научная статья по теме ЕВРАЗИЙСКАЯ ПАРАДИГМА РОССИИ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ НА ПРОСТРАНСТВЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ЕВРАЗИЙСКАЯ ПАРАДИГМА РОССИИ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ НА ПРОСТРАНСТВЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2015, № 2, с. 89-95

В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ

ЕВРАЗИЙСКАЯ ПАРАДИГМА РОССИИ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ НА ПРОСТРАНСТВЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)

© 2015 г. Юрий Ильич Скуратов1

Если Россия и будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство.

Л.Н. Гумилев

Аннотация: в статье рассматриваются философско-исторические предпосылки и современная практика исторических процессов с участием Российской Федерации на пространстве СНГ. Автор исследует правовую природу Евразийского экономического союза как одну из форм реализации названных интеграционных процессов, обращается к перспективам его развития. Обосновывается тезис необходимости позиционирования евразийства в качестве доктрины и принципа внешней и внутренней политики современной России.

Annotation: the article deals with the philosophical-historical background and current practices of historical processes with the participation of the Russian Federation on the territory of the Commonwealth of Independent States (CIS). The author explores the legal nature of the Eurasian economic union as a from of realization of these integration processes, drawn to the prospects of development offollicle-stimulating. The thesis is based on the need to establish the positioning as a doctrine and principle of external and internal policy of modern Russia.

Ключевые слова: евразийство, неоевразийство, Евразийский экономический союз, Договор о Евразийском экономическом союзе, государственно-правовые признаки Евразийского экономического союза, компетенция Евразийского экономического союза, органы Евразийского экономического союза.

Key words: Eurasianism, neo-eurasianship, Eurasian Economic Union Treaty of Eurasian Economic Union, Statelegal characteristics of the Eurasian Economic Union, the competence of the Eurasian Economic Union, bodies of the Eurasian Economic Union.

Современные интеграционные процессы, происходящие на пространстве СНГ, на наш взгляд, имеют довольно прочное философско-историческое обоснование в лице евразийского учения, включающего классическую евразийскую школу и так называемое неоевразийство. Все это обусловливает необходимость хотя бы краткой характеристики евразийской теории.

Евразийство, как писали сами основатели этого течения, есть российское политическое, идеологическое и духовное движение, утверждающее особенности культуры российско-евразийского мира2. Евразийское интеллектуальное течение возникло в 20-30-х годах ХХ в. Его основы заложили труды лингвиста, культуролога и философа Н.С. Трубецкого, геополитика П. Н. Савицкого, философа Л. П. Карсавина, историков Г.В. Вер-

1 Заведующий кафедрой конституционного и международного права Российского государственного социального университета, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ (E-mail: Skuratov_yi@mail.ru).

2 См.: Евразийство: декларация, формулировка, тезисы. Пра-

га, 1932. С. 27.

надского, М. Шахматова, Г. В. Флоровского, искусствоведа и философа П.П. Сувчинского, правоведа Н.Н. Алексеева и др. Основной акцент основатели евразийства делали на исследование тесной исторической взаимосвязи российской культуры с рядом других, прежде всего восточных, культур. Евразийство во многом было лишено как славянофильской идеализации российской истории, так и безоглядного европоцентризма, учитывало весь опыт политического и правового развития страны, включая реформы предыдущего столетия, начало которым положила Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г. В более чем полувековой истории развития идей евразийства можно условно выделить три этапа: 1-й этап - разработка основных положений концепции (1920-1930 гг.); 2-й этап - период угасания идей (1930-1980 гг.); 3-й этап - возрождение и актуализация идеи (с 1990 г. по настоящее время)3.

3 См.: Овчинникова С.Н. Российская правовая государственность; евразийский проект. Дисс. ... канд. юрид. наук. Ро-стов-н/Д., 2000, С. 109.

Возрождение идеи евразийства было связано с появлением современных исследований российских ученых (А.Г. Дугин, А.С. Панарин, С.И. Данилов, А.В. Логинов, В.Н. Синюков и др.)4, созданием нового общероссийского общественного движения "Евразия", а также с рядом "евразийских" по духу выступлений Президента РФ В.В. Путина и Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева. Несомненен вклад в развитие политической теории и практики евразийства Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева5.

Если попытаться дать краткую характеристику евразийству как идейному течению, как вектору социально-политической мысли, то можно употребить такой термин из обыденного языка, как "золотая середина". В социальной философии это - гармония между человеком и обществом; в правовой - между правом и нравственностью; в политической - демократизма (власти народа) и идеократизма (власти идей); в нравственной -единство личной свободы, самоопределения и служения обществу; в геополитической - открытость и Западу, и Востоку, стремление гармонично соединить цивилизационные достижения с ценностями своей культурной, хозяйственной и политической самобытности6.

Важная роль в доктрине евразийства принадлежит государственно-правовой составляющей. Евразийцам, в отличие от многих их современников, удалось создать свою собственную методологию исследования права и заложить основы собственной философско-правовой школы. Евразийская правовая модель адекватно отражает самобытность российской государственности, предлагает такое государственно-правовое устройство, которое лишено недостатков радикальных либерально-демократических и консервативно-монархических проектов. Она основана на реальном учете особенностей российской политической истории, его влияния на становление политико-правового менталитета россиян,

4 См., например: ДугинА.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. М., 1999; Панарин А.С. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизационные ответы // Вопросы философии. 1994. № 12; Евразийство: прошлое и будущее // Россия на пороге XXI века. М., 1996; Синюков В.Н. Российская правовая система. М., 2010; Логинов А.В. Россия и Евразия. Евразийский вектор: поиски российской цивилизационной идентичности в XX столетии. М., 2013; Титаренко М.Л. Россия и ее азиатские партнеры в глобализирующемся мире. Стратегическое сотрудничество: проблемы и перспективы. М., 2012; и др.

5 См.: Дугин А.Г. Евразийская миссия Нурсултана Назарбаева. 2004.

6 См.: Овчинникова С.Н. Указ. соч. С. 109, 110.

не отвергающего идею правового государства, понимаемого как государство справедливости, государство правды, что входит в содержание самобытности российской государственности и может быть задействовано как интеграционная идея, имеющая межэтнический характер7.

В этой связи возникает вопрос: в чем же причина живучести, жизнеспособности евразийского учения, его актуальности в настоящее время? Этому феномену есть, на наш взгляд, несколько объяснений.

Во-первых, классическое евразийство, сложившееся, сформировавшееся в 20-30-х годах XX столетия, не осталось в прошлом, а было устремлено в будущее, направлено на поиск путей обустройства нашей страны в сравнительно отдаленной перспективе. Это позволило на долгие годы привлечь внимание к евразийству ученых и политиков, находить в нем правильные ответы на многочисленные вызовы исторического развития России.

Во-вторых, евразийское учение не только явилось геополитической концепцией, но и носило комплексный многоплановый характер, включало тщательно проработанную философскую, экономическую, национально-территориальную, политико-управленческую (государственно-правовую) составляющие, которые были органично взаимосвязаны и давали целостную картину окружающего мира. При этом речь не шла о механическом сложении соответствующих междисциплинарных составляющих. Как правильно подчеркивает проф. А.В. Логинов, евразийцы сумели "сделать фундаментальный методологический вывод: сущность российской (евразийской) цивилизации заключается не в религии, культуре, государственности, хозяйственном укладе и географическом положении, а в системных связях всех указанных факторов, предопределивших менталитет и исторические судьбы народов евразийского пространства"8. В силу своего комплексного характера евразийское учение опиралось в своих выводах на мощную разветвленную "корневую систему" научных знаний о самых различных сторонах российской действительности, что не только делало основные положения этого учения убедительными, аргументированными, но и снижало возможности для их теоретического развенчания со стороны идеологических противников.

7 См.: АхматовА.В. Философия права евразийцев. Историко-философский анализ. Дисс. ... канд. филос. наук. М., 2009.

8 Логинов А.В. Россия и Евразия. Евразийский вектор: поиск российской цивилизационной идентичности в XX столетии. М., 2013. С. 35.

В-третьих, научный и практический (политический) интерес к евразийскому учению был обусловлен и тем, что оно олицетворяло собой так называемый "третий путь" общественного развития. Все это вызвало и вызывает повышенный общественный интерес, поскольку связано с попыткой дать ответ на извечный русский (и не только) вопрос: что делать?

В-четвертых, в силу масштабности, основательности и глубины проработки евразийская концепция вполне может претендовать на роль национальной идеи для нашей страны, столь важной для формирования нового геополитического курса и новой государственной стратегии. В ряде работ эту стратегию называют "Русским миром", имея в виду объединение вокруг России всех этнических русских, а также русскоговорящих из ближнего и дальнего зарубежья. При всей привлекательности такого подхода нельзя не учитывать, что проект развития евразийской природы и парадигмы России более масштабен, поскольку опирается на духовную культуру не только русского народа, но и других народов России, пространства СНГ, а также Северной Евразии в целом. Этот проект более органичен для России и с точки зрения его наднациональной, общецивилизационной природы. Естественно, что русской культуре и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком