научная статья по теме ФЕНОМЕН ИСЛАМА Социология

Текст научной статьи на тему «ФЕНОМЕН ИСЛАМА»

Социология

религии

© 2003 г.

А. МИРЗАХМЕДОВ ФЕНОМЕН ИСЛАМА

МИРЗАХМЕДОВ Абдирашид - доцент кафедры теории и практики построения демократического общества в Узбекистане Наманганского инженерно-педагогического института (Узбекистан).

В начале нового века внимание общественных и политических кругов привлекли такие феномены, как "исламский ренессанс", "исламский бум". Речь идет об особенностях проявления ислама в социально-политической жизни современного мира. Реальности "феномена ислама" выдвинули на первый план проблему предотвращения религиозного экстремизма и фундаментализма. В указанной связи требуются глубокое переосмысление и оценка особенностей социально-политических изменений в политическом облике и позициях многих стран мира. Это особенно важно для новых независимых стран постсоветского пространства, которые встали на путь демократического развития и обновления общественных отношений. Следует отметить, что они переживают угрозы со стороны "исламского феномена" в своем становлении и развитии. К числу подобных стран можно отнести и Узбекистан.

За последние годы в СНГ вышло немало работ, в которых подчеркивается антигуманный характер идеологии исламского экстремизма. Если в Европе лжепророки агрессивно ревизуют официальное православие и католицизм, то в исламе они появляются в политических движениях и партиях ислама. Речь идет о ваххабизме, сущность и особенности которого, на наш взгляд, наиболее точно отражены в работе А.Н. Васильева, которая остается фундаментом для многих других исследований1. Ваххабизм, как проявление "исламского феномена", со своим крайним экстремизмом становится угрозой стабильности, безопасности, причиной региональных конфликтов. В "феномене ислама" можно проследить такую динамику: он брал начало в физическом уничтожении государственных и политических лиц, в угоне воздушных лайнеров с заложниками, но сегодня проявился во взрывах в крупных городах мира и в ряде других чудовищных преступлений. Плоды "исламского феномена" породили события в Намангане (1997), Ташкенте (1999), США (2001). Есть опасения, что он может проявиться в более ужасных формах.

Отметим, что специальный и Шестой комитеты Генеральной ассамблеи ООН разработали акт по борьбе с международным терроризмом. Согласно данным ООН в прошлом году подписаны более 83 актов и документов о присоединении стран к 12 существующим глобальным конвенциям о предотвращении и пресечении международного терроризма2. Приняв "Декларацию тысячелетия", все страны - члены ООН выступили за коллективную ответственность в утверждении принципов человеческого достоинства, равенства и справедливости на глобальном уровне.

Политики, ученые, журналисты, а также представители неисламских конфессий, заострив внимание мирового сообщества на возрождении исламских ценностей, которое происходит противоречиво и беспокоит многих политиков и государственных деятелей, значительно преувеличивают негативные стороны соответствующих явлений. Видимо, речь идет об инстинкте самозащиты, который стал одной из причин искусственного создания данного феномена. Некоторые журналисты России в определенной мере вносят в это дело свой "вклад".

На наш взгляд, ислам, являясь сферой духовной жизни общества, впитал в себя гуманные нормы морали, права, регулируя имущественные и неимущественные отношения мусульман.

Думается, абсолютно верна позиция верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ Талгата Таджуддина, который утверждает, что "исламский феномен" "...совсем не говорит о том, что все мусульмане - террористы, а исламская идеология пропитана экстремизмом. Общеизвестно, что все мировые конфессии имеют общие корни и наполнены едиными общегуманистическими принципами. Мы убеждены в том, что глубоко верующий человек эти теракты [11 сентября в США. - A.M.] совершить не мог".

Позиция правительства Республики Узбекистан в отношении религии однозначна: укрепляя веру людей, очищая и возвышая их, придавая им силы в жизненных испытаниях, решении проблем и преодолении невзгод, религия способствовала, а порой являлась единственной формой сохранения и передачи из поколения в поколение общечеловеческих и других ценностей.

Как нам представляется, выход арабских стран на мировую политическую арену обусловлен особым геополитическим положением стран мусульманского мира. Саудовская Аравия обладает огромными запасами природных ресурсов и полезных ископаемых, является важнейшим мостом между Востоком и Европой, столицей мусульманского мира. Более того, Саудовская Аравия и другие страны мусульманского мира в прошлом образовали один из очагов древнейшей цивилизации. Возможно, цивилизация - историческая категория, и она "возвращается" к арабам.

Второй фактор возникновения рассматриваемого феномена, как мы считаем, порожден следующими обстоятельствами: в период общественных переворотов и социально-политических перемен многие народы в стремлении переосмыслить происходящие изменения закономерно обращаются к основам бытия, сердцевиной которых в странах мусульманского мира является ислам. Религия выходит на историческую сцену в силу духовного кризиса общества, религиозный ренессанс обусловлен временным специфическим возвратом к религиозной духовности. Совершенно справедливо отмечает А.Г. Здравомыслов: ".за короткое время мечеть из отторгаемой и полузапретной организации превратилась в мощный центр духовного притяжения. Кардинально увеличилось количество верующих: мусульманские праздники превратились вновь в события народной жизни; средства массовой информации обеспечили наглядность участия в религиозных торжествах высших государственных должностных лиц, а должность служитель культа ислама стала одной из наиболее престижных в общественном мнении" .

Наряду с этим действует и такой фактор, как мотив реванша в общественном сознании в отношении того, что ранее не одобрялось или запрещалось. Важна не только вновь обретаемая вера, но и демонстрация протеста по отношению к прошлому, на основании чего складывается своего рода мода на религию. Действительно, период массового атеизма оставил глубокие раны в духовной жизни населения. В начале 90-х годов стало модой посещение мечети даже коммунистами (атеистами), среди которых основное место принадлежало молодежи. В подобной ситуации определенные силы в обществе попытались использовать религии для реализации корыстных политических целей. Проблема осложнялась внешним вмешательством. Определенные организации в состоянии заказывать на коммерческой основе постоянные передачи в радиотелеэфире, бесплатно распространять религиозную литературу, подкупать политических деятелей и прессу.

Важнейшим фактором становления "исламского бума", как представляется, является стабильный демографический рост в странах мусульманского мира. Согласно исследованиям, к 2010 г. население земного шара достигнет 10 млрд. чел., из которых 8 будут населять страны Азии, Африки и Латинской Америки. В докладе о развитии человека за 1998 г. ООН приводятся следующие данные: в 1970 г. в Белоруссии проживали 9 млн. чел., в 1995 г. - 10,4, а в 2015 г. прогнозируется 9,9 млн. чел.; в Российской Федерации данная тенденция представлена следующим рядом: 130,4; 148,5; 138,1 млн. чел. соответственно. В странах мусульманского мира тенденция кардинально отличается. Например, в Египте соответствующий ряд выглядит так: 35,3; 62,1; 85,4 млн. чел.4 И в других мусульманских странах демографические тенденции аналогичны. В Ираке рассматриваемый ряд представлен, соответственно, 9,4; 20,1; 32,2 млн. чел. Демовзрыв в азиатских странах требует решения социально-экономических, политических проблем, что сопровождается политизацией религии в жизни населения и распространением политического ислама во всем мире.

Центральная Азия как источник колоссальных рынков и сфер приложения капиталов не может не вызывать геополитического и геостратегического интересов, когда налаживаются новые социально-экономические, культурные отношения в мире. В Центральной Азии сталкиваются интересы России, Китая, Индии и стран Запада с интересами Турции, Пакистана,

Ирана и Саудовской Аравии. Отсюда вовлечение государств Центральной Азии в сферу определенных идеологических влияний и соответствующих действий.

Мы допускаем мысль, что на определенном уровне проявления исламского бума важную роль играют наркобизнес, незаконная перевозка оружия и прочие виды контрабанды. Только деятельность, связанная с перевозкой и торговлей наркотиками, дает до 8% общемирового дохода. Общий доход автомобильной промышленности значительно ниже. Наконец, можно предположить, что после распада СССР Центральная Азия стала открытой для всех стран мира. Отсутствие у ряда стран опыта международных отношений, сложность становления и развития в условиях перехода к рыночной экономике способствовали проявлению исламского бума в Центральной Азии и Закавказье.

Попытаемся дать определение понятия "исламского феномена". Итак, исламский феномен - это возрождение религиозных традиций, образа жизни и культуры, стремления политизации ислама вплоть до установления шариатского строя; повышенный демографический уровень в мусульманских странах; активизация и рост влияния арабских стран в международных отношениях; достижение поставленных целей даже с применением насилия и экстремизма. Необходимо учитывать, что "исламский феномен" может проявляться в агрессивных формах, но, с другой стороны - стать центральным стержнем созидательного, положительного в мировой цивилизации, в укреплении мира и согласия между народами, достижении взаимопонимания и терпимости различными религиозными конфессиями мира.

Выводы

Формирование "исламского феномена" - это политический акт определенных кругов мира в целях создания искусственного "врага" для оправдания увеличения военных расходов.

"Феномен ислама" проявляется в фундаментализме и экстремизме. Требуется определенная защита от них. Естественно, следует создавать надежные гарантии международной и региональной безопасности. Необходимо, думается, принять принцип "Один за всех, все за одного", без чего преодоле

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком