научная статья по теме Эволюция социального статуса женщины Философия

Текст научной статьи на тему «Эволюция социального статуса женщины»

Эволюция социального статуса женщины

З.С. МОРОЗОВА

Общественный прогресс может быть точно измерен по общественному положению прекрасного пола Карл Маркс

Ушедший век сломал многие стереотипы, изменил роль и место женщины в системе социальных отношений. «Женские проблемы» постепенно занимают центральное место во всем цивилизованном мире. Многие философы, начиная с древних времен, предлагали свое видение бытия женщины. Восточная мудрость всегда подчеркивала принципиальную целостность бытия как единства Инь и Ян (женского и мужского начала). Они бинарны, преувеличение в культуре роли Инь или Ян искажает природу сущего, сущность бытия - не в женщине и не в мужчине, а в богатстве их отношений. «Ив античности считалось, и в наши дни продолжает считаться само собой разумеющимся, что основной, а может даже единственный смысл женского бытия состоит в том, чтобы служить семье, т.е. рожать и воспитывать детей, заботиться о муже и престарелых. И этот смысл определен не кем-то, а самой природой, возложившей на женщину, а не на мужчину репродуктивные функции»1. Биологические особенности женщины сделали ее несвободной, ограничив семейно-бытовой деятельностью, в отличие от мужчины, для которого всегда были открыты любые пути.

Чувство грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное; что ты грек, а не варвар; и, что ты мужчина, а не женщина»2.

1 Юлина Н.С. Женщина, семья и общество. Дискуссия в феминистской мысли США // Вопросы философии, 1994, № 9, с. 135.

2 Цит. по: Бок Г. История, история женщин, история полов// Хрестоматия по курсу «Основы тендерных исследований». М., 2000.

В античной философии сложились два противоположных подхода к пониманию социального статуса женщины, нашедшие отражение в трудах Платона и Аристотеля. Аристотель считал, что женщины - это, низшие существа, поскольку в них отсутствует принцип «души», тождественный рациональности. Разделение полов, по Аристотелю, имеет отнюдь не биологические основания, а онтологический принцип.

Философ рассматривал взаимоотношения мужчины и женщины как взаимодействие двух начал - властвующего и подчиненного. Мужчина, по Аристотелю, властвует, а женщина подчиняется, поскольку «первый

л

по своей природе выше, вторая - ниже»1. Развивая дальше свою мысль, Аристотель говорит о том, что каждый должен обладать нравственными добродетелями, но вовсе не одинаковым образом, а в соответствии со своим положением и назначением. «Мужчина, если бы он был храбр настолько, насколько храбра мужественная женщина, показался бы трусом, а женщина, если бы она была также скромна, как скромен добрый мужчина, показалась бы болтливой; и умение управлять хозяйством не в одном и том же сказывается у мужчины и у женщины; его дело - наживать, ее - сохранять»2.

Крайне негативно оценивал Аристотель и воинскую деятельность женщин, что вполне естественно для патриархального сознания. Женщины на войне, по мнению философа, способны принести лишь вред, производя еще большее смятение, чем враги. Такой подход в осмыслении положения женщины в обществе и ее предназначения оставался господствующим долгое время.

Принципиально иной подход предложил Платон. Это был первый философ, выступивший за равноправие мужчины и женщины. Он считал, что «по своей природе женщины, как и мужчины, могут

1 Аристотель. Соч. В 4 т. М„ 1984, т. 4, с. 377.

2 Там же, с. 452.

л

принимать участие во всех делах»1. И даже воинскую деятельность он не считал противоестественной женскому началу: «Пусть жены стражей ... принимают участие в войне и прочей защите государства и пусть не отвлекаются ничем другим. Это возможно и полезно»2. Платон утверждал, что представительницы прекрасной половины человечества просто необходимы на поле брани в качестве мощного средства психологической поддержки воинов: «На глазах у любимой отступить, проявить малодушие или покинуть место битвы мужчина просто не сможет»3.

Для эпохи Средневековья характерно укрепление антифеминистских позиций. Это связано с тем, что определяющим фактором общественного развития в это время выступает религия. Священное писание призывало жену во всем повиноваться мужу, считать его своим господином и это была самое распространенное настроение эпохи Средневековья. В средневековой христианской философии Фома Аквинский, Святой Августин, Филон Александрийский продолжают традицию объективного разделения души и тела, рационального и эмоционального, маскулинного и феминного. Так, по мнению Филона Александрийского, мужское представляет собой сознательное, рациональное, божественное; женское и сама женщина - это образ грязного, телесного мира.

Идея социального неравенства полов и по сей день является неотъемлемой частью религиозных учений. Но встречались и исключения. Так, Г.К.Агриппа выдвинул весьма смелый для своего времени тезис о социальном равенстве мужчины и женщины. Название его сочинения говорит само за себя - «О благородстве и преимуществе женского пола».

1 Платон. Собр. соч. В 4 т. М., 1994, т. 3, с. 230.

2 Там же, с. 232.

3 Платон. Избр. диалоги. М., 1965, с.130.

Однако выдвигаемые им идеи были более близки эпохе Возрождения, для которой характерным является гуманизм, именно в этот период происходит становление нового мировоззрения. Различные аспекты социального бытия женщины, включая возможность ее участия в военных действиях, были рассмотрены в трудах социалистов-утопистов Т.Мора, Т. Кампанеллы, Д. Вераса. Надо отметить, что утописты весьма положительно относились к участию женщин в военных действиях, что нашло отражение в их произведениях.

Интересные мысли высказывали в свое время английские мыслители Д.Локк и Т.Гоббс по вопросам равенства всех людей, о свободе человека. Например, Д.Локк настаивал, что каждый человек, будь то мужчина или женщина, в равной степени обладает свободой «располагать и распоряжаться как ему угодно своей личностью, своими действиями, владениями и всей своей собственностью в рамках тех законов, которым он подчиняется, и, таким образом, не подвергаться деспотичной воле другого, а свободно следовать своей воле»1.

Важным этапом в развитии представлений о социальном статусе женщин стала Великая французская революция, в недрах которой оформилась идеология феминизма. Этому способствовали и такие известные мыслители того времени, как Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Д.Дидро и др. Одним из ярых борцов за расширение сфер деятельности женщин и ее равноправие с мужчинами был Ш. Фурье. Философ убежден в многогранных способностях женщины, благодаря которым, обретя свободу, она даже «превзойдет мужчину во всех сферах деятельности, где не требуется особой физической силы». Ш.Фурье, призывая отказаться от притеснения женщин, выступает ярым

1 ЛокД. Соч. в 3 т. М., 1988, т.З, с. 293-294.

сторонником эмансипации общества, заявляет, что «расширение прав женщины - главный источник социального прогресса»1.

Но у антифеминистов был другой подход к пониманию роли и места женщины в обществе. Например, Гегель ставит женщину на более низкую ступень развития по сравнению с мужчиной, он считает, что мужчине по характеру соответствует животное, женщине же по характеру соответствует растение. По мнению философа, женщины совершен-. но непригодны для участия в управлении государством, в противном случае «государство находится в опасности».

В продолжение развития антифеминистской мысли Ницше отказывает женщине в интеллектуальных способностях, не считая ее способной мыслить, и если « женщина обнаруживает научные склонности, то обыкновенно в ее половой системе что-нибудь не в порядке»2. Еще более категорично он рассматривает возможность участия женщин в воинской деятельности: «Мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина - для отдохновения воина, все остальное - глупость»3.

Следует отметить, что философские воззрения по«женскому вопросу» носили бессистемный характер, но в XIX в. произошло углубление философского анализа по вопросам места и роли женщины в обществе, определились три основных подхода: консервативно-патриархальный, либеральный, феминистский.

Со времен Сократа прошло почти три тысячи лет. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Действительно, роль и положение женщин в обществе меняются со временем. Особенно разительные перемены произошли в этом плане в XX в., хотя решению проблем женщин мешают различные предрассудки и стереотипы.

1 Фурье Ш. Избр. соч. В 2 т. М., 1938, т. 1, с. 158.

2 Ницше Ф. Соч. В 2 т. М., 1990, т. 2, с. 301.

3

3 Там же, с. 47.

Например, некоторые наиболее распространенные из них: женское предназначение - дом и семья женщины не могут быть хорошими руководителями; занятость женщин на работе оказывает негативное воздействие на ее детей, влияет на рост преступности в обществе; женщины не стремятся к успеху; политика - не женское дело. Этих утверждений придерживаются представители патриархального направления. За женщиной «самой природой» закрепляются в качестве основных жизненные цели: быть матерью, хозяйкой дома, хранительницей домашнего очага. Мужчине уже «природой» предписано быть добытчиком и общественным деятелем.

Стремление женщин к социальному равноправию с мужчинами, к выполнению более широких социальных функций привело к кардинальным изменениям роли женщины в обществе. Женщины все более активно принимают участие в таких традиционно мужских видах деятельности, как политика, государственное управление, предпринимательство, армия. Но еще в древности часть женщин считала, что может справляться с ратным трудом ничуть не хуже мужчин. История свидетельствует, что истоки героического стремления женщин встать на защиту Родины в тяжелое для нее время идут из глубокой древности, о чем повествуют народные предания и дошедшие до нас письменные источники. Былины, например, говорят о воинственных богатыршах-поленицах, которые на могучем коне, в боевых доспехах скакали в поле и сражались с врагами, вступая порой в единоборство с богатырями-мужчинами, и одерживали победу.

Знакомство с литературой, в той или иной степени затрагивающей данную пробл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком