научная статья по теме Ф.Р. АНКЕРСМИТ. ВОЗВЫШЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / [НАУЧ. РЕД. А.А. ОЛЕЙНИКОВ; ПЕР. С АНГЛ. И.В. БОРИСОВОЙ, Е.Э. ЛЯМИНОЙ, М.С. НЕКЛЮДОВОЙ, Н.Н. СОСНЫ]. М.: ЕВРОПА, 2007. 612 С. ТИРАЖ 1500 ЭКЗ Философия

Текст научной статьи на тему «Ф.Р. АНКЕРСМИТ. ВОЗВЫШЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / [НАУЧ. РЕД. А.А. ОЛЕЙНИКОВ; ПЕР. С АНГЛ. И.В. БОРИСОВОЙ, Е.Э. ЛЯМИНОЙ, М.С. НЕКЛЮДОВОЙ, Н.Н. СОСНЫ]. М.: ЕВРОПА, 2007. 612 С. ТИРАЖ 1500 ЭКЗ»

удовлетворитель потребностей народа. Западники. -Пушкин - alter ego русской души. Историософские основания общего места. - Коммунизм - "неотврати-

мая судьба России". Логика H.A. Бердяева. - В книге имеются библиографическая справка, указатель некоторых историософских понятий, указатель имен.

М. ХАЛЬБВАКС. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007. 348 с. (сер. А).

Аннотация: Теоретическая монография французского социолога Мориса Хальбвакса (1877-1945), впервые вышедшая еще в 1925 г., оказалась широко востребованной в гуманитарных науках последних десятилетий. Как показывает автор, даже в сознании отдельного человека запоминание и припоминание фактов обусловлено по ряду важнейших параметров "рамками" и "ориентирами", которые создаются обществом (речью, представлениями о пространстве и времени и т.д.). В последних главах книги Хальбвакс исследует динамику памяти уже не отдельных людей, а социальных институтов и коллективов - таких, как семья, религия, класс - непосредственно подступая к той области исследований, которая ныне называется проблематикой "культурной памяти".

Во вступительной статье С.Н. Зенкина "Хальбвакс и современные гуманитарные науки" путем воссоздания широкого интеллектуального контекста показывается, что теория памяти Хальбвакса, следуя программе дюркгеймовской школы, оказалась весьма влиятельной "в перспективе современной теории культуры, учитывая, что она имела особенно сильный отклик за пределами социологической науки" (с. 8). Да и сама эта книга, констатирует С.Н. Зенкин, с одной стороны, относится скорее к психологии, а с другой - апеллирует не столько к фактам, сколько к "очевидностям общечеловеческого опыта", так что "априорная рефлексия там преобладает над эмпирическим изучением материала" (с. 8-9).

Книга состоит из Предисловия, семи глав и Заключения. В первой главе "Сновидения и образы-воспоминания" Хальбвакс полемизирует с философской психологией А. Бергсона, обращаясь к анализу сновидения, поскольку рассматривает его как внеоб-щественную психическую деятельность, которая как таковая с трудом запоминается и не включает в себя процессов припоминания. Это позволяет ему определить действие коллективных рамок памяти, наблю-

дая, что происходит с индивидуальной памятью, когда это действие прекращается (с. 29). Хальбвакс доказывает здесь несостоятельность психологической теории о сохранении воспоминаний в бессознательном состоянии. Во второй главе ("Речь и память") Хальбвакс показывает, что "словесные конвенции образуют одновременно и самую элементарную, и самую устойчивую рамку коллективной памяти -впрочем, рамку чрезвычайно неплотную, поскольку она пропускает все мало-мальски сложные воспоминания и удерживает лишь отдельные детали и разобщенные элементы наших представлений" (с. 118). В главах 3 и 4 ("Реконструкция прошлого", "Локализация воспоминаний") Хальбвакс доказывает, что прошлое не возникает вновь неизменным только в снах, но и вообще реконструируется исходя из настоящего, а с другой стороны, что коллективные рамки памяти "не образуются задним числом при сочетании индивидуальных воспоминаний, но и не являются просто пустыми формами, в которых откладываются приходящие извне воспоминания <...> они служат орудием, которым пользуется коллективная память для воссоздания таких образов прошлого, какие в данный период согласны с господствующими идеями данного общества" (с. 30). Три последние главы ("Коллективная память семьи", "Религиозная коллективная память", "Социальные классы и их традиции") содержат детальное рассмотрение коллективной памяти как таковой. Ведь "мало показать, что индивиды, вспоминая о чем-либо, всегда пользуются социальными рамками. Требовалось встать на точку зрения самой группы или разных групп <...> обе эти проблемы <...> образуют одно целое. Можно с одинаковым успехом говорить, что индивид в процессе воспоминания встает на точку зрения группы и что память группы осуществляется и проявляется через память индивидов" (там же).

Ф.Р. АНКЕРСМИТ. Возвышенный исторический опыт / [Науч. ред. A.A. Олейников; Пер. с англ. И.В. Борисовой, Е.Э. Ляминой, М.С. Неклюдовой, H.H. Сосны]. М.: Европа, 2007. 612 с. Тираж 1500 экз.

Из аннотации: Книга <...> является на сегодняшний день единственным крупным философским произведением, непосредственно посвященным теме исторического опыта, и заслуживает того, чтобы считаться поворотным (а значит, во многом и критическим) пунктом в развитии исторической теории. До сих пор главным проводником по бесконечному лабиринту культуры понимания и изучения прошлого выступал язык исторических сочинений. Анкер-смит предлагает отказаться от помощи языка и обратиться к непосредственному опыту восприятия прошлого. Откуда взяться такому опыту и как вооб-

ще его можно себе представить? В способе ответа на этот вопрос и заключается главная интрига книги.

Франклин Рудольф Анкерсмит описывает проблематику книги следующим образом: "Если мы хотим понять, как мы связаны с нашим прошлым - а не это ли подлинный предмет для всякой исторической теории? - мы должны осторожно и кропотливо изучать историю исторического опыта, или эпос о том, как на протяжении столетий западный человек переживал свое прошлое. А этот эпос навсегда останется для нас тайной, пока мы приковываем внимание к историческому тексту и не способны спросить, что

говорит или о чем умалчивает опыт прошлого. Поскольку у опыта нет своего собственного голоса, поскольку он зависит от своего смертельного врага -языка, чтобы обрести свое выражение, мы до сих пор остаемся глухими к нему и не замечаем, каким образом он определяет наше отношение к прошлому. Поэтому перед теоретиком истории встает трудная, но многообещающая задача освободить историю исторического опыта от тяжкого и гнетущего бремени языка (принадлежащего историку) и избавить опыт от плотно окутывающих его осадочных языковых пород. Что представляет собой опыт прошлого, скрывающийся под языком, которым пользуется историк? Вот вопрос, который ставится в этой

книге" (с. 36). Как видно уже из оглавления книги, рассуждение Анкерсмита включает в себя широкое осмысление роли языка, истины и опыта в современной философии, см.: Предисловие к русскому изданию. - Предисловие. - Введение. Опыт в истории и философии. - Гл. 1. Лингвистический трансцендентализм in extremis: Ричард Рорти. Гл. 2. От языка к опыту. Гл. 3. Хёйзинга и опыт прошлого. Гл. 4. Фрагменты истории исторического опыта. Гл. 5. Гадамер и исторический опыт. Гл. 6. Прагматистский эстетический опыт и исторический опыт. Гл. 7. Субъективный исторический опыт: прошлое как элегия. Гл. 8. Возвышенный исторический опыт. - Эпилог. Руссо и Гёльдерлин.

В.Г. СУКАЧ. Василий Васильевич Розанов: Биографический очерк. Библиография

1886-2007. М.: Прогресс-Плеяда, 2008. 224 с. Тираж 3000 экз.

Книга состоит из биографического очерка В.В. Розанова (где учтены многочисленные архивные документы) и библиографической части, содержащей библиографию книг В. Розанова (1886-1918;

1956-2007) и публикаций о Розанове (1886-2007), описываемых в хронологическом порядке. Полная Библиография работ Розанова, составленная В.Г. Су-качем, пока еще ожидает своего часа.

Анархизм в истории России: От истоков к современности: Библиографический словарь-справочник / В.Д. Ермаков, П.И. Талеров; Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. СПб.: Соларт, 2007. 724 с. Тираж 500 экз.

Во введении авторы пишут о месте анархизма в истории России, характеризуют источники указателя, принципы отбора учитываемых документов и собственные цели. В начале введения они сообщают некоторые сведения о своей библиографии: "Настоящее справочное издание предназначено для всех, кто <...> интересуется историей России, социально-политических движений, историей российского анархизма. В нашей стране до настоящего времени не было по своему объему и широте охвата подобного рода библиографических работ. Существуют лишь некоторые отдельные публикации по историографии и библиографии, ограниченные лишь отдельными сюжетами и персоналиями по данной проблематике. Авторы-составители предлагают своим коллегам и читателям самим увидеть степень изученности и имеющиеся лакуны для выбора направлений дальнейшего исследования российского анархизма" (с. 4).

Указатель включает в себя описания "Изданий и публикаций на русском языке" (расположенных в алфавитном порядке), "Изданий и публикаций на иностранных языках", "Дополнительный список изданий и публикаций по российскому анархизму". В указателе представлены библиографические описания 8350 публикаций разного типа. Далее помещается Предметный указатель. Отдельно дается "Роспись

содержания сборников", включающая "идейные" анархистские сборники, в том числе тематические выпуски журналов. Описываются также "Документы о российском анархизме в архивных фондах", причем перечисляются релевантные тематике указателя фонды ряда архивов (Государственного архива Российской Федерации, Государственного Литературного музея, Российского государственного архива литературы и искусства, Рукописного отдела Института русской литературы РАН, Российского государственного архива социально-политической истории, Архива Географического общества в Санкт-Петербурге, Государственного архива Тверской области, Архива Дмитровского историко-художественного музея, Отдела рукописей РГБ, Отдела рукописей РНБ, Санкт-Петербургского филиала Института российской истории, Центрального государственного архива историко-политических документов (СПб.), Российского государственного исторического архива, Центрального государственного архива СПб., Государственного архива кинофотофонодокументов). - В книге имеются также перечень трудов П.А. Кропоткина, опубликованных на японском языке, перечень анархистской периодической печати России и некоторых анархистских сайтов.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком