научная статья по теме ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ В ДЕКОРЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТАЛЛА САЯНО-АЛТАЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ В ДЕКОРЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТАЛЛА САЯНО-АЛТАЯ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2013, № 3, с. 26-36

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ В ДЕКОРЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТАЛЛА САЯНО-АЛТАЯ

© 2013 г. Г.Г. Король

Институт археологии РАН, Москва (ggkorol08@rambler.ru)

Ключевые слова: художественный металл, средневековье, Саяно-Алтай, культурные влияния, декор, образы фантастических животных, синкретизм.

The article analyzes and systematizes the images of fantastic animals in the décor of medieval artifacts from the Sayan-Altai: tiger/panther, lion, griffin, lion-dog, lion-human, wolf?, camel, deer, horse?, and dragon. The author identifies the sources of the images, the specifics of the iconography, and the geography of the cultural impact that influenced the evolution of the images in Sayan-Altai art. On the whole it is possible to say that the art was syncretic, whereas the cultural impact came from the south-west and the south-east. The former appears to have been predominant, and the conclusion is supported by the data from the study of the region's medieval petroglyphs.

Художественный металл Саяно-Алтая в конце I -начале II тыс. представлен в основном ременными украшениями всадников, деталями снаряжения и прочими литыми изделиями торевтики малых форм из цветного металла. Их декор - вариант стиля так называемого степного орнаментализма, распространившегося с VIII в. по степной Евразии и прилегающим территориям.

В репертуаре орнаментально-декоративных мотивов преобладает растительный орнамент, имевший тенденцию к геометризации. Остальные мотивы (геометрические, зооморфные, антропоморфные) представлены в значительно меньшем количестве. Иногда они подчинены растительному орнаменту в простых и сложных композициях, нередки и самостоятельные мотивы-образы. Среди последних интересны образы фантастических (крылатых или полиморфных) животных.

Цель исследования - рассмотреть и систематизировать образы фантастических животных, выявить их истоки, особенности иконографии, аналогии, определить направления культурных влияний на формирование данных мотивов декора.

Образ крылатых фантастических животных имел широкое распространение и был хорошо развит на Переднем Востоке уже к III тыс. до н.э. В искусство Средней Азии он проникает в V-IV вв. до н.э. из ахеменидского Ирана. В ту же эпоху мотив появился в алтайских памятниках ранних кочевников, где манера изображения зверя имела свои особенности (Руденко, 1961. С. 36-38).

Среди рассматриваемых средневековых образов - хищники, в первую очередь кошачьи, условно "тигры/барсы?". Идущие кошачьи хищники (тигры и львы) считаются типичным мотивом для бес-тиария Центральной Азии с древности (о происхождении и распространении образов см. Царева, 2009). Декор ременных накладок из Минусинской котловины на Среднем Енисее представляет вытянутую фигуру крадущегося зверя с повернутой назад головой (?), пожирающего голову оленя (?). Стилистические особенности этого изображения (рис. 1, 1)1 - это смешение западных и восточных влияний, а также, возможно, местных традиций. Вытянутое туловище крадущегося животного с характерным расположением лап близко манере изображения драконов и хищников в танском (618907 гг.) искусстве Китая (Gyllensvärd, 1958. Fig. 58, 70), в том числе мифического Бай-ху (Бо-ху, "белый тигр"), одного из духов четырех сторон света, покровителя Запада, где находится страна мертвых. В средневековом Китае Бо-ху изображали на воротах даосских храмов в качестве стражей (Мифы..., 1988. С. 150). Хвост в виде расщепленной пальметты близок к западным образцам. Крыло передано горизонтальными отростками-"перьями".

Сцена терзания животного традиционна для южносибирского звериного стиля эпохи ранних

1 Здесь и далее рисунки выполнены, в основном, с "протирок" оригинальных предметов карандашом на тонкую бумагу (метод контактного копирования), которые с достаточной точностью (при условии хорошей сохранности предмета) фиксируют детали изображений. Это позволяет акцентировать внимание на декоре. Использовались и фотографии.

Рис. 1. Фантастические хищные животные (Саяно-Алтай) и аналогии (6, 8). Минусинская котловина, случайные находки: 1 -Минусинский музей (ММ), № 6111-6113, Казанцево, № 6478, Потрошилово; 3 - ММ, № 6101, Табат; 4 - ММ, № 6524, Потроши-лово (?); 17 - ММ, № 6096-6100, 6103, 6106, Беллык; 18 - ММ, № 6131-6133, 6135, 6137, Беллык, № 6533, 6537, Потрошилово; 20 - МАЭ, № 240/50, Тюп(ь); Верхнее Прииртышье, УКМ: 2 - Карашат I, объект 23, погр. 2; 16 - Пчела, курган 10; 21 - Пчела (по: Древние сокровища..., 2008); Алтай и Обь-Иртышское междуречье: 5, 12, 15 - альбом В.В. Радлова 1861 г. (прорисовка по: Король, 2008); 7 - Сростки I, Бийский музей; 8 - Второй Пазырыкский курган, деталь украшения из рога (по: Руденко, 1961); 9 - Кирилловка III, курган 1, погр. 1; 10 (по: Кочевники., 2012), 11 - район Змеиногорска (ГЭ, ОВ, № СК 643, 654); 13 - курган Олтарь 1, Новосибирский музей (фото И.В. Сальниковой); 14 - Екатериновка III, курган 3, мог. 1, музей Алтайского ун-та; 19 - из кургана (по: Миллер, 1937); Семиречье: 6- Кадырбай I, курган 13 (по: Археологическая карта., 1960). 5, 6, 8, 12, 15, 19, 21 - без масштаба.

кочевников, известна и в раннем средневековье (Кызласов, Король, 1990. Рис. 28). Близок к рассматриваемым изображениям бескрылый тигр/ барс (характерных черт льва - длинный хвост с кисточкой, грива - здесь нет), "пожирающий" голову барана (Король, 2008. С. 211). Но, возможно, элементы, "читаемые" нами как "рога барана", передают "гриву" льва (Кочевники Евразии..., 2012. С. 193. Кат. 518): ср., однако, со скупыми, но ясными деталями изображения черт льва на других находках с Алтая (Могильников, 2002. Рис. 5; Горбунов, 2006. Рис. 52, 4, 5), из Семиречья (Археологическая карта., 1960. С. 205. № 2984. Табл. VIII, 201) (рис. 1, 6).

Вариант композиции известен из могильника Карашат I, 1Х-Х вв. (Археологические памятники., 1987. С. 202) в Верхнем Прииртышье (рис. 1, 2). Шагающий крылатый зверь представлен на бляшке (рис. 1, 5) из альбома В.В. Радлова из его путешествия по Алтаю 1861 г. (см. Король, 2008. Прил. 10. Табл. XVI). Судя по заостренным ушкам, возможно, это барс.

"Барс" как родовое имя и имя собственное, как тотемное животное, не подлежащее охоте на него, известен по раннесредневековым руническим надписям Саяно-Алтая (Малов, 1952. С. 33, 53; Кор-мушин, 1997. С. 81-90, 273-275). Тигр упомянут в тюркской "Книге гаданий" из Восточного Туркестана: образ использован для описания силы, отваги и доблести хана (Кляшторный, 2006. С. 286).

Реалистичный образ тигра, хорошо представленный (как и образ барса) яркими образцами в искусстве ранних кочевников (Руденко, 1961. Рис. 20 и др.) и кочевников тюркского времени Алтая (Киселев, 1949. Табл. ЬУШ, 3), известен в росписи подземного тюркского мавзолея VII в. Майхан-уул в Центральной Монголии, где тигр изображен в одной композиции с драконом в китайской стилистической манере (Сарткожаулы, 2011).

С.В. Иванов отмечал широкое распространение у народов Южной Сибири представлений о крупных кошках, с которыми они были знакомы в природе и добывали их. "Шкуры тигров и барсов употреблялись, вероятно, и в качестве постилочных ковров, и как материал для изготовления одежды" (Иванов, 1979. С. 169). Снежный барс (ирбис) и сейчас водится на Алтае (Республика Алтай) и в Саянах (Хакасия, Тува). Что касается тигров, то они водились на Верхнем Иртыше, в предгорьях Алтая и Саян вплоть до середины XIX в.

Другой представитель крупных кошачьих хищников - полиморфный образ в виде лежащего крылатого "льва" с повернутой фронтально почти

квадратной головой2, смотрящими на зрителя большими выразительными глазами3 и приоткрытой в оскале пастью (рис. 1, 3, 4). Между торчащих ушек - прямые заостренные рога, изображенные округло-овальными точками, широкими в основании: на прямоугольной накладке читаются даже шишковидные выступы, из которых растут рога. Сбоку головы - возможно, грива в виде полупальметты. На одном изображении (рис. 1, 3) задняя лапа проработана так, что напоминает мощную птичью лапу, делая образ близким к льву-грифону, но без птичьей головы грифа. Хвост, возможно, пропущен между лап. Подобное изображение хвоста, завершающегося пальметтой или полупальметтой, - элемент, чрезвычайно популярный в торевтике сасанидского (224-651 гг.) Ирана, ран-несредневекового Согда в Средней Азии и в мусульманском искусстве. "Классический" вариант подобной иконографии крылатого льва известен на навершии меча (рис. 1, 7) из могильника Сростки I на Северном Алтае, восточная часть Алтайского края (Fettich, 1937. Taf. XXXI, 3; Киселев, 1949. Табл. LVIII, 5; Горбунов, 2006. Рис. 52, 3)4.

Вертикальные рога рассматриваемого полиморфного льва выполнены таким образом, что напоминают рога диких козлов, например серны, небольшие прямые и чуть загнутые назад рога которой имеют кольцеобразные бороздки. Рогатый лев-грифон (с головой и туловищем льва, крыльями и птичьими лапами вместо задних ног) - известный древний переднеазиатский образ (например, знаменитый фриз из дворца в Сузах). Образ льва-грифона в эпоху ранних кочевников известен в Среднеазиатском Междуречье, проникает в искусство племен пазы-рыкской культуры Алтая, известен по коллекции Петра I из Западной Сибири (Руденко, 1961. С. 5052). Деталь одной из пазырыкских находок (рис. 1, 8) близка средневековому мотиву.

К полиморфным образам можно отнести грифона, в греческой мифологии чудовищная птица с клювом орла и телом льва, сторожевая "собака Зевса" (Мифы., 1988. С. 336). Образ полулежащего

2 Квадратная голова, небольшое крыло с завитками напоминают изображения крылатых химер и скульптур эпохи Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) в Китае (Exhibition..., 1941-1942. № 948), где крылатые львы и химеры появились под влиянием западного (персидского, хеттского) влияния. В танском искусстве львы иногда изображались с фронтально расположенной головой и завитками на туловище, но без крыльев (Gyllensvärd, 1958. Fig. 70).

3 Иконография получила распространение в Бактрии I-IV вв., включая Среднеазиатское Междуречье (Царева, 2009. С. 83).

4 На опубликованных рисунках крыло льва пр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком