов формировались под ощутимым воздействием социалистических и националистических настроений.

Ломаное Александр Владимирович - доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН.

Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 14-01-00295 "Китайский либерализм ХХ века: западное влияние и традиционная культура".

1 Крушинский А.А. Творчество Янь Фу и проблема перевода. М., 1989, с. 56.

Началом рассматриваемого периода споров о либерализме и политике стало "Движение 4 мая 1919 г.", построенное на лозунгах критики китайской традиции, ниспровержения старых этических норм, раскрепощения человеческой личности и пропаганды индивидуализма. Дискуссии о демократии утратили актуальность с началом полномасштабного военного конфликта с Японией в 1937 г. Либеральные социально-политические программы временно отступили на второй план, они вернулись в центр внимания общества в начале 40-х годов XX в.

В статье рассматриваются три ключевые дискуссии, которые были тесно связаны с деятельностью либеральных периодических изданий. Трибуной для спора 1922 г. о "правительстве хороших людей" стал еженедельник "Нули" ("Усилие"). В защиту прав человека в 1928-1929 гг. выступала интеллигенция, близкая к шанхайскому литературно-общественному журналу "Синьюэ" ("Новолуние"). Дискуссия о демократии и диктатуре 1933-1934 гг. развернулась вокруг публикаций в еженедельнике "Дули пинлунь" ("Независимое суждение").

Идейным лидером и активным участником этих дискуссий был Ху Ши (18911962) - общественный деятель с глубокими познаниями в области китайской философии, истории и литературы, последовательный сторонник либерализма, лидер движения за распространение китайского разговорного языка. Современные исследователи относят его наряду с Янь Фу к числу китайских либералов "мыслительно-идейного типа", для которых западный либерализм стал высшим убеждением и направлением для поисков2.

В 1917 г. Ху Ши завершил обучение в Колумбийском университете под руководством известного философа Дж. Дьюи. Под влиянием наставника молодой китайский интеллектуал провозгласил себя последователем методологии прагматизма. Он заявил, что в науке нет вечных истин, а есть только гипотезы, которые следует постоянно проверять на практике. В 1919 г. Ху Ши выступил с критикой попыток поверхностного обсуждения модных иностранных теорий (он называл их "-измами") в ущерб решению реальных проблем страны, которыми следует заниматься в приоритетном порядке. В споре с китайским марксистом Ли Дачжао, защищавшим идеологический подход к общественным вопросам, Ху Ши отверг призывы к расширению классовой борьбы в Китае.

"ХОРОШИЕ ЛЮДИ" И "ХОРОШЕЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО"

Китайские либералы стремились определить свое отношение к политической деятельности. После Синьхайской революции страна была охвачена противостоянием между местными военными правителями, прибегавшими к репрессиям и опиравшимся на силу оружия. Революционная программа партии Гоминьдан также не вызывала у либералов больших симпатий. Интеллектуалы устремились к развитию культуры и идеологии, желая таким образом создать духовные предпосылки для демократизации политической жизни. Участие в политике их не привлекало. Когда Ху Ши вернулся в Китай после учебы в США, он обещал "двадцать лет не говорить о политике", дабы сосредоточить все усилия на идейном просвещении.

К началу 20-х годов XX в. под влиянием "Движения 4 мая" настроения в интеллектуальных кругах изменились. Все чаще возникала мысль, что культурное движение нужно поддержать политическими переменами. 1 августа 1920 г. в газете "Чэньбао" появился "Манифест борьбы за свободу" (Чжаньцюй цзыю дэ сюаньянь), который подписали семь интеллектуалов во главе с Ху Ши. Они добивались гарантий того, что свобода слова, печати и собраний, а также тайна переписки не будут ограничены при-

2 Ху Вэйси, Тянь Вэй. 20 шицзи Чжунго цзыючжуи дэ цзибэнь лэйсин. (Основные типы китайского либерализма XX в.). - Чжунго жэньминь дасюэ сюэбао, 2003, № 5, с. 133.

нимаемыми за рамками конституции законами. Либералы не отказывались от просветительского проекта, нацеленного на воспитание у людей свободы мысли и создания в стране атмосферы свободной критики. Однако они полагали, что для этого нужно обеспечить соблюдение конституционных норм, а это требовало расширения участия в политике для защиты свобод.

Обещание "не говорить о политике" было на время забыто. В августе 1921 г. Ху Ши выступил с лекцией "Идеология хорошего правительства" (Хаочжэнфу чжуи), ставшей ответом на рост популярности анархизма. Мыслитель убеждал аудиторию в том, что государственная власть не является священной, однако она также не является абсолютным злом, от которого следует избавиться. Он предложил сформировать "инструментальный взгляд" на правительство и видеть в нем один из многочисленных инструментов, созданных людьми для достижения своих целей. Власть создается благодаря объединению людей, это общая потребность масс. "Если оно соответствует запросам большинства, значит, это хорошее правительство"3.

Ху Ши выделял два аспекта деятельности государства. Пассивный аспект - это разрешение конфликтов в обществе, наведение порядка, исполнение законодательства. Активный аспект - это содействие социальному прогрессу, помощь обществу в преодолении инерции и консерватизма. К примеру, естественный переход к использованию разговорного языка, за употребление которого ратовал Ху Ши, мог бы растянуться на одно или два десятилетия. Благодаря распоряжению правительства о преподавании разговорного языка в школах процесс значительно ускорился. По мнению мыслителя, правительство должно думать об общем благе и счастье, а демократия помогает избежать узурпации и злоупотребления властью. Революция нежелательна, но допустима в тех случаях, когда нет иного пути сменить негодное правительство.

В лекции были сформулированы три взаимосвязанных компонента "идеологии хорошего правительства". Во-первых, это политическая сознательность. Люди должны отдавать себе отчет в том, что при плохом правительстве не удастся сделать ничего, дела будут плохи и в образовании, и в торговле. Во-вторых, людям нужна общая цель, которой является создание хорошего правительства. В-третьих, "нужно объединение хороших людей"4. Обладающие сознательностью и целью люди должны организоваться для совместного движения вперед.

Наблюдая за развитием внутренних китайских конфликтов, интеллектуалы ожидали, что наступит момент, когда порядок будет наведен и правительству потребуются компетентные управленческие кадры. Лозунг "правительства хороших людей" появился сразу после завершения войны между двумя группами милитаристов, стремившихся установить свою власть в Пекине - фэнтяньской группой Чжан Цзолиня (она опиралась на провинции северо-востока страны) и чжилийской группой генерала У Пэйфу. После короткой схватки власть в начале мая 1922 г. перешла в руки У Пэй-фу, заявлявшего о стремлении восстановить конституционный порядок. Он вернул на президентский пост изгнанного в 1917 г. Ли Юаньхуна, собрал в Пекине депутатов прежнего парламента. Эти события были восприняты как шанс на мирное и конструктивное продвижение политических перемен.

В мае 1922 г. группа интеллектуалов основала еженедельный журнал "Нули", который просуществовал до октября 1923 г. Главную роль в его создании сыграли Ху Ши и Дин Вэньцзян (1887-1936), получивший образование в Японии и Великобритании ученый-геолог, сыгравший заметную роль в общественных и культурных дискуссиях республиканского периода. Во втором номере журнала 14 мая 1922 г. был опублико-

3 Ху Ши. Хаочжэнфу чжуи. (Идеология хорошего прави

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком