научная статья по теме Ф. НЭТЕРКОТТ. ФИЛОСОФСКАЯ ВСТРЕЧА: БЕРГСОН В РОССИИ (1907-1917) / ПЕР. С ФР. И ПРЕДИСЛ. И. БЛАУБЕРГ. М.: МОДЕСТ КОЛЕРОВ, 2008. 432 С. (СЕР. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ МЫСЛИ; Т. 13). ТИРАЖ 500 ЭКЗ Философия

Текст научной статьи на тему «Ф. НЭТЕРКОТТ. ФИЛОСОФСКАЯ ВСТРЕЧА: БЕРГСОН В РОССИИ (1907-1917) / ПЕР. С ФР. И ПРЕДИСЛ. И. БЛАУБЕРГ. М.: МОДЕСТ КОЛЕРОВ, 2008. 432 С. (СЕР. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ МЫСЛИ; Т. 13). ТИРАЖ 500 ЭКЗ»

Коротко о книгах

P.A. ГАЛЬЦЕВА. Знаки эпохи: Философская полемика. М.; СПб.: Летний сад, 2008. 668 с. (Российские Пропилеи).

В аннотации к книге сообщается, что она представляет собой "собрание философских исследований, полемических очерков и беглых откликов на текущие культурно-общественные коллизии известного философа, критика культуры, исследователя идейных течений XX в. Ренаты Александровны Гальцевой". Здесь же уточняется авторская позиция: «Автор продолжает традиции русского религиозно-культурного ренессанса начала века, в частности сборника "Вехи", и в своем анализе кризисных тенденций нашей эпохи находит опору для противостояния в заветах русской мысли и классической литературы. Вместе с тем идеи "веховцев" подвергаются критическому рассмотрению с точки зрения изменений, происшедших за это время в мире. Самостоятельная мысль автора выражает себя среди прочего в критике утопических элементов, содержащихся в философском наследии, и в диагносцировании новых реалий, которые не могли попасть в поле зрения предшественников».

Раздел "Философия и историософия России" включает в себя прежде всего исследование "Утопическое в русской философской мысли XX века" (его содержание: Гл. 1. Sub specie finis. (Утопия творчества Н.А. Бердяева). 1. Социально-политическая преамбула, или Платонический радикализм. 2. Философская преамбула, или Двуполярность мировоззренческих предпосылок. 3. "Миросозерцание Достоевского". 4. Спасение творчеством как модернизация старой традиции. 5. Торжество утопии, конец искусства. -Гл. 2. Иск к разуму как дело спасения индивида. (Гносеологический утопизм Л. Шестова). 1. Краткая экспозиция. 2. Шестов против Гегеля. 3. Спасение утопающего. 4. Сила и слабость шестовской защиты индивида. 5. Утопия антирационализма. - Гл. 3. Мысль как воля и представление. (Утопия и идеология в философском сознании П.А. Флоренского). 1. "Таинственный незнакомец". 2. От психологического парадокса к философскому авангардизму. 3. "Nous avons changé tout cela". 4. Восстание "отвлеченных начал". 5. Космический символизм как шифр ко Вселенной. 6. "Удушение жертвы". - Гл. 4. Утопическая попытка мышления обосновать бытие. Встреча двух традиций. В этом же разделе публикуются статьи: К определению места "новых философов"; Парадоксы неоконсерватизма; Ленин и Россия; Евразийская идея: Вчера, сегодня, завтра; Возрождение России и новый "орден интеллигенции"; Фактор отклонения; Н.А. Бердяев и духи русской революции; Новая встреча со старым Бердяевым; Непреложное свидетельство,

или Уроки подвижницы; Тяжба о России. На рубеже столетий; О русской национальной идее.

Тема "Культура и искусство" (второй раздел) представлена работами: К портрету восходящей цивилизации [о кн. С.С. Аверинцева "Поэтика ранневи-зантийской литературы"]; Журнальный образ классики в 80-е годы [о публикациях в "толстых" журналах 1980-х гг., посвященных русской классике]; "Семь злейших духов" [выступление на "круглом столе" "Литература и христианство" в журн. "Вопросы литературы" (1991)]; В тени Вавилонской башни [об образе человека - гуманистическом или деструктивном - в современном искусстве и культуре]; Главный вопрос [о критериях культурного творчества и пр.]; Об умирании искусства [в связи с одноименной книгой В. Вейдле]; Великий отказ [о современной эстетике, отказавшейся, в отличие от классической, от онтологии Красоты, прекрасного прообраза мира]; Помеха - человек: Опыт века в зеркале антиутопий; Борьба с Логосом: Современная философия на журнальных страницах; Новая книга по русской философии в современном контексте [о кн. Н.В. Мот-рошиловой "Мыслители России и философия Запада", 2007]; Второе крушение гуманизма [о постмодернизме]; "Это был наш маленький крестовый поход": К 25-летию "Философской энциклопедии"; Это не заговор, но... [анализ педагогического "сексуализма"].

Следующий раздел книги составлен из "полемических очерков" и "беглых заметок" на разные темы, напр.: О дороге, которую выбрал И. Клямкин; Опасности две. По поводу книги А. Янова "Русская идея и 2000 год"; Издержки новых святынь; В защиту понятия; О нынешней диспозиции идей. Несколько вступительных слов; "Мозговой штурм" Октябрьской революции; и пр. Раздел "О христианстве и Церкви" включает статьи и очерки: Русское христианство между милленаризмом и сегодняшней духовной жаждой; Дехристианизация культуры и задача Церкви; Христианство в современной цивилизации; Все дело в нераскаянности и отрешенности; Миссия Церкви перед лицом нового вызова; Записки прихожанки; Роковое слово. В книге имеется несколько публикаций "О Пушкине" (заглавие соответствующего раздела), см.: Пушкин и философия. На подступах к теме; Пушкин и свобода человека; Поэт и царь Давид; Памяти Санкт-Петербурга. В разделе "1п те-топат" содержатся некрологи, отклики и воспоминания о С.С. Аверинцеве и В.В. Бибихине.

Ф. НЭТЕРКОТТ. Философская встреча: Бергсон в России (1907-1917) / Пер. с фр. и предисл. И. Блауберг. М.: Модест Колеров, 2008. 432 с. (Сер. Исследования по истории русской мысли; Т. 13). Тираж 500 экз.

Книга английской исследовательницы Фрэнсис 1995 г. Русское издание предваряет статья И. Блау-Нэтеркотт впервые была издана по-французски в берг "Вокруг Бергсона, или Новый взгляд на рус-

скую философскую сцену". Содержание книги: Предисловие. - Введение. - Часть 1. Философская мысль в России накануне Первой мировой войны. -

Гл. 1. Развитие философского образования в России (А) Философия и реформа образования. Б) Философское общество (Санкт-Петербург) и Московское психологическое общество. В) Русская философская мысль в оценках ряда философов этого времени. 1. От идеализма к реализму. 2. "Онтологическая гносеология". 3. "Неославянофилы" против "неозападников". 4. Философия и военная угроза. Гл. 2. Против позитивизма и неокантианства: несколько дискуссий о кризисе философии (А) Кризис философии. 1. Философия и наука. 2. Научная философия. Б) Кант и его наследие. 1. Защита христианской метафизики. 2. Психологизм против антипсихологизма. Гл. 3. Философия жизни и действия (А) Прагматизм. 1. Проблема истины и религиозный опыт. 2. Круглый стол (1910). 3. Джемс и Бергсон. Б) Философия жизни (витализм). 1. Биологический подход к философии. Гл. 4. Русский интуитивизм (А) Николай Лосский и истоки интуитивизма. 1. Биографические сведения. 2. Основания мистического эмпиризма. 3. Термин "интуитивизм". Б) Полемика и ученики. 1. Полемика между Лосским и Поварниным. 2. Онтологическая гносеология как решение проблемы вера/знание (Бердяев)). Заключение к первой части. - Часть 2. Бергсон в России. - Введение. Бергсон и бергсонизм. - Гл. 5. Аспекты рецепции бергсоновской философии. Научные трактовки: Николай Лосский и Сергей Ас-кольдов (А) Лосский и Бергсон: встреча через текст. Б) "Бергсон" Лосского. 1. "Интуитивная философия Бергсона". 2. "Недостатки гносеологии Бергсона и влияние их на его метафизику". 3. Отголоски идей

Бергсона в "Мире как органическом целом". В) Лосский и Бергсон глазами их русских современников. Гл. 6. Аспекты рецепции бергсоновской философии. "Ненаучные прочтения" (А) Книжник-Ветров: Анархистский "фильтр" бергсоновской мысли. Б) Непрямые каналы рецепции: от религиозного чувства к коллективной креативности. 1. Отголоски католического модернизма в России. 2. "Новое религиозное сознание" и вопрос о догмате. 3. Миф о забастовке и мифотворчество. Гл. 7. Длительность, сверхвременное и "я" (А) Бергсон и Кант. Б) Время и вневре-менность. 1. Время и сверхвременное (Франк). 2. Религиозный аспект времени (Аскольдов). В) Длительность и глубинные состояния человеческого существования. 1. Бергсон и спиритуалистическая философия Л.М. Лопатина: причинность и свобода воли. 2. Длительность и "я". 3. Время-сознание. Гл. 8. Творческая эволюция: жизненный порыв (А) Генезис жизни и материи. 1. От христианского учения к биологии. 2. Жизненный порыв и всеединство. Б) Творческий потенциал человека и жизнь как борьба.

1. Жизненный порыв и смысл творчества (Бердяев).

2. Диалектическое движение творчества (Базаров). Гл. 9. Интуиция: совокупность значения (А) Интуитивная метафизика (Бергсон). Б) Интуиция против интеллекта. 1. Лосский и Франк: два противоположных подхода. 2. Бергсон и Кант: интерпретации Базарова и Бабынина. В) Эстетическая/мистическая интуиция. Г) Антиинтеллектуализм Бергсона. Заключение. Приложения: Бергсон в русских переводах. - Хронология издания трудов Бергсона в России. Переводчики. Аспекты бергсоновской терминологии в русском переводе. - Примечания. - Библиография. - Указатель имен.

А.М. ПЕСКОВ. "Русская идея" и "русская душа": Очерки русской историософии.

М.: ОГИ, 2007. 104 с. (Нация и культура / Новые исследования: История). Тираж 2000 экз.

В аннотации к книге сообщается, что в ней собраны очерки, посвященные формированию русской историософии и представлений об особом историческом пути России. У истоков таких представлений находится усвоенная еще в допетровскую эпоху идея соревнования России с Западом. Автор прослеживает соревновательные подтексты в сочинениях П.Я. Чаадаева, С.С. Уварова, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, С.П. Шевырева, Н.А. Бердяева.

Во "Вводных замечаниях" А.М. Песков пишет, в частности, о своем видении историософии и замысла книги: «С точки зрения противоположных представлений об истории - как не имеющем провиденциального плана необратимом процессе непредсказуемого образования новых систем культуры и познания ("типы культуры", "эпистемы" и т.п.) - константы русской историософии антиисторичны (мифологичны), и, соответственно, историософию невозможно рассматривать в качестве опыта адекватной интерпретации истории. С такой точки зрения русская историософия - это замкнутый в себе, самодостаточный дискурс - риторическая конструкция, значение элементов которой определяется либо за счет их взаимной соотнесенности внутри конструкции, либо за

счет соотношения с конструкциями аналогичного типа (например, с немецкой философией последней трети XVIII - первой трети XIX в.), но вне соотношения с элементами, этой конструкции внеположными, находящимися в ином поле познания - в час

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком