научная статья по теме ФАНТАЗИЯ - ОТЛИЧНЫЙ СПОСОБ ИЗБЕЖАТЬ СКУКИСКАЗКИ НОВОГО ВЕКА Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ФАНТАЗИЯ - ОТЛИЧНЫЙ СПОСОБ ИЗБЕЖАТЬ СКУКИСКАЗКИ НОВОГО ВЕКА»

ТАТЬЯНА БОБИНА

Фантазия -отличный способ избежать скуки

Сказки нового века

Сказочники третьего тысячелетия фиксируют одну важную особенность — исчезающую у детей веру в чудо. Писатели освоили новые принципы создания сказочных сюжетов. В новых сказках живут другие герои. Переосмыслена сама природа чуда. И все-таки именно сказка будит фантазию ребенка, тормошит его воображение, заставляет видеть мир цветным и многомерным.

Татьяна Олеговна Бобина, доцент кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми Челябинской государственной академии культуры и искусств, кандидат филологических наук

СКАЗКА в XXI веке по-прежнему остается мощным источником духовно-эмоциональных впечатлений, информации о мире, о законах бытия, отношениях людей, эффективным ресурсом читательского развития ребенка. Интенсивно обновляясь, жанр авторской сказки переживает ныне неоднозначный этап своего развития. О его явном обытовлении, наполнении обиходными ситуациями, нарочито приземленными героями и заурядными деталями свидетельствует, например, название одной из серий, выпущенных издательством «Дрофа», - «Сказки нашего двора», что говорит не только о камерном характере современных сказок, но и об их бытовой ориентированности. Современная сказка все заметнее проникается юмором и все чаще включает парадокс и абсурд в обрисовку характеров и ситуаций. Ее компоненты подчас совмещаются с иными жанровыми формами—со страшилкой, комическим повествованием, приключением. Но несмотря на очевидные новации сказка не утратила своей философичности, романтики и лиризма. В сказочном массиве продолжают бытовать и лирико-философ-ская сказка, и сказка с фольклорной основой, и сказка игрового типа, и познавательная.

Показательно стремление самих авторов-сказочников предпослать определения разновидностям жанра. Свои заведомо обращенные к быту сказки Олег Кургузов1 наделяет подзаголовками «хозяйственная», «обиходная», «земная», «поучительная», а Марина Бо-родицкая2 именует свои сказки из книги «Телефонные сказки Маринды и Миранды» -«задушевная», «бесшабашная», «спортивная», «музыкальная». Новый принцип воплощения сказочных сюжетов, опора на абсурд и алогизм заявлены в названиях произведений и сборников «Все наоборот» Т. Собакина,3 «Дом вверх дном» Т. Крюковой,4 «День рождения

вверх ногами» 0. Кургузова. Популярный взгляд «вверх тормашками» - это взгляд свежий, непредвзятый, помогающий представить мир наоборот: необычным, перевернутым, парадоксальным.

Для нынешних сказочников остается принципиальным вопрос о чуде, о самой его возможности и соотношении с реальностью. Волшебство по-прежнему творит фантазия ребенка. Но характер чудес, их происхождение переосмыслены современными писателями. Новые сказки фиксируют одну важную особенность - исчезающую у детей начала третьего тысячелетия веру в чудо.

Сказочники рубежа веков уходят от исследования традиционной для жанра проблематики борьбы добра со злом. Для сказки XXI века более актуальны коллизии непонимания детей и взрослых, драма детского одиночества, семейных неурядиц. Авторы подтрунивают над сказочными канонами, привычными сюжетами и героями. Современную сказку населяют новые персонажи: летающие на вертолетах принцы и разъезжающие на мотоциклах принцессы. Место сказочного принца может занять крупный бизнесмен, а принцесса может незатейливо именоваться Катей Картошкиной. Вершителем романтических подвигов становится хруп кая и вов се не храб рая де воч ка, на ре -ченная рыцарем Катерино.

В сказках последнего десятилетия превалирует тема поиска контактов, утверждается единство миров - природного и человеческого, что блестяще иллюстрируют произведения Олега Кургузова. Выросшие из житейских ситуаций, его тексты подтверждают тенденцию современной сказки к обытовлению чудесного, версию ее игрового происхождения.

В произведениях Кургузова создан абсолютно счастливый и гармоничный мир, где взрослые и дети сосуществуют в атмосфере

Библиотечное Д1 Л О #06 [30] *2005

взаимопонимания и любви. В его сказочном цикле все дружны между собой - дети и взрослые, жильцы и управдом, законопослушные граждане и грабители, добродушный кот Лукьян и трусоватые мышки.

Взрослые герои кургузовских сказок сумели сохранить детскую чистоту представлений о мире и его ценностях. Родители уравнены в типе поведения со своим ребенком, они столь же непосредственны и раскованны, а потому способны находить удовольствие в ребяческих проделках вроде качания на люстре и стояния на голове в честь дня рождения малыша. Мама и папа ощущают эмоциональную близость со своим ребенком. Алогичность поступков взрослых - игрового происхождения, например, без вмешательства машины времени родители могут на какое-то время стать одногодками собственного ребенка, объединившись с ним против хулиганов. Взрослые принимают игру мальчика, который вслед за солнышком свободно перемещается на кресло, пол, затем на шкаф и стену, готов перебраться даже на потолок, что не так уж невероятно для его мамы. В подобных персонажах проступает отзвук мечты ребенка о родителях - ровесниках по духу, по мироощущению. Присущее папе мальчишество выявляет родство, духовную и поведенческую близость поколений отцов и детей.

Фантастичность в сказках Кургузова вызвана детской склонностью к преувеличению реалий. Источником небывалого выступает воображение ребенка, дивящегося собственной выдумке, - появлению в городской квартире изумительно-белоснежной лошади, которая так поясняет свое чудесное вторжение: «Их постоянно чем-то удивлять надо...». Волшебное может проявляться в необычности действий знакомых вещей и явлений - мясорубки, матраца, телевизора, становящихся участниками игры. Фантазия -отлич ный спо соб из бежать ску ки.

Тамара Крюкова странно-волшебные происшествия в повести «Алле-оп! Или Тайна черного ящика» мотивирует цирковой стихией либо детской игрой. Цирковая атмосфера у нее удачно сочетается со сказочной: таинственный черный ящик фокусника становится механизмом загадочных исчезновений, невероятных приключений, захваты ва ю щих пу теше ствий в ре аль ные даль ние края и в фантазийные книжные страны - в джунгли и на лесную опушку близ домика американского Братца Кролика, в подземное мышиное королевство, страну Кото-Ва-сию. Калейдоскопичность приключений мальчика Даньки и его друзей - кролика Фо-

куса-Покуса и крысы Грымзы - объясняется тем, что герой пребывает в состоянии сна или болезни. А в особо трудных случаях персонажей выручает фокуснический обман.

В реальной жизни малыша угнетает то, что его не понимают родные: вопреки матери, желающей для сына карьеры бизнесмена либо юриста, Данька мечтает стать одновременно дрессировщиком и фокусником -или, по его выражению, дрессирокусником. И в мальчике действительно раскрывается талант циркового артиста.

Чудесно-озорные приключения неугомонной малышки Агаты в сказке Т. Крюковой «Дом вверх дном» продиктованы игрой, в ходе которой девочка интенсивно осваивает мир, постигает сферу непростых человеческих отношений, примеривает на себя разные роли и профессии - парикмахера, маляра, уборщицы, даже спасителя человечества. Игра помогает создать смешной, причудливый сюжет, а также проявить узнаваемый детский характер.

Автор утверждает идею родства детей и взрослых, животных и сказочно-мифологических героев. Едина и повторяема цепь событий: Агатино путешествие на манящий некой тайной островок посреди пруда - всего лишь повторение детского поступка ее мамы, даже проказливый плутыш Тришка сопровождал не только мамино детство, но также и бабушкино.

Подчеркнутая детскость сознания свойственна и героям сборника сказок Валентны Дегтевой «Муза села на варенье»5 - взрослым персонажам и даже животным. Главной героине сказок - девочке Нинке особенно близок по духу отец, который по-ребячески мечтает залихватски прокатиться со снежной горки, но прочно застревает в сугробе вниз головой.

Сказочница переосмысливает природу чуда. Его источником, а иногда заменой служит сон, детская выдумка. Пространство произведений «В люке», «Дед Мороз», «В аквариуме» насыщено фантазиями обычного ребенка, в мире которого недостает гармонии. Дисгармоничность бытия современного детства проступает в сцене ожидания Нового года, в истории поиска клада, в эпизоде с тортом. Сказки Дегтевой запечатлели редукцию веры в чудо ребенка XXI века, для которо го сказ ка утрачи ва ет свою цен ность. Так, провалившись однажды в канализационный люк, Нинка встретила там заколдованного чернокожего принца, в реальности сантехника, в которого долго не желала поверить и которого, вопреки сказочной традиции, упорно отказывалась пожалеть. Злоключения принца отнюдь не романтичны, а заурядно-прозаичны: он был обращен злобной колдуньей в бревно, электроплитку и даже в ре зи но вые сапо ги.

Сказка «В аквариуме» демонстрирует абсурдную ситуацию: нырнувшая в бассейн с рыбой Нинка была принята обывателями за русалочку - но вовсе не за романтический персонаж, а за обыкновенный морепродукт («Разверусалок завозили? Почем килограмм?»). За сказку, за романтику предлагается денежный эквивалент.

Экзамен на веру в чудесное разворачивается в сказке Дегтевой «Дед Мороз». Надежду маленькой Нинки на слом привычного хода вещей укрепляют взрослые, в которых еще не угасла детская вера в чудо, в волшебное явление Деда Мороза. В самом облике этого персонажа смешаны реальные и сказочные детали: он по-обыденному устал, жалок, несуразен, но при этом неправдоподобно великовозрастен, состоя на разносе подарков «двести лет с хвостиком».

В сказочных повестях цикла «Истории про Алешу» Сергея Седова6 волшебство превращения объясняется способностью ребенка к неуемному фантазированию. Умеющий превращаться «во все, во все» мальчик Алеша перевоплощается во взрослых - известных и неизвестных персон, от английской королевы до собственной мамы, в растения, животных и предметы: грузовик, поезд, воздушный шарик. Серия его превращений -это и проба новых ролей, игра в типы и профессии, и просто детская забава. В своих фантазийных приключениях Алеша совершает подвиги, спасает людей. Его любящая мама принимает игру. Провозглашая

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком