научная статья по теме ФЕНОМЕН БОЛЬШЕВИЗМА: ЛОГИКА РЕВОЛЮЦИОННОГО ЭКСТРЕМИЗМА С ПОЗИЦИЙ КОГНИТИВНОЙ ИСТОРИИ Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ФЕНОМЕН БОЛЬШЕВИЗМА: ЛОГИКА РЕВОЛЮЦИОННОГО ЭКСТРЕМИЗМА С ПОЗИЦИЙ КОГНИТИВНОЙ ИСТОРИИ»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2013 • № 5

РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

А.Н. МЕДУШЕВСКИЙ

Феномен большевизма:

логика революционного экстремизма

с позиций когнитивной истории

Феномен большевизма как одной из исторических разновидностей революционного экстремизма раскрывается в статье с позиций когнитивного анализа. Вопреки существующим в литературе социологическим объяснениям, автор реконструирует динамику большевизма с позиций внутренней мотивации поведения его адептов - в рамках конфликтного соотношения идеологии и исторической традиции по таким параметрам, как ценности, психологические установки, цели и средства их достижения.

Ключевые слова: коммунизм, большевизм, ленинизм, фанатизм, экстремизм, терроризм, революционное сознание, догма, конструктивизм, когнитивная история.

Bolshevism as a historical variety of extremism is interpreted in this article on the basis of cognitive approach. In contrast to the existing sociological explanations of that phenomenon the author reconstructs the dynamic of Bolshevism in perspective of internal motivation of adaptors behavior - in a framework of conflicting relations between ideology and historical tradition regarding such parameters as values, psychological stereotypes, targets and methods of realization.

Keywords: сommunism, bolshevism, leninism, fanaticism, extremism, terrorism, revolutionary spirit, dogma, constructivism, cognitive history.

В силу уникального стечения обстоятельств большевикам удалось захватить власть в России и поставить эксперимент по построению коммунистического строя в традиционном аграрном обществе. Согласно определению В. Ленина, большевизм как течение политической мысли и соответствующая партия существует с 1903 г., а само понятие вошло в политическую лексику после того, как большевики в результате раскола на II съезде РСДРП образовали в ней самостоятельную фракцию. Современный интерес к данному феномену, связанный с юбилеем основания партии, не привел к единству оценок: одни по-прежнему продолжают считать большевизм закономерным результатом исторических противоречий, другие - рассматривают его утверждение как спонтанный социальный срыв, исказивший логику исторического развития. Смысл феномена большевизма, однако, нуждается в новой интерпретации в контексте современного опыта экстремизма и терроризма. Она возможна с позиций теории и методологии когнитивной истории [Когнитивная... 2011]. Хотя большевистский эксперимент оказался полностью несостоятелен, научное значение имеет анализ мотивации

Ме душе в с кий Андрей Николаевич - доктор философских наук, ординарный профессор Национального исследовательского университета-Высшей школы экономики.

осуществления важнейших компонентов замысла. Когнитивные психологи считают, что процесс постижения реальности включает этапы конструирования, посредством которых создается интерпретация материала, и утилизации, когда эта интерпретация соотносится с другими знаниями для использования в новых ситуациях. С данных позиций в статье проанализированы процессы формирования большевистского режима в рамках конфликтного соотношения идеологии и исторической традиции по таким параметрам, как ценности, установки, цели и средства их достижения.

Разум и революция: границы конструирования реальности с позиций социального идеала

Формирование жестких мобилизационных идеологий требует известных социальных предпосылок - перехода от одной системы социальных норм (уже утративших доминирование) к другой (которую стремятся насадить революционеры). Особенность авторитарных идеологических доктрин, возникающих на пике революционных ожиданий, - подавление индивидуальной свободы во имя некоего высшего идеала. Для всех конкретных исторических проявлений подобных идеологий в разных странах характерны три содержательных компонента: жесткое неприятие традиционного мира и доминирующих в нем образцов социальных отношений; глубокое недоверие к человеческой природе и опасение грядущей социальной катастрофы; и наконец, стремление набросить на шею человечества ярмо новой абстрактной политической дисциплины. Она должна иметь добровольный характер, который вытекает из сознательного принятия индивидом данной идеологии, однако в случае отказа должна быть внедрена в общество путем репрессий - государственного "перевоспитания", основанного на абстрактных идеологических постулатах и жестких религиозных (или квазирелигиозных) моральных нормах и дисциплине.

Именно эти признаки характерны для основных революционных доктрин - кальвинистов и английских пуритан XVI-XVII вв. с их верой в Божественное предопределение; французских якобинцев XVIII в. с их представлениями об абстрактных и вечных законах разума; русских большевиков ХХ в. с их верой в постулаты исторического материализма и неизбежной победы коммунизма; наконец, современных фундаменталистов, воззрения которых имеют много общего со всеми предшествующими попытками обоснования революции. Появление подобных экстремистских течений, идеологию которых один автор определил как "революционную святость", - само по себе - выражение кризиса старого общества [Walzer, 1966]. Оно отражает стремление наиболее оппозиционной его части (религиозных или политических диссидентов) объединиться вне пределов традиционной социальной иерархии, разработать новые системы контроля и ценностных ориентаций, разделить мир на приверженцев и противников своей идеологии, и наконец, фанатически строить грядущее царство добродетели. Именно для этих идеологий социальная утопия - неотъемлемый компонент, а их реализация на завершающей фазе революции неизбежно приводила к резкому усилению бюрократического контроля в обществе [Brinton, 1952].

Коммунизм как идеология Нового времени получил свой начальный импульс из традиционалистски мотивированного социального протеста против разрушения привычных аграрных отношений начиная с эпохи английского "огораживания" - приватизации земель, ранее находившихся в общинной собственности, сопровождавшейся сгоном населения с земли и созданием резервной армии труда для промышленности. Коммунистическая доктрина имплицитно вобрала в себя идеи естественного изобилия, веры в "золотой век", якобы предшествующий цивилизации, идеи коллективной собственности и уравнительного распределения, присущие традиционалистскому крестьянскому сознанию всех стран.

Идеологическую основу большевизма составляла созданная французскими просветителями механистическая концепция мироздания - теория отражения в философии, концепция социального прогресса, законов истории, возможности рационального

конструирования общества и проч. Наиболее близкие исторические предшественники большевизма - помимо К. Маркса и Ф. Энгельса - якобинцы Французской революции, такие ее идеологи, как Ж.-П. Марат, Г. Бабеф и Л. Бланки, идеи которых в России были представлены прежде всего радикальным народничеством [Берлин, 2001]. Генеалогия большевизма выводилась его идеологами из исторических форм социального протеста - восстаний Гракхов, Спартака и Катилины (именно так называли тогда все три события [РКП(б)... 1923, с. 3]), движений религиозного коммунизма (альбигойцы, гуситы, анабаптисты, Т. Мюнцер), крестьянских восстаний С. Разина и Е. Пугачева в России. В Новое время его предшественниками выступали якобинцы, бланкисты и другие тайные общества террористической направленности, в России - "Земля и Воля", "Народная Воля". В настоящее время мы располагаем не только опытом самого большевизма, но и сталинизма, маоизма, красных кхмеров, других коммунистических диктатур и леворадикальных течений ХХ в., что позволяет решить вопрос о соотношении интернациональных и национальных черт данного феномена.

В этих учениях актуализировались проблемы равенства, интерпретируемого как фактическое, а не формально-правовое, практические действия по подготовке заговоров, направленных на осуществление социального переворота, идеи уравнительного перераспределения - "максимума" и проч. Но идеология изменялась в соответствии с практикой: многие ключевые положения марксизма претерпели радикальную трансформацию, включив в рамки ленинизма такие темы, как отношения с крестьянством, проблемы национального строительства, концепцию советской формы государства как антитезы парламентаризма и, особенно, учение о партии "нового типа".

Тотальность и масштабы претензий большевизма роднят его с современными формами религиозного экстремизма, но не делают их тождественными в силу рациональной и светской природы учения большевиков. Логику действий большевиков следует, исходя из этого, искать в соотношении первоначальных идеологических установок, вызовов со стороны общества и решения практических задач управления, сочетание которых определило возникновение оригинального и полного внутренних противоречий государства под названием СССР.

Традиционализм и модернизация: формирование матрицы и правил социального поведения

Понятие матрицы (рамки или структура, которые задают форму или значение) может быть использовано для обозначения когнитивного или перцептивного контекста, помогающего устанавливать или определять значение ситуации. В случае большевизма она задается, с одной стороны, идеологическими постулатами, с другой - структурой социальных коммуникаций и технологиями реализации программных целей. Особенность идеологии большевизма - сочетание ретроспективного социального идеала (коммунизма) с попыткой рационально обоснованного социального конструирования новых отношений и использованием для этого мобилизационных технологий. Отношение большевизма к науке поражает своей двойственностью: полностью принималась ключевая идея эпохи Просвещения, верившего в возможность открытия постоянных и неизменных законов развития общества ("социальной физики"), и преобразования общества в соответствии с ними (отсюда представления о преодолении "религиозных предрассудков", неизбежном развитии всей совокупности наук и распространения знаний в обществе). Идеологии, понимаемой, по Марксу, как "ложное сознание", первоначально противопоставлялось научное мышление - поскольку "всякий нормальный человеческий мо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком