научная статья по теме ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ В ЯЗЫКАХ И КУЛЬТУРАХ / ОТВ. РЕД. И.А. СЕДАКОВА. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2011. 240 С Языкознание

Текст научной статьи на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ В ЯЗЫКАХ И КУЛЬТУРАХ / ОТВ. РЕД. И.А. СЕДАКОВА. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2011. 240 С»

face. A study of syncretism. Cambridge, 2005.

Bybee 1985 - J.L. Bybee. Morphology: A study of the relation between meaning and form. Amsterdam, 1985.

Castellanos i Vila 1999 - J.A. Castellanos i Vila. Quadern. Normativa básica de la llengua catalana. Barcelona, 1999.

Corbett 2007 - G.G. Corbett. Canonical typology, suppletion, and possible words // Language. 2007. V. 83. № 1.

Kiparsky 2000 - P. Kiparsky. Opacity and cyclicity. The linguistic review. 2000. V. 17.

Maiden 1999 - M. Maiden. «Perfecto y tiempos afines». History of an Ibero-Romance morpho-me // Oxford working papers in linguistics, philology and phonetics. 1999. № 4.

Сведения об авторе:

Maiden 2001 - M. Maiden. Di nuovo sulle alternanze velari nel verbo italiano e spagno-lo // Cuadernos de filología italiana. 2001. № 8.

Maiden 2005 - M. Maiden. Morphological autonomy and diachrony // Yearbook of morphology 2004. Dordrecht, 2005.

Matthews 1974 - P. Matthews. Morphology: An introduction to the theory of word structure. London; New York, 1984.

Stump 2001 - G.T. Stump. Inflectional morphology. A theory of paradigm structure. Cambridge, 2001.

Stump 2002 - G.T. Stump. Morphological and syntactic paradigms: Arguments for a theory of paradigm linkage. Yearbook of morphology 2001. Dordrecht, 2002.

В.С. flmcuHa

Валентина Сергеевна Люсина Институт языкознания РАН, krotcaja@gmail.com

Эволюция ценностей в языках и культурах / Отв. ред. И.А. Седакова. М.: Пробел-2000, 2011. 240 с.

Сборник «Эволюция ценностей в языках и культурах» был подготовлен и опубликован (правда, совсем небольшим тиражом в 80 экземпляров) в рамках исследовательской программы Президиума РАН (2008-2011). Большая часть содержащихся в нем работ написана представителями Московского семиотического круга и Люблинской школы этнолингвистики. Опубликованные в сборнике статьи тематически разнородны: как отмечает в предисловии И.А. Седакова, они «посвящены... разным ценностным концептам в разные эпохи и основываются на разном материале» (с. 4), в том числе, и на материале разных языков: русского, польского, южнославянских, итальянского... К тому же опубликованные исследования носят интердисциплинарный характер «с применением социолингвистических, этнолингвистических, социологических, литературоведческих и культурологических методов» (там же). Предисловие заканчивается констатацией того, что иерархия ценностей очень динамична, и высказывается предположение, что, «возможно, аксиологическая картина значительно изменится вместе с изменениями политической жизни в стране и ростом протестных настроений в обществе1 и получит новое содержание и новую прагматику» (с. 6).

1 Имеются в виду события декабря 2011 года в России, только начавшие развиваться на момент сдачи книги в типографию. - Е.В.

В открывающей сборник статье И.А. Седа-ковой «Метаморфозы социокультурных ценностей: Вводные замечания» снова подчеркивается, что ценности - категории переменные, меняющиеся в зависимости от самых разных факторов (религиозных, политических, идеологических, гендерных, возрастных и т. д.). По мнению автора, одной из отличительных особенностей современной «картины ценностей» является то, что она разительно отличается от пропагандировавшейся еще около тридцати лет назад, что порой приводит к ощущению размытости ценностных ориентиров и возникающему в связи с этим у людей чувству неуверенности. С другой стороны, меняются не только ценности, но и «их репрезентации и способы их подачи» (с. 8), а также оценочные коннотации лексики (как подчеркивает И.А. Седакова, «ценность может выступать синонимом концепта» [с. 10]). Эти положения общетеоретического характера иллюстрируются в статье на примере эволюции интерпретации концептов старость и аппетит в «современной картине мира» в сравнении с «традиционной» (с. 11): так, если «[в] традиционном обществе старость воспринимается как логическое развитие, естественный процесс, идти наперекор которому считалось невозможным», то в современном обществе, напротив, «наблюдается геронтофобия. старость воспринимается как болезнь, неестественное состояние, деградация, и ей объявлена война, что особенно от-

кровенно проявляется в рекламе» (с. 12). То же относится и к понятию аппетит: если в «традиционном» обществе, ассоциируясь с работоспособностью, здоровьем и красотой, аппетит только приветствовался, «современное» общество объявило ему - как и старости - войну (с. 15-16).

Остальные представленные в сборнике статьи сгруппированы по трем разделам. Первый из них открывает статья «Толерантность и ее значимость для XXI века», написанная одним из основателей Московского семиотического круга Вяч.Вс. Ивановым и посвященная истории формирования принципа толерантности, «главным вехам подхода к нему у мыслителей последних столетий и преломлении этих идей в новейшей литературе» (с. 19). Как подчеркивает исследователь, «современный подход к толерантности основан на понятии диалога» (там же), соотношения «Я» и «Ты» - в связи с чем он обращается, в частности, к анализу работ Л. Фейербаха и М. Бубера, М. Бахтина и Г. Ко-гена. «Проблема толерантности и терпимости в отношениях между людьми и группами людей (расовыми, этническими, национальными, классовыми, партийными, кастовыми, религиозными) становится все более жгучей», - пишет Вяч.Вс. Иванов (с. 23). Излагая затем свои мысли по поводу актуальности самого понятия толерантности, исследователь одновременно задается и вопросом о том, в какой степени его соображения «могут оказаться практически применимыми» (с. 29). По его мнению, среди проблем, которые в принципе необходимо затронуть при серьезном освещении вопроса о толерантности, - проблема «порога толерантности» (там же), а также проблема организации борьбы за толерантность, связанная с вопросом о языке: «[Н]а каком языке сегодня нужно говорить о толерантности, чтобы быть понятым максимальным числом читателей в разных странах» (с. 33)?

В этой же части книги опубликована статья Н.Н. Запольской «Спасение, любовь, милосердие: К вопросу о языковом моделировании культурных ценностей». Н.Н. Запольская обращается к трем соответствующим базовым ценностным категориям, особенно настаивая в связи с их анализом на сосуществовании и конкуренции в России церковной и секулярной аксиологий.

Две другие работы, представленные в этом разделе, - польских исследователей Е. Барт-миньского и С. Небжеговской-Бартминьской -впервые публикуются по-русски (по-польски они были опубликованы в 2003 и в 1996 гг. соответственно). Е. Бартминьский обсуждает в своей статье «[м]есто ценностей в языковой картине мира», а его люблинская коллега -

«[к]онститутивные ценности польского народного сонника». В статье Е. Бартминьского анализируется само понятие языковой картины мира (см., например, с. 54 и сл.) и приводятся аргументы в пользу того, что «языковая картина мира... зависит (производна) от фиксированной, явным или скрытым образом, системы ценностей. Они связаны с точкой зрения и перспективой взгляда на мир. Ценности являются фактором, который управляет построением видения действительности через опытный (экс-периенцер) и концептуализирующий субъект, т. е. через сообщество носителей языка или единицу творения, таким образом формируя фактор, интегрирующий элементы языковой картины мира, приняты[е] в традиции. В результате ценности определяют культурную и общественную тождественность носителя языка» (с. 55). Однако, как подчеркивает польский исследователь, «[т]о, что ценности представляют собой обязательный, релевантный элемент языка и языковой картины мира. не означает, что все в языке аксиологически одинаково маркировано, а означает лишь то, что ценности всегда каким-то образом присутствуют в языке» (там же). Статья Е. Бартминьского особенно интересна еще и потому, что в ней обсуждаются разные концептуальные наполнения ключевого для данного сборника понятия ценность: в том числе, ценность в аксиологическом понимании и ценность в смысле сос-сюрианского понятия valeur (с. 69-70). Кроме того, как отмечает автор, говоря о ценностях, в данной статье он сам имеет в виду прежде всего «то, что в свете языка и культуры люди считают ценным», и не обращается при этом «к общей типологии ценностей и разделению на ценности абсолютные и субъективные, декларированные или приобретенные из опыта» (с. 53). Исследователя больше интересуют «характеристики вещей и сами вещи, в том числе понятийные сущности, положения, состояния и ситуации, правила, функционирующие как "идеи-проводники", являющиеся предметом стремлений или желания обладать, мотивирующие состояния и положения людей, также вдохновляющие их на определенную деятельность» (с. 53-54). «Можно сказать, - подчеркивает Е. Бартминьский, - что я понимаю ценности в рамках народной философии» (там же). В статье С. Небжеговской-Бартминьской описывается следующая (семиотическая) особенность сонников как собрания фольклорных текстов особого жанра: «один и тот же образ может оцениваться [в них] различно» (с. 82). К примеру, сон об огне в польском народном соннике может толковаться как позитивно («солнце», «радость» и т. д.), так и негативно («плохой человек», «хлопоты» и т. д.), что «со-

ответствует сложности стереотипа огня в народной культуре...» (с. 83). Поэтому, как считает польская исследовательница, «основой, на которую опирается толкование и заключенная в нем оценка, перестает быть сам предмет, а становится признак этого предмета, эксплицируемый при помощи прилагательного» (с. 84).

Некоторые представленные в книге исследования имеют, как полагает ее редактор (см. «Предисловие»), «более ярко выраженную социолингвистическую направленность»

(с. 5): это прежде всего работа М.А. Осипо-вой «Ценности, деньги и дискурс» и статья исследовательницы из Ленинграда и Хайфы М. Еленевской «Дорогие наши столицы: образ российского мегаполиса в Рунете». Анализируя концепт деньги, автор первой статьи приходит к выводу о том, что «в жизнедеятельности россиян сформировался типовой смысловой конструкт "ведущее к деньгам (включающее деньги); то, к чему следует стремиться; хорошее" в противопоставлении "не ведущее

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком