научная статья по теме ЕВРАЗИЙСКОЕ СООБЩЕСТВО НАЦИЙ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ЕВРАЗИЙСКОЕ СООБЩЕСТВО НАЦИЙ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Сокольская Л. В.

ЕВРАЗИЙСКОЕ СООБщЕСТВО НАЦИЙ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

в статье автор обосновывает тезис о том, что при исследовании вопроса становления и развития евразийского сообщества возникают три методологические проблемы. во-первых, что слово «евразийское» содержит в себе как географический, так и культурно-исторический контекст. Во-вторых, определение исторической точки отсчета, с которой начинается процесс формирования евразийского сообщества. В-третьих, соотношение этнических и национальных социумов, их культур в рамках евразийского сообщества. Анализ обозначенных проблем позволил автору сформулировать вывод, что на протяжении обозримой истории различные социумы на территории северо-центральной Евразии взаимодействовали друг с другом, сохраняя собственную уникальность и идентичность. Данное взаимодействие привело к образованию евразийского сообщества наций и формированию уникальной евразийской культуры, которые изначально складывались как транскультурные, надэтнические явления.

Ключевые слова: культура, правовая культура, евразийская правовая культура, Евразия, культурное пространство, правовая аккультурация, правовое пространство, сообщество наций.

Sokolskaya L. V.

EURASIAN COMMUNITY OF NATIONS: METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE RESEARCH

The author proves the thesis that during the study of the problem of formation and development of the Eurasian community there are three methodological problems. Firstly, that the word «Eurasian» contains both geographical and cultural and historical context. The second is the definition of a historical point of reference from which the process of forming a Eurasian community started. The third is the ratio of ethnic and national societies, their cultures in the Eurasian community. The analysis of the identified problems has allowed the author to formulate a conclusion that for the foreseeable history of various societies in the north-central Eurasia they interacted with each other, while maintaining their own uniqueness and identity. This interaction led to the formation of the Eurasian community of nations and the formation of a unique Eurasian culture that originally evolved as a transcultural, supra-ethnic phenomena.

Keywords: culture, legal culture, Eurasian legal culture, Eurasia, cultural space, legal acculturation, legal environment, the community of nations.

Сегодня, когда Россия ищет собственный путь развития государственно-правовой системы, необходимо обратиться к основам общественного сознания россиян, которые закладывались в течение нескольких веков и незаслуженно преданы забвению. Мы говорим о сознании народа, сформированного в евразийской среде, о его менталитете, теориях и доктринах, построенных на базе евразийских идей, обычаях и традициях, т.е. всем том, что составляет важнейший компонент нарождающейся евразийской социокультурной системы и евразийского сообщества. Поэтому исследование проблемы становления и развития евразийского сообщества, евразийской культуры сегодня является наиболее актуальным для России, которая, по образному выражению Л. Н. Гумилева, если и возродится, то только как евразийская держава1.

При исследовании вопроса становления и развития евразийского сообщества возникают три методологические проблемы.

Первая проблема заключается в том, что понятие «евразийское» содержит в себе как географический, так и культурно-исторический контекст. Если мы раскрываем это понятие в географическом смысле, то евразийское сообщество предстает как совокупность этнических и национальных обществ, которые развиваются обособленно и «замкнуты на себе». Географический аспект подразумевает конкретные пространственные пределы, территориальные границы. Поэтому сразу возникает вопрос о территориальных границах евразийского социокультурного пространства, в пределах которых и функционирует евразийское сообщество. Одни исследователи

1 Гумилев Л. Н. Меня называют евразийцем. // Наш современник.

- 1991. - № 1. - С. 62-70.

предполагают, что это Центральная Азия, другие присоединяют к данному региону Средиземноморье, Восточную Европу и Ближний Восток, а третьи утверждают, что это вся территория Евразийского континента2. Так, А. И. Мартынов3 и А. Г. Еременко4 предполагают, что это совокупность культур кочевников Степной Евразии (I тыс. до н.э.). Петр Савицкий в своей работе «Географические и геополитические основы Евразийства» (Прага, 1933 г.) различал понятия «Большая Евразия» - остров-материк, который состоит из «полуостровов» Европа, Ближний Восток, Индия, Восточная Азия, Африка и «Евразия Великая» - отдельный континент-цивилизация внутри континента географического5. Л. Н. Гумилев считал Евразией территорию исторического влияния России, это территории

2 Термин «Евразия» предложил немецкий географ А. Гумбольдт. Под ним он понимал всю территорию Старого света: Европу и Азию.

3 Исследуя древние сообщества евразийских степей, А. И. Мартынов предположил, что у скифов, саков, древнего населения Алтая и носителей тагарской культуры уже существовали государства. Он предложил их назвать скифо-сибирской кочевой цивилизацией. См.: Мартынов А. И. О степной скотоводческой цивилизации I тыс. до н.э. // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. - Алма-Ата, 1989.

4 См.: Еременко А. Г. Цивилизационно-культурологический подход и методология диалога культур в евразийском социокультурном пространстве // Культурная жизнь Юга России. - 2008. - № 1 (26). - С. 15.

5 Идею Савицкого разделяет Э. М. Исмаилов, который выделяет

«осевой» регион - Центральную Евразию, включающую в себя

Центральную Европу, Центральный Кавказ и Центральную Азию.

См.: Исмаилов Э. И. Предисловие // Центральная Азия и Кавказ.

- 2008. - № 3-4. - С. 7.

Сокольская Л. В.

Российской империи и СССР6. У современных российских неоевразийцев Евразия ассоциируется с Россией7. Ученые-юристы также вносят свой вклад в исследование проблемы евразийского пространства8.

Таким образом, исследуя евразийское социокультурное пространство как научную категорию, можно констатировать некую территориальную размытость понятия. Думается, что в этом нет большого греха. Просто на разных этапах своего исторического развития евразийское социокультурное пространство было различным. Изменялись механизмы и формы регулирования общественных отношений, государственно-правовые режимы, конфигурация территориальных границ, численность и состав народонаселения, проживающего в данном регионе. Уникальность геофизического месторазвития привела к особому геоэкономическому, геополитическому, стратегическому положению данного региона в мире. Место-развитие отразилось и на образовании уникальной целостности - евразийского сообщества. Поэтому в культурно-историческом контексте евразийское сообщество предстает как динамически взаимосвязанная целостность, в которой тесно переплетены различные народы евразийского континента.

Вторая проблема - это определение исторической точки отсчета, с которой начинается процесс формирования евразийского сообщества. Можно предположить, что оно складывается в результате длительных межкультурных контактов различных социумов, проживающих на определенной территории. Именно территория Евразии, особенно ее северо-цен-тральная материковая часть9, никогда не была в этническом плане однородной. Народы, проживающие в данном регионе, в течение трех тысячелетий вступали в многомерные межкультурные контакты, в результате чего формировалась полиэтническая общность народов Евразии. На протяжении обозримой истории различные социумы взаимодействовали друг с другом, сохраняя собственную уникальность и идентичность.

Культуролог Г. А. Еременко при исследовании евразийского социокультурного пространства выделяет типологические и особенные черты цивилизационной модели культурно-исторического развития Таманского полуострова. По мнению ученого, начиная с VIII века до н.э. и по XVII век н.э. на таманском полуострове сложилась уникальная цивилизационная модель культурно-исторического развития. Она представляет собой тип социокультурной эволюции общества, близкий по содержанию к цивилизации, но меньший по территории. Ему

6 См.: Гумилёв Л. Н. Евразийская хроника. - Ленинград, 1989.

7 Некоторые современные российские ученые сделали «сенсационное открытие», что Россия - это Евразия. См.: Дугин А. Г. Евразийство: от философии к политике. Доклад на Учредительном съезде ОПОД «Евразия» (21 апреля 2001 г., г. Москва) // Основы евразийства. - М.: Арктогея-Центр, 2002. - С. 16-26; Чудинов В. А. Евразия - это Русь! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://documental.su/our_articles/russia_news/4449-evraziya-yeto-rus.html (дата обращения: 13.12.2014).

8 См.: Фархутдинов И. З. Евразийское правовой пространство: проблемы и пути их преодоления // Евразийский юридический журнал. - 2009. - № 2; Фархутдинов И. З. Евразийское правовое пространство и тюркский мир // Евразийский юридический журнал. - 2011. - № 5; Сокольская Л. В. К проблеме евразийской правовой интеграции // Право и образование. - 2013. - № 11. - С. 122-130; Сокольская Л. В. Евразийская правовая культура: особенности формирования и перспективы развития: Монография. - Орехово-Зуево, 2014.

9 К северо-центральной части Евразии мы относим Малую Азию, Северное Причерноморье и Кавказ. Именно этот регион можно назвать социокультурным «перекрестком», где в результате длительных межкультурных контактов зарождается евразийское сообщество.

свойственна особая общая ментальность, которая формируется под влиянием индивидуальных факторов и достаточно «разнообразных менталитетов», наличие сферы общих интересов, которые носят вынужденный характер и продиктованы индивидуальными ситуациями. Ему присущ синкретический характер, который определяется сильным перекрестным взаимовлиянием культур и религий. «Динамика их развития обусловлена тем, что они являются продуктами взаимовлияний и взаимопроникновений. При всем внутреннем разнообразии они, по сути, представляют собой некое целое»10. Эта же идея находит свое отражение в диссертационной работе историка О. В. Галут о дре

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком