научная статья по теме ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ГОРИЗОНТЫ КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНЕННОГО МИРА Философия

Текст научной статьи на тему «ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ГОРИЗОНТЫ КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНЕННОГО МИРА»

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Эвристические горизонты концепции жизненного мира

С. Б. КОЖЕВНИКОВ

В том, что жизненный мир долгое время не изучался специально, хотя и осознавался в качестве составного элемента человеческого опыта, прослеживается историческая логика формирования наук о культуре. Внимание исследователей традиционно концентрировалось в первую очередь вокруг феноменов "высокой" культуры, несущих на себе явный отпечаток творческого гения. Так, И.И. Винкельманом1 было, по сути, заново открыто искусство античной Греции, а М. де Саутуолой2 - живопись "каменного века". В обоих случаях под культурой подразумевалась способность к транс-ценденции, преодолению того, что с несколько пренебрежительным оттенком именовалось "повседневной жизнью". "Высокая" культура замыкалась в кругу идеалов, пребывая в уверенности, что жизненный мир, в силу своей теоретической нетематизируемости, не способен к продуцированию и ретрансляции культурно значимой символики. Этим обстоятельством и объясняется тот факт, что жизненный мир долгое время не вызывал интереса со стороны специальной философской рефлексии, оставаясь во многом "terra incognita" для мыслителей XVIII-XIX вв.

Вклад романтизма

Ситуация принципиально изменилась к концу XIX в. Этому интенсивно способствовало умонастроение, вызванное романтическим движением в Англии. Влияние романтизма не ограничивалось литературой и искусством, а проникло во все сферы интеллектуальной жизни XIX в. В Германии этого периода его позиции были настолько сильны, что они оказали прямое воздействие на формирование философских идей3. Йенская школа романтиков4 разработала концепцию исторического перспек-тивизма, смысл которой заключался в выдвижении на первый план категории "возможного". Романтики развили "перспективистскую" точку зрения - позицию интеллектуального скепсиса по отношению к любым "неопровержимым" фактам истории. При этом факт рассматривался лишь как одна из реализованных потенций идеального мира, а всякое событие мыслилось в единстве с его альтернативой. Возникающий при этом релятивизм преодолевался за счет абсолютизации продуктивной способности воображения. Романтический эстетизм получил обоснование в концепции "романтиче-

© Кожевников С.Б., 2008 г.

ской иронии" Фр. Шлегеля5, проектировавшей рефлексивную дистанцию между креативной способностью субъекта и способами ее объективации. Таким образом, первоначальный интерес к жизненному миру был инициирован в форме реабилитации парадоксального. Своеобразной формой органицизма, созвучной исканиям романтиков, стали также натурфилософские представления И.В. Гёте6, сыгравшие важную роль в формировании виталистской ориентации философии культуры во второй половине XIX в.7

"Философия жизни" и специфика гуманитарных наук

Особую роль в становлении историцистского мировоззрения сыграл Дильтеев проект "критики исторического разума"8, в котором место мышления заняло понятие "жизнь" со всеми его смысловыми импликациями. Тем самым В. Дильтей стал одним из первых представителей "философии жизни", в рамках которой сформировались и первые концептуальные модели жизненного мира. "Философия жизни" стала знаковым явлением культурфилософии в целом, так как в той или иной степени затронула всех исследователей, занятых ее ключевой проблематикой. Для профессиональной рефлексии жизненный мир человека открыл Ф. Ницше9, который радикально переориентировал культурфилософскую проблематику со сферы умозрительных идеалов на реалии повседневной жизни. Ницше впервые связал феноменологию культуры с физиологией человеческих инстинктов, став, по сути, основоположником "философии жизни" и разработав новую парадигму в философских науках антропологического цикла.

Важной предпосылкой культурфилософских исследований жизненного мира стала разработка специфического метода гуманитарных наук (Geisteswissenschaften), осуществленная представителями Баденской школы неокантианства В. Виндельбандом и Г. Риккертом11. Предложенный ими "идиографический" метод (в противоположность "номотетическому") позволял изучать своеобразные и неповторимые события исторической жизни. Наряду с Дильтеем они одними из первых поставили вопрос о специфичности актов понимания духовных явлений (феноменов культуры). Над проблемой понимания работал также Ф. Шлейермахер12, заложивший основы теории интерпретации и ставший основоположником герменевтики. Принципиально важные идеи относительно семиотической специфики явлений жизненного мира высказал основоположник символической антропологии Э. Кассирер13. К теории символа Касси-рера восходит широкий спектр концепций от экзистенциализма и психоанализа до символических теорий мифа и структурной лингвистики. В дальнейшем с помощью этих идей были обозначены подступы к проблеме реконструкции "символического универсума" жизненного мира П. Бергером и Т. Лукманом14.

Э. Гуссерль: рационализация идеи жизненного мира

Авторство концепта "жизненный мир" ("Lebenswelt") принадлежит Э. Гуссерлю. Первоначально он использовался Гуссерлем в контексте философии математики, а впоследствии был распространен на всю область его теоретико-методологических изысканий. В поздней работе "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология " (1937)15 Гуссерль первым среди профессиональных методологов науки поставил вопрос о смысловых предпосылках новоевропейского естествознания, поместив его в антропологическое измерение культуры. Охватывая в своем исходном значении лишь смысловые импликации (горизонт) научного познания, понятие жизненного мира в дальнейшем приобрело вид стратегической линии культурфилософских исследований. Онтологическая интуиция Гуссерля определяется представлением об интенциональности сознания. Главное свойство разума проявляется в деятельности смыслополагания, в его способности конституировать собственные предметы. Предмет мыслится разумом не чисто созерцательно, теоретически, т.е. отнюдь не только в

5* 131

его абстрактных или структурных определениях. Находясь в познавательной ситуации, считал Гуссерль, человек жизненно заинтересован в тех предметах, с которыми он имеет дело и которые он "примеряет на себя" в процессе взаимодействия с ними. Таким образом, в феноменологии Гуссерля жизненный мир представлен в виде смыслового универсума культуры, рациональной спецификацией которого выступает европейская наука. Однако речь при этом идет не о культуре в целом, а о ее жизненно-практическом модусе, иначе говоря - о сфере ее деятельностных контекстов. У Гуссерля жизненно-практический уровень культуры выступает смысловым основанием всех ее системных идеализаций. В таком виде понятие жизненного мира сегодня продолжает активно использоваться в феноменологии и теоретической социологии.

Концепция жизненного мира, разработанная Гуссерлем с целью преодоления кризиса, настигшего европейскую науку в пору ее технологического триумфа, была призвана повернуть вектор познания к смысловым основаниям бытия, где конкретность вещей соотносилась с их интенциональными истоками. Движущей силой этого интеллектуального проекта было стремление наполнить научные концепты конкретным жизненным содержанием и тем самым вывести науку из драматической ситуации забвения бытия. Теоретическая весомость научных конструктов ставилась Гуссерлем в зависимость от смысловых структур повседневности, горизонта интерпретаций, обусловленного интуитивной очевидностью привычных масштабов восприятия мира. Поэтому проблематика жизненного мира не могла быть исчерпана только исследованием природы теоретических объектов. Жизненный мир человека, представленный в совокупности его первичных интенций, определяющих насущные цели разума и обеспечивающих непреложность человеческой потребности в экспликации актуальной бытийности предметов (в виде проблематики Dasein), занял законное место в ряду животрепещущих проблем современной философии.

Жизненный мир в антропологической перспективе

За время, прошедшее после публикации гуссерлевского "Кризиса европейских наук", проблематика жизненного мира стала одной из ключевых тем гуманитарного знания. Основоположником социальной теории жизненного мира стал А. Щюц16, осуществивший синтез идей М. Вебера17 и Э. Гуссерля на основе созданной им социальной феноменологии. На формирование предметных и методологических приоритетов Щюца в этой области определенное влияние оказала антропологическая традиция, идущая от У. Джеймса, Ч. Кули и У. Томаса18. Аналогичную мировоззренческую программу реализовала Чикагская школа социологии19, на основе которой возник символический интеракционизм Дж. Мида и Г. Блумера20 - своеобразное социально-психологическое направление в исследованиях смысловых структур жизненного мира. В работах Щюца21 жизненный мир отождествлялся с повседневностью, что в дальнейшем стало своеобразной исследовательской нормой в интерпретативной социологии. К последователям Щюца, унаследовавшим его интерес к изучению структур жизненного мира, принадлежат П. Бергер и Т. Лукман (феноменологическая социология знания), Г. Гарфинкель22 (этнометодология), Э. Гоффман23 (концепция "социальной драматургии"). В социальной феноменологии повседневные смысловые связи (понятые как прагматические контексты социальной реальности) формируют актуальный облик культуры в совокупности ее наиболее очевидных форм презентации и определяют вектор специализированной когнитивной активности человека. К жизненному миру относятся те феномены культуры, которые составляют содержание обыденного опыта, осознаются как незыблемые и несомненные, и в этом качестве с трудом поддающиеся теоретической экспликации.

Жизненный мир и социология повседневности

Хотя в специальной литературе "жизненный мир" зачастую рассматривается как один из синонимов "повседневности", как правило, эти понятия используются в раз-

личных теоретико-методологических контекстах. "Жизненный мир" ("Lebenswelt") -феноменологический концепт, который схватывает синтетическое единство жизни сознания, его обусловленность горизонтом жизненно-практических условий темпорального синтеза, временной связи человека и мира в непосредственной данности бытия. В

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком