научная статья по теме ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИДЕЙ С.Л. РУБИНШТЕЙНА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ Психология

Текст научной статьи на тему «ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИДЕЙ С.Л. РУБИНШТЕЙНА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2009, том 30, № 5, с. 46-55

К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.Л. РУБИНШТЕЙНА

ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИДЕЙ С.Л. РУБИНШТЕЙНА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

© 2009 г. В. А. Кольцова

Доктор психологических наук, профессор, первый заместитель директора Института психологии РАН, Москва

Обоснован историзм научной концепции С.Л. Рубинштейна, являющийся предпосылкой глубины и фундаментальности идей ученого. Раскрыт вклад Рубинштейна в становление отечественной истории психологии, в формирование ее принципов, способов позитивного анализа и конструктивной критики психологических подходов, а также их философско-методологических оснований. Опираясь на онтологический подход Рубинштейна, дано понимание объекта и предмета истории психологии.

Ключевые слова: история психологии, методология психологии, гуманитарное знание, концепция С.Л. Рубинштейна.

Важным источником разработки многих проблем современной методологии психологии, а также исследования конкретно-научных вопросов выступает научное наследие С.Л. Рубинштейна.

С.Л. Рубинштейн занимает особое место в истории отечественной психологической мысли ХХ века. Это без сомнения выдающийся мыслитель, человек высочайшей культуры, ученый, с именем которого в первую очередь связано мето-долого-теоретическое обоснование и оформление научной школы, сложившейся в нашей стране в постреволюционный период. Во многом благодаря его усилиям в сложный кризисный для психологии период 20-30-х годов удалось удержать психологию от сползания в механицизм, происходивший в этот период.

Творчество С.Л. Рубинштейна заключает в себе не только огромное богатство психологических идей и подходов, оно учит современных психологов культуре исследовательской деятельности, содержит бесценные "уроки" истинно научного и высокопродуктивного подхода.

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА

Для современных исследователей в области истории психологии представляет интерес прежде всего сам стиль научного исследования Рубин-

штейна - глубоко творческий, диалектический, чуждый догматизму, предвзятости, политической конъюнктуре. Эти черты имели особое значение в связи с крайней идеологизированностью научного знания, обусловленной особенностями социального контекста его развития в условиях жесткого и тотального контроля со стороны государства.

Особенно ярко эти черты проявились при рассмотрении Рубинштейном марксистского учения. Последовательно ориентируясь на марксистское учение как методологическое основание разработки психологической теории, С.Л. Рубинштейн смог показать пример ее творческого, сугубо научного, а не идеологического осмысления, о чем свидетельствуют, прежде всего, его работа "Бытие и сознание", анализ ранних рукописей Маркса, и многие другие работы. С одной стороны, он поддержал призыв о перестройке психологии на марксистских основах, с другой - решительно отверг догматизм, примитивные и однозначные трактовки психологических проблем в духе пролеткульта, насаждавшиеся в научной жизни 20-30-х годов.

Определяя пути выхода психологии из кризиса, Рубинштейн указывал на необходимость нового понимания ее ключевых категорий - сознания и деятельности. Новую же их трактовку, по его мнению, как раз помогает найти марксизм и, прежде всего, содержащаяся в нем концепция деятельности, раскрывающаяся через диалектику связи

субъекта с предметной действительностью [12]. Марксистская теория не калькировалась Рубинштейном, как нередко пытались сделать в то время; из нее им было взято и внесено в психологию только то, что непротиворечиво укладывалось в рамки его собственного научного мировоззрения, отвечало особенностям объекта и предметной области психологии [1].

Анализ идей Марса приводит Рубинштейна к выделению трех положений, имеющих, по его мнению, "решающее значение для психологии": 1) признание роли труда, практической и теоретической деятельности в формировании человека и его психики, 2) идея обусловленности психического мира человека ("человеческих чувств, человеческой психологии, человеческого сознания") создаваемым деятельностью человека предметным мирам; 3) утверждение о том, что "человеческая психология, человеческие чувства - продукт истории" [19, с. 328, 330]. Рубинштейн отмечает, что все эти положения легли в основу советской психологии, предопределив ее черты. При этом подчеркивается, что "нужен специальный анализ для того, чтобы уяснить себе... подлинное содержание и скрытую в марксовских формулировках. проблематику" [там же, с. 331].

Творческое переосмысление марксистских идей позволило С.Л. Рубинштейну выдвинуть и обосновать систему собственно методологических принципов психологии - принципа единства сознания и деятельности, детерминизма, личностного подхода, развития, социальной обусловленности психического, ставших фундаментом развития отечественной психологии ХХ столетия.

С.Л. Рубинштейн внес большой вклад в сохранение и отстаивание лучших традиций русской дореволюционной мысли. Здесь с особой силой проявились огромная исследовательская культура и эрудиция ученого, подлинный историзм его научного мировоззрения. В трудах Рубинштейна взвешенную оценку получило творчество многих русских ученых и, прежде всего, глубоко чтимых им классиков отечественной психологической мысли - Н.Н. Ланге, И.М. Сеченова. По словам Е.А. Будиловой, именно по инициативе С.Л. Рубинштейна она впервые обратилась к изучению творчества Сеченова. Е.А. Будилова рассказывала, с каким интересом следил Сергей Леонидович за проводимой ею работой.

Несомненная заслуга С.Л. Рубинштейна состояла и в том, что его творчество даже в самые жестокие периоды идеологической изоляции советской психологии служило своеобразным мостом, соединяющем ее с мировой психологи-

ческой мыслью, не давая иссякнуть этому животворному источнику. В его работах представлен глубокий и до сих пор непревзойденный по своей основательности, всесторонности, конструктивной ориентированности анализ творчества практически всех известных зарубежных ученых. К изучению научного творчества зарубежных ученых обращались многие. Но немногим удавалось это сделать так, как С.Л. Рубинштейну - глубоко корректно, аргументированно, не всегда соглашаясь с мнением анализируемого ученого, но, безусловно, всегда проявляя к нему уважение как к достойному оппоненту. И это крайне контрастировало с той практикой заостренной классовой критики, которая культивировалась в нашей науке на протяжении многих десятилетий. Эта способность ученого не поддаться подобному давлению, не скатиться в область идеологической дискуссии, а всегда оставаться на сугубо научной почве характеризует С.Л. Рубинштейна не только как выдающегося ученого, но и как мужественного и смелого человека. Не случайно именно его научная деятельность, не укладывающаяся в принятые стандарты и нормы научного мышления, задаваемые в советский период принципами государственного управления наукой, стала главным объектом критики во время кампании борьбы с космополитизмом.

С.Л. Рубинштейна отличала необыкновенная эрудиция, глубина культуры мышления - те качества, которые высоко ценились им самим и были полно представлены в его личности. "Полузнание, - писал он, - это наихудшее невежество (некоторый осколок знания, совершенно извращенного, изъятый из контекста, соединенный с отрицанием принципа знания)" [18, с. 335].

Для Рубинштейна была характерна многогранность взглядов и интересов. Являясь, без сомнения, ученым естественнонаучной ориентации, С.Л. Рубиншейн в то же время глубоко чувствовал и разделял многие гуманистические идеи в психологическом понимании человека. И именно его творчество подтверждает крайнюю условность жесткого разделения психологии на "естественнонаучную" и "гуманистическую". Это проявлялось и в разработанной Рубинштейном концепции личности, и в его нравственно-этических воззрениях, и даже в сугубо методо-логонаучных взглядах ученого. Никто иной, как С.Л. Рубинштейн возвращает в психологию утерянную вместе с духовной традицией проблему любви, ставит вопрос о специфике подлинно человеческого бытия как, прежде всего, ценностно-нравственно обусловленного. Оставаясь всегда на

сугубо научной почве в вопросах научного познания, Рубинштейн, в то же время, не был сторонником однозначно сциентистских позиций. Он отстаивал роль личностного начала в познании. В этом плане представляется интересным его утверждение о зависимости знания от личностных характеристик исследователя. Он солидаризируется с Л.Н. Толстым (непререкаемым для него моральным авторитетом), писавшим, что "знание людей, живущих неправедной, суетной, развратной жизнью, не может быть истинным...". Развивая эту мысль писателя, Рубинштейн отмечает, что "большое количество специальных знаний может дать очень ничтожное духовное содержание, поэтому ученый - не мудрец" [там же].

Для истории психологии как гуманитарной ветви психологической науки чрезвычайно важны также идеи Рубинштейна, касающиеся методологии гуманитарного познания. Этой проблеме была посвящена и докторская диссертация ученого, в которой он критически оценивает попытки решения данной задачи в русле неокантианского учения. Как пишут К.А. Абульханова и А.В. Бруш-линский, знание марксизма "сказалось на поисках выхода из тупика марбургской школы, на путях не абстрактного, а конкретного метода (в духе гегелевского и марксового принципа восхождения от абстрактного к конкретному), содержательно интегрирующего качественно различные области знания" [2, с. 5].

Исходными методологическими основами решения данной проблемы у Рубинштейна становятся, с одной стороны, критика идеализма, отрицающего независимое от сознания человека существование бытия, с другой стороны - отказ от примитивно-материалистической трактовки познания в русле позитивистского подхода как чистой рецептивности, исключающей активную роль субъекта. "На этой основе Рубинштейн стремится преодолеть справедливо критикуемый им конфликт между объективностью знания и творческой самодеятельностью субъекта. По его мнению, между ними нет антагонизма:

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком