научная статья по теме ЕВРАЗИЙСКАЯ ИДЕЯ КАК КОНЦЕПЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ЕВРАЗИЙСКАЯ ИДЕЯ КАК КОНЦЕПЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

тшжтмттмштттшшжШ[

Кашкин С. Ю., Искакова Ж. Т.

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИДЕЯ КАК КОНЦЕПЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Статья посвящена формированию евразийской идеи от первых ее исследователей до создателей Евразийского экономического союза. Анализируется ее развитие, подчеркивается современная интерпретация и воплощение в жизнь в форме ЕАЭС.

Ключевые слова: история, евразийство, общеевразийский, национальный, наднациональный, национализм, интеграция, политика, глобализация.

Kashkin S. Yu., Iskakova J. T.

EURASIAN IDEA AS THE CONCEPT OF FORMATION AND FUNCTIONING OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article is devoted to the formation of the Eurasian idea from its first scholars to the creators of the Eurasian Economic Union. Its development and modern interpretation as well as implementation in real life in the form of Eurasian Economic Union are analyzed. Keywords: history, Eurasianism, Eurasian, national, supranational, nationalism, integration, politics, globalization.

Создание Евразийского экономического союза в 2015 г. явилось закономерным результатом развития и тесного взаимодействия современных независимых государств евразийского пространства в условиях всеобъемлющей глобализации, интеграции и ускоренного развития современных геополитических процессов. Евразийский экономический союз как продукт естественной эволюции общественно-экономической системы вобрал и объединил в себе исторические, культурные, социально-экономические и политические традиции восточной и западной цивилизаций. Это очень интересный и многообещающий интеграционный проект.

Более того, такой синтез традиций предоставил возможность исследователям рассматривать евразийскую модель интеграции как одну из наиболее перспективных моделей интеграционных «образований» для государств постсоветского пространства. Опыт прошлых лет наглядно показал, что не все в альтернативной западной модели развития может быть приемлемо для стран России и ее союзников по интеграции. В то же время нельзя не признать, что необходимость интеграции для дальнейшего успешного развития государств на постсоветском пространстве в современных условиях совершенно очевидна.

В целом евразийская идея глубоко исторична по своей сути. По мнению исследователей, вся история Евразии есть последовательная цепь попыток создания единого общеевразийского государства. Попытки эти предпринимались в разное время и с разных сторон — с востока и запада Евразии. Эту цель преследовали скифы, гунны, хазары, монголы, славяно-руссы1. Помимо этого, исторически сложилось так, что большое число народов и этнических групп стало жить не только рядом друг с другом, но и вместе друг с другом. При этом указанные культуры и народы оказались встроенными в общеевразийскую культуру, составляя с ней единое целое. И сегодня понять, как они развивались и как будут развиваться в дальнейшем, можно только рассматривая их в историко-философском и историко-проблемном ключе.

В своих идейных основаниях евразийская концепция глубоко уходит в традиции русской общественно-политической мысли. Идеи евразийства, возникнув в переломную историческую эпоху в 1920-х годах в среде русской эмиграции, создали по своей значимости уникальное учение о цивилизационной идентификации, обосновывающей самобытность исторического пути развития России как срединной державы между Европой и Азией.

1 Вернадский Г. В. Начертание русской истории [Электронный ресурс].— Режим доступа: http: ModernLib.ru>... vernadskiy/ nachertanie

У его истоков стояли талантливые ученые: П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой, Г. В. Флоровский, Г. В. Вернадский, Л. П. Карсавин, В. Н. Ильин и др.

В своих научных изысканиях евразийцы были не одиноки. Первый интеллектуальный посыл «евразийской идеологии» был заложен предшественниками В. И. Ламанским, Н. Я. Данилевским, К. Н. Леонтьевым, В. Соловьевым, П. П. Сувчин-ским.

Все представители классического евразийства, ученые и специалисты из разных областей знаний были объединены одной генерирующей идеей о цивилизационной идентификации, представленной надэтнической, наднациональной (в понятии национальной принадлежности), а в ряде случаев — надкон-фессиональной и даже надгосударственной общностью на Евразийском пространстве.

В данном контексте представляется весьма интересной концепция этнографа и слависта В. И. Ламанского. В своей книге «Три мира Азийско-Европейского материка» 1892 г. он утверждал, что Евразия явилась главным очагом зарождения великих цивилизаций, кроме самобытной цивилизации древнего Египта2.

Уникальность и своеобразие Евразийского континента, давшего поразительное многообразие моделей цивилизационного развития, он объясняет, прежде всего, особо благоприятными географическими условиями. При этом В. И. Ламанский делит евразийское пространство на «три великих отдела или мира, каждый со своими, исключительно ему свойственными географическими, этнологическими и историко-культурными особенностями». Это — Европа, Азия и Россия, которую исследователь определяет как «средний мир, т.е. не настоящая Европа и не настоящая Азия»3.

В своих исследованиях В. И. Ламанский первым обозначил место России в евразийской цивилизации. Некоторая односторонность указанной концепции состоит в том, что азийские этносы, по его мнению, недостаточно сильны, чтобы играть культурообразующую роль, наряду с другими соперничать со славянскими племенами, которые он именует «стволом» русской цивилизации4.

Как видим, первые попытки определения значимости евразийства имели место в работах исследователей, но рассматривались они достаточно односторонне, подчас умаляя роль

2 Ламанский В. И. Три мира Азийско-Европейского материка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: bookfi.org>

3 Там же.

4 Ламанский В. И. Три мира Азийско-Европейского материка [Элек-

тронный ресурс]. — Режим доступа: http: bookfi.org>

и значение других народов, проживавших на территории евразийского пространства.

Более полно и всесторонне евразийская идея была впервые сформулирована в трудах П. Н. Савицкого, Н. С. Трубецкого, Г. В. Флоровского, П. П. Сувчинского и других мыслителей, в работах которых был освещен целый ряд новых подходов и интерпретаций.

Так, П. Н. Савицкий, экономист, географ, ученик П. Б. Струве, впервые вводит понятие «евразийство», оперируя географическим названием континента Евразия. Вызвано это было стремлением объяснить историческое и культурное своеобразие России, особенностями ее пространственно-климатического положения, а главное, спецификой взаимовлияния и взаимопроникновения культур Востока и Запада.

П. Н. Савицкий утверждал, что земли Евразии не распадаются между двумя материками, а составляют скорее некоторый третий и самостоятельный материк, имеющий не только географическое значение. Поскольку мы приписываем понятиям Европы и Азии также некоторое культурно-историческое содержание, мыслим как нечто конкретное круг европейских и азиатско-азийских культур, обозначение Евразии приобретает значение сжатой культурно-исторической характеристики5.

Являясь сторонником концепции русской самобытной цивилизации в противовес европейской, П. Н. Савицкий обосновал достаточно оригинальную идею о прямом влиянии восточных форм государственности на Россию. Утверждая, что в домонгольской Руси шел постепенный процесс политического и культурного раздробления, он выдвинул тезис, который, впрочем, не был безоговорочно принят всеми евразийцами: «без татарщины не было бы России». По мнению П. Н. Савицкого, монголо-татары создали лишь «тело» российской государственности, в то время как славяне вдохнули в него «душу» — православное вероучение, христианскую систему ценностей. Как видим, восприятие России как «могущественной орды», централизованного военизированного государства, империи-наследницы Чингисхана и Тимура является важнейшей частью его концепции России-Евразии6.

Еще одним из создателей евразийской идеи принято считать филолога и историка Н. С. Трубецкого, который обосновал идею «общеевразийского национализма», противопоставляя ее «крайнему русскому национализму». Он отмечает, что «чрезмерное повышение русского национального самолюбия способно восстановить против русского народа все прочие народы в государстве. Крайний националист, желающий во что бы то ни стало, чтобы русский народ был единственным хозяином у себя в государстве... при современных условиях должен примириться с тем, чтобы границы этой «России» совпали с границами сплошного великорусского населения в пределах доуральской России: только в таких суженных географических пределах эта радикально-националистическая мечта и осуществима. Таким образом, в настоящее время крайний русский националист оказывается с государственной точки зрения сепаратистом и самостийником»7. Предложенная Н. С. Трубецким формулировка общеевразийского национализма представляется весьма актуальной в современных реалиях.

В противовес русскому национализму и национализму любого другого этноса, Н. С. Трубецкой выдвигает тезис, согласно которому «национальным субстратом того государства, которое прежде называлось Российской империей, а теперь называется СССР, может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемое как особая многонародная нация и в качестве такой обладающая особым

5 Савицкий П. Н. Евразийство [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: gumilevica.kulichki.net/

6 Там же.

7 Трубецкой Н. С. Общеевразийский национализм [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/

национализмом. Эту нацию мы называем евразийской, ее территорию — Евразией, ее национализм — евразийством»8.

В пользу единства евразийских народов Н. С. Трубецкой приводит аргументированные доводы. На его взгляд, «в евразийском. братстве народы связаны друг с другом не по тому или иному одностороннему ряду признаков, а по общности своих исторических судеб. Евразия есть географическое, экономическое и историческое целое. Судьбы евразийских народов переплелись друг с другом, прочно связались в один громадный клубок, который уже нельзя распутать, так ч

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком