научная статья по теме Феномен культуры в творчестве российских органицистов и космистов Биология

Текст научной статьи на тему «Феномен культуры в творчестве российских органицистов и космистов»

ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЦИСТОВ И КОСМИСТОВ

Маслобоева О.Д.

СПб Государственный Экономический Университет, Санкт-Петербург, Россия

CULTURE PHENOMENON IN THE RESEARCH OF THE RUSSIAN ORGANICISM AND COSMISM

Masloboyeva O.D.

St. Petersburg State Economic University, St. Petersburg, Russia

На основе понимания генезиса культурологи как философской дисциплины, исследующей сущность и историческую направленность динамики культуры, в статье обосновывается актуальность культурологи в связи с глобализацией человеческой деятельности и соответствующей мировоззренческой трансформацией по итогам промышленного переворота рубежа XVIII-XIX вв., что обусловило потребность развития самосознания и навыков созидательной самоорганизации социального субъекта. Продуктивным ответом на данную потребность выступило творчество российских органицистов и космистов XIX -нач. XX вв., идеи которых эволюционируют в отечественной мысли по сей день.

В контексте российского органицизма фактически решается задача овладеть всей полнотой жизнедеятель-

ности социального субъекта в единстве материальной и духовной культуры как «органического целого» и «субстанциального деятеля». Из органицизма рождаются: конструктивизм А.А. Богданова, евразийское учение и русский космизм. А.А. Богданов исследует культуру как «живой опыт» во всех сферах, как единую организацию вещей, людей и идей в контексте «Тектологии или всеобщей организационной науки». Евразийство развивает идею культуры как «симфонической личности» на основе принципа естественности из арсенала органической теории. В соответствии с их учением органическая целостность культуры складывается из трех основных сфер, которые связаны между собой иерархически: сфера государственная или политическая; сфера духовного творчества; сфера материальной культуры. В русском космизме на основе исследования космической функции человека обосновывается необходимость синергии элементов духовной культуры как технологии оптимального, с точки зрения судьбы человечества, разрешения противоречия между материальной и духовной культурой в контексте техногенной цивилизации, провоцирующей потребительскую психологию.

Способность российского органицизма и русского космизма рефлексировать феномен культуры на уровне вызовов современной эпохи обусловлена, с одной стороны, исторической молодостью России и, с другой, тем, что течение этой мысли является закономерным и продуктивным продолжением развития мировой и отечественной философии и науки.

Ключевые слова: культурология; материальная и духовная культура; российский органицизм; органическое целое; субстанциальный деятель; конструктивизм А.А. Богданова; евразийство; культура как «симфоническая личность»; русский космизм; синергия элементов духовной культуры.

The article reveals the relevance of cultural science caused by globalization of human activity and the corresponding world outlook transformation following the results of industrial revolution of a boundary of the XVIII-XIX centuries that caused requirement of development of consciousness and skills of creative self-organization of the social subject. These ideas are based on understanding of genesis of cultural science as the philosophical discipline investigating essence and a historical orientation of dynamics of culture. The Russian organicism and cosmism of XIX and the beginnings of the XX centuries is the productive response to the designated requirement and these ideas evolve in domestic thought today.

The concept of the Russian organicism is aimed at mastering all completeness of activity of the social subject in unity of material and spiritual culture as «organic whole» and «the substantive figure». Organicism gives the birth of A.A. Bogda-nov s constructivism, Euroasian doctrine and Russian cosmism. A.A. Bogdanov investigates culture as «live experience» in all spheres, as the uniform organization of things, people and ideas in the context of «Teсtology or general organizational science». Euroasian doctrine develops idea of culture as «symphonic per-

sonality» on the basis of the principle of naturalness from the concept of the organic theory. According to Euroasian doctrine organic integrity of culture consists of three main spheres which are connected hierarchically: state or political sphere; sphere of spiritual creativity; sphere of material culture. The Russian cosmism's concept proves need the synergy of spiritual culture's elements as optimum way of development of a contradiction between material and spiritual culture in the context of the tech-nogenic civilization which provokes consumer psychology. The basis of this concept is the research of the person's space function. The future of mankind depends on realization of this way.

The Russian organicism and cosmism is capable to reflex a culture phenomenon at the level of calls of a modern era. This ability is caused, on the one hand, by historical youth of Russia and, with another, that the current of this thought is successive development of world and native philosophy and science.

Keywords: cultural science; material and spiritual culture; Russian organicism; organic whole; substantive figure; constructivism A.A. Bogdanova; Euroasian doctrine; culture as «the symphonic personality»; Russian cosmism; synergy of elements of spiritual culture.

Культура как способ существования социальной реальности эволюционирует на протяжении всей истории человечества, начиная с первобытности, поэтому подчеркивается, что содержание культуры заключается в небиологическом характере проявлений человека. Понятие «культура» также возникает издревле (от лат. cultura, от глагола colo, colere - возделывание, позднее - вос-

питание, образование, развитие, почитание), восходя к смыслу «возделывание сельскохозяйственных растений», и уже Цицерон вводит его в гуманитарный контекст для обозначения «возделывания человеческой души». Однако объектом систематического теоретического исследования культура становится только с рубежа ХУШ-Х1Х вв. в связи с радикальным изменением места человека в мире, которое происходит благодаря промышленной революции и её последствиям: индустриализации, урбанизации и менеджеризации, что вылилось в конечном итоге в современную глобализацию. Возрастание масштабов и мощности человеческой активности приводит к появлению потребности сознательно управлять собственной деятельностью, прежде всего, соотношением в ней целей, средств и результатов. На основе данной потребности осуществляется мировоззренческая переориентация социального субъекта: созерцательный тип мировоззрения, адекватный традиционной (доиндустриальной) культуре трансформируется в деятельностный, принципиальное отличие которого в осознании необходимости брать на себя всю меру исторической ответственности за результаты собственной жизнедеятельности [8, с. 226-228].

В контексте деятельностного типа мировоззрения вырастает научная и учебная дисциплина - культурология. Не случайно начало истории этой дисциплины связывают с именами мыслителей рубежа ХУШ-Х1Х вв.: Просветителей и представителей немецкой классической философии. Историческая обусловленность предмета культурологи как философской дисциплины, возникающей в силу мировоззренческой трансформации, формирует её как междисциплинарное направление, исследующее

сущность, структуру и динамику деятельности, выступающей способом существования социального субъекта. Культурология как прикладная дисциплина исследует системное разнообразие основных видов жизнедеятельности социального субъекта в его конкретно-историческом проявлении.

Ответом на историческую потребность оптимизации человеческой деятельности в XIX в. выступили два альтернативных подхода: позитивистский как путь наименьшего сопротивления посредством элиминации духовного содержания культуры, которое трудно поддается алгоритмизации, и органический, ставящий задачу овладеть всей полнотой жизнедеятельности социального субъекта в единстве материальной и духовной культуры. Российское самосознание, благодаря присущей ему софийности, обрело аксиологический иммунитет от мировоззренческого нигилизма, абстрагирующегося от проблемы смысла человеческой деятельности, который коренится в её духовных истоках. Отечественные мыслители чутко среагировали на назревшую потребность и уделяли серьезное внимание анализу природы культуры, законов ее функционирования и развития. Обозначенная специфика нашей ментальности привела к формированию органической теории как актуального философского направления, исследующего любой феномен единого природно-социального организма как «органическое целое», т.е. говоря современным языком, как самоорганизующуюся систему. Становление органической теории самоорганизации явилось адекватным методологическим основанием исследования феномена культуры. Российские органицисты и кос-мисты исследовали все основные сферы человеческой активности сквозь призму свободы, т.е. диалектики субъективного и объек-

тивного факторов [3, с. 56-163]. Не случайно в России в научный обиход понятие «культура» вводится первым органицистом нач. XIX в., профессором Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Д.М. Велланским [3, с. 7], который в работе «Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира» в натурфилософской форме закладывает основание культурологии.

Отечественные мыслители XIX в. исследовали науку, искусство и другие основные сферы жизнедеятельности общества как самобытные организмы, функционирующие и саморазвивающиеся по своим специфическим законам. Таким же был подход к исследованию культуры, по отношению к целостному организму которой все основные сферы жизнедеятельности общества выступают органами - элементами. Так, А.С. Хомяков сближает понятие культуры во всей ее целостности с термином просвещение и обосновывает сферичность ее структуры, как и положено органической системе: вера есть ядро и одновременно горизонт просвещения (культуры); наука, философско-эстетические идеи, по терминологии Хомякова обозначаемые как обра

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком