научная статья по теме Ф.Д. ДЕМИДОВ. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ КАНТА: ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX-XX ВЕКОВ. М.: ИЗД-ВО РАГС, 2007, 391 С Философия

Текст научной статьи на тему «Ф.Д. ДЕМИДОВ. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ КАНТА: ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX-XX ВЕКОВ. М.: ИЗД-ВО РАГС, 2007, 391 С»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Ф.Д. ДЕМИДОВ. Трансцендентализм Канта: эволюция идеи в западноевропейской философии Х1Х-ХХ веков. М.: изд-во РАГС, 2007, 391 с.

Рецензируемая книга посвящена рассмотрению сменяющих друг друга познавательно-критических версий трансцендентальной философии в западноевропейской философской мысли XIX-XX вв., в той или иной степени эксплицирующих элементы научного наследия Иммануила Канта. Автор справедливо отмечает, что актуализация идей Канта в философском дискурсе - реальность, влияние его идей на последующую философскую мысль чрезвычайно велико и ощутимо. Существуют различные точки зрения о статусе посткантовских моделей трансцендентальной философии, идет речь о трех парадигмах трансцендентализма - классической, неклассической, постнеклассической (см., напр.: Шуман А. Трансцендентальная философия. Минск, 2002). Ф.Д. Демидов не использует в своей книге подобную классификацию. Структура монографии подчинена исследованию судьбы кантовских идей в различных философских направлениях без каких-либо типизаций и классификаций, поскольку автор считает, что подобный путь предполагает "упрощение и следование некоей схеме" (см. 130). Материал книги в основном организуется вокруг личностей, оставивших заметный след в истории философии двух предыдущих веков.

В первой главе книги Ф.Д. Демидов стремится выявить и акцентировать те моменты трансцендентализма Канта, которые выступили генераторами последующей переинтерпретации положений его учения. Поэтому обсуждение посткантовских вариантов трансцендентализма Ф.Д. Демидову удается провести в диалогово-полемическом духе с постоянным обращением к позиции Канта. Следует особо подчеркнуть, что автор ведет полемику исключительно корректно, с глубоким вчитыванием в исследуемый им материал, стараясь не упустить то ценное и непреходящее, что содержится в творческом наследии рассматриваемых им философских учений.

Проследив этапы в развитии понятия трансцендентального знания и трансцендентальной философии у Канта, автор уже в Предисловии книги обосновывает трансцендентальную философию Канта как "совокупность всех форм, в которых априорное синтетическое познание само выражает себя в объекте, не опираясь на эмпирические принципы" (с. 10) и как принцип синтетического разумного познания a priori в абсолютном целом ее системы (с. 11). Демидов сразу же делает акцент на значении в учении Канта форм данности предметов. В метафизическом смысле значение кантовского критицизма как раз и

состоит в том, что вместо неконтролируемых, стихийных оснований начинают действовать основания формы. Сама перемена в способе мышления, совершенная кантовским "коперниканским переворотом", состоит в том, что "мы a priori познаем в вещах лишь то, что вложено в них нами самими". Не случайно одним из наиболее цитируемых Ф.Д. Демидовым авторов является Мераб Мамардашвили, по утверждению которого Кант "зациклен на форме", у формы существуют аккорды-синонимы, важна "распаковка" множества проблем, которые у Канта "упакованы" в вопросе о форме (см. Мотрошилова Н.В. Мераб Мамардашвили: философские размышления и личностный опыт. М., 2007. С. 94). Все, что произведено формой, от опыта не зависит. И формы созерцания не возникают из воздействия вещей на чувственность, но вытекают из априорного синтеза как взаимодействия. Первая форма вкладывания - форма созерцания предметов, пространство и время, составляет содержание трансцендентальной эстетики, далее идет вкладывание форм мышления в предметы, чем занимается трансцендентальная аналитика. К предметам, по Канту, можно относить лишь интуитивные понятия, а никак не понятия сверхчувственные. Причины, побуждающие человека мыслить о чем-то сверхчувственном, следует искать в области нравственности и морали. Но и здесь Кант занят поиском форм: синонимом формы в трансцендентальной диалектике выступает идея как таковая, в социальной сфере - гражданская идея и т.д.

Вкладывание форм мышления в чувственный материал приводит к смене понятия предмет понятием объекта. Возникает проблема субъект-объектного взаимодействия. Трансцендентальный идеализм Канта рассматривает предметы как объекты познания по отношению к субъекту, пытаясь при этом исследовать структуру человеческого субъекта, что, как отмечает Ф.Д. Демидов, делает возможным само соотношение "субъект-объект" (с. 82). Отправным пунктом в этом направлении является апперцепция. Уже первоначальное синтетическое единство апперцепции представляет собой не только единство соединения (связи) представлений в субъекте, но и единство в нераздельном отношении к объекту. Трансцендентальная апперцепция трансцендентально обосновывает соотношение "субъект-объект". Основой трансцендентальной апперцепции выступает способность воображения. Синтез чувственности и рассудка может быть произведен лишь в деятель-

ности, в произвольной спонтанной субъективной деятельности продуктивной способности воображения. "Предустановленную гармонию" конструирует сам субъект. Автор книги подчеркивает: "Кантовская предметность - это необходимость и всеобщность, возникшие как продукт субъективности произвола воображения. Именно с этой парадоксальной точки зрения он попытался разрешить спор номинализма и реализма (рационализма и эмпиризма)" (с. 58).

Связующим звеном, пронизывающим все изложенное в книге, становится точка зрения автора о системном характере философии Канта. Известно, что подобная позиция является предметом дискуссий, корнями уходящими в оценку трансцендентализма Канта, данную Фихте и затем Шеллингом. Подобный взгляд присущ и многим современным кантове-дам (см., напр.: Ульрих Фогель. К вопросу о системных идеях Канта / Иммануил Кант: Наследие и проект. М.: Канон, 2007). Ф.Д. Демидов однозначно считает, что для Канта знание возможно только в виде системы, три его "Критики" и есть, строго говоря, система (см. с. 149). Внесистемная ориентация при прочтении кантовского наследия становится источником многочисленных искажений действительных смыслов этой философии. Ф.Д. Демидов выделяет две тенденции, присутствующие уже в первой из критик Канта, - исследовать способности мышления как "причины априорных действий рассудка и разума и исследовать саму возможность расширения критики до системы трансцендентальной философии" (с. 18). Рассуждая о смыслах кантовского трансцендентализма, автор справедливо отмечает, что Кант различал критику чистого разума, которую он считал лишь пропедевтикой к системе чистого разума, и трансцендентальную философию, которая должна быть системой. Если критику Кант и рассматривал как метод, то подчеркивал, что разбор метода содержит очерк метафизики, определяет ее границы, внутреннюю структуру. Ф.Д. Демидов сосредоточивает свое внимание на различии между объективной и субъективной дедукцией, характеризуя его как различие между критикой как методом преодоления заблуждения и самостоятельным значением трансцендентальной философии по отношению к практическому разуму. Следующий шаг - это выявление различия между трансцендентальной апперцепцией и синтетической апперцепцией. Трансцендентальная апперцепция - объединение многообразного в одно представление - необходимое условие познания, но оно не достаточно для решения проблемы нового знания (момента творческой активности в познании). Здесь главенствующую роль играет превращение чистого синтеза силы воображения и чистой апперцепции в синтетическое единство апперцепции, на чем и настаивает Кант во втором издании "Критики чистого разума".

Эти вскрываемые Ф.Д. Демидовым смыслы кантовского трансцендентализма позволяют ему прийти к выводу о том, что рассмотрение познавательной способности в "Критике чистого разума" принципиально не сводится к предохранению познания от заблуждения, т.е. к критике. В основе теории познания Канта лежит определенное понимание сознания, которое "эксплицируется только в виде очерка о взаимопроникновении трех видов синтеза и о необходимости продуктивного синтеза, лежащего в их осно-

ве" (с. 108). Критика нужна была Канту для разделения чистого априорного знания на два разнородных элемента - познание вещей как явлений и вещей самих по себе. Проблематика чистого разума исследуется самостоятельно, независимо от проблематики практического разума, для демонстрации того, что свобода не может быть доказана теоретически. Однако возможность свободы может быть показана трансцендентально. Как подчеркивает Демидов, критика, различающая явления и вещи по себе, есть негативный способ указать на возможность свободы. Позитивным способом раскрытия возможности свободы является у Канта трансцендентальная философия, показывающая спонтанно-творческую природу сознания. Тем самым учение о сознании и времени (априорность времени) есть, по Канту, необходимое условие "спасения свободы".

Автор книги стоит на позиции, согласно которой именно с кантовского учения о трансцендентальной апперцепции начинается классический немецкий идеализм, осмысливший диалектику как диалектику познания, мышления, деятельности, активного самосознания, как диалектику субъекта и объекта. Критика ряда положений кантовского учения Фихте, Шеллингом и Гегелем, считает он, не отрицает сам дух немецкого идеализма, артикулированного в практической философии Канта, а являет собой пример интеллектуального усилия, развивающего тенденции, заданные Кантом, по преодолению противоречия между установками идеализма и реализма. Единой для всех представителей немецкого идеализма является телеологическая направленность, согласно которой в действительности в жизни раскрывается некий смысл, к которому человек, культура, история стремятся как к истине, благу, прекрасному (см. с. 119). Демидов очерчивает три возможных варианта решения вопроса о судьбах метафизики и трансцендентальной философии в период от Канта к Гегелю. Первый путь - некритическое принятие тенденций немецкой философской классики, без пояснения их смысла. Однако подобный путь автор считает непродуктивным, такая апология приведет лишь к отторжению современного философского дискурса. Второй вариант - признать, что в своем движении от Канта к Гегелю трансцендент

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком