научная статья по теме ФЕНОМЕН КВАНТИТАТИВНОЙ РИТМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ ФОНОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ Языкознание

Текст научной статьи на тему «ФЕНОМЕН КВАНТИТАТИВНОЙ РИТМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ ФОНОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ»

вопросы языкознания

№ 5 2010

© 2010 г. А.М. БЕЛОВ

феномен квантитативной ритмики в современных фонологических теориях

Предлагаемая работа имеет своей целью дать критический анализ нескольких современных теорий, так или иначе связанных с латинской или древнегреческой просодией и метрикой и направленных, главным образом, на формализацию проблемы квантитативного ритма. Все рассматриваемые теории (А. Местера, Дж. Парсонса, Н. Фабба и М. Халле) в той или иной степени объединены единым устремлением элиминировать понятие «моры» и вывести ритм квантитативного стиха из чередований другого рода - ударений, пиков интенсивности, доминантных и рецессивных позиций в слове и т. п. Проведенный анализ, однако, показывает, что такой путь едва ли можно признать в достаточной степени обоснованным и хорошо сочетающимся с известными фактами древнегреческого и латинского языков.

введение

Классическая поэтическая традиция Европы сохранила до наших дней неколебимое убеждение в том, что ритм древнегреческих и латинских стихов строился на чередовании «долгих» и «кратких» слогов, принципиальным образом противопоставленных не только в стихе, но и в языке: под «краткими» разумелись открытые слоги с кратким гласным (CV), под «долгими» - все остальные: открытые с долгим гласным (CVV) или закрытые с любым (CVC, CVVC); примерно то же самое говорили о своих стихах арабские и индийские грамматики. Эти свидетельства древних долгое время не вызывали серьезных возражений; однако в новейшую эпоху, одновременно с заметным ростом теоретической науки о языке, сама возможность такой организации ритма стала подвергаться сомнению. В течение XIX в. в европейской классической филологии складывается так называемая акцентно-иктовая теория, идущая от Готтфрида Германна [Hermann 1816] и завоевавшая особую популярность к рубежу XIX-XX вв. особенно в немецкой, английской и американской науке. Сущность ее заключалась в том, что ритм латинского и (в некоторых вариантах) древнегреческого стиха мыслился как результат чередования ударений, так или иначе увязанных с качеством чередующихся слогов; таким образом, не чередование слогов как таковых, а именно ударных и безударных позиций должно было объяснить устройство классического стиха. Реликты этой системы представлений мы можем наблюдать и сейчас на уроках латинского и греческого языка, когда метрический стих озвучивается в так называемом германском прочтении - с «метрическими» ударениями («иктами») в ритмически сильных позициях. Многие филологи - и у нас и на Западе - искренне полагают, что античные стихи так и звучали.

Последовавшее развитие фонологии как отдельной области лингвистического знания (особенно в варианте Пражской лингвистической школы и конкретно кн. Н.С. Трубецкого) укрепило позиции противников акцентной теории: выяснилось, что стих в нормальном случае представляет собой чередование именно фонологически значимых единиц, тогда как во многих языках мира наблюдается как раз фонологическое противопоставление слогов точно по тем же принципам, что в латинском и греческом языках. В недрах пражского структурализма была сформулирована и оригинальная теория моры, согласно которой оппозиция долготы / краткости в этих («моросчитающих»)

языках оказывается не градуальной, а привативной, и строится на противопоставлении «просодически геминантных» слогов тем, которые таковыми не являются; под морой стала пониматься минимальная просодема языка, способная входить в состав такого гемината.

Предложенная пражским структурализмом теория моры вполне недвусмысленно позволяет рассматривать феномен квантитативного ритма как нечто само собой разумеющееся. С позиций, близких к пражским, было построено значительное число описаний законов для древнегреческой и латинской просодики и метрики [Кузнецов 2006; 2009]. Тем не менее теорию эту приняли далеко не все. Долгие годы главным ее противником в мировой науке был выдающийся кембриджский филолог-компаративист У.С. Аллен (1918-2004), исповедовавший взгляды на природу античного стиха, близкие акцентно-иктовым. Ниже мы увидим, насколько велико оказалось его влияние на современные, в том числе и генеративные, теории.

В настоящий момент проблемой ритмики греко-латинских стихов и квантитативной ритмики в целом занимаются в основном американцы; за редкими исключениями вроде [Devine, Stephence 1985; 1994] это, главным образом, те ученые, чьи взгляды так или иначе восходят к генеративным. Генеративизм вобрал в себя много из идей предшествующих направлений; как следствие, идея моры, восходящая к Трубецкому и Якобсону, и идеи акцентного ритма в современных теориях могут переплетаться самым причудливым, нередко совершенно иррациональным, образом.

Эта статья имеет целью предложить отечественному читателю критический анализ трех достаточно новых и недостаточно известных в нашей стране теорий квантитативно -го ритма, построенных, главным образом, на латинском материале (А. Местера, Дж. Пар-сонса, а также Н. Фабба в соавторстве с М. Халле). Все эти теории объединяет априорное стремление в той или иной степени отрицать самостоятельность квантитативного ритма как такового; при этом первые две из них, наряду с работами вте того же Аллена, в западном мире уже довольно влиятельны; они служат источником информации о латинской просодике для вполне популярных учебников [Clackson, Horrocks 2007] или типологических исследований, специально посвященных вопросам теории слога [Gordon 2006]. Посмотрим, насколько они убедительны. Однако, прежде чем обращаться непосредственно к ним, нам необходимо - хотя бы кратко - напомнить читателям важнейшие положения У.С. Аллена, без которых не до конца будет понятна история идей его последователей.

1. АКЦЕНТНЫЕ МАТРИЦЫ АЛЛЕНА

Теория акцентных матриц и сопряженная с ней проблема лингвистических стоп уходит своими корнями в работы германистов начала XX века, в первую очередь К. Люика и Е. Зиверса, обнаруживших в различных германских языках явления, позволяющие говорить о том, что в ряде случаев последовательность из двух слогов ведет себя так, как если бы словораздел между ними был невозможен.

К. Льюик пытался объяснить сокращение гласных в открытых слогах слов типа criminal, severity (cf. crime, severe) тем, что первые два слога в них, хотя и воспринимаются как два слога, однако произносятся как один [Luick 1898: 352]; Э. Зиверс утверждал, что в немецком и английском языках двусложные слова с первым закрытым слогом fasse, Hammer) произносятся как односложные, при том что имеют 'Schallsilbengruppen mit durchlaufender Exspirazion' («группы звонких слогов, произносящиеся общим экспираторным движением» [Sievers 1901: 225]). В 1930-е гг. вопрос о «монолитном» произнесении двусложных групп был подвергнут и ряду экспериментальных исследований, некоторые позитивные результаты которых были отражены в работах Н. Элиа-сона и Р. Дэвиса [Eliason, Davis 1939]. Примерно тогда же вопрос о двусложных группах был рассмотрен и уже на итало-кельтском материале. Сделал это Томас Фитцхью в большой статье, посвященной проблеме ударения в латинских и кельтских пиррихиче-ских словах [Fitzhugh 1923]; по некоторым мнениям, именно его следует считать главнейшим предшественником Аллена.

В 1940-50-е гг. к исследованию похожих явлений обратился и Е. Курилович. В своей статье «Latin and German Metre» [1949] (русский перевод в [Курилович 2000]) ученый высказал мысль, что последовательность слогов wX (т.е. ударного краткого и анкепса) имеет в латинском и общегерманском то свойство, что стихотворный метр запрещает деление этих последовательностей на слоги. Более подробно эта же мысль развивается автором в монографии [Kurylowicz 1958: 383 sqq.], где утверждается, что это тождество соблюдалось в языке Плавта всегда и делается попытка объяснить из него природу ямбического сокращения1. Заметим, что речь идет не о моровом тождестве, но о понимаемом в духе старой германистики тождестве, основанном на акцентно-иктовых причинах.

Теория диссиллабического ударения, предложенная УС. Алленом, представляла собой самую грандиозную попытку развития этих идей Куриловича и Фитцхью и была создана с прицелом на объяснение большой группы просодических явлений в латинском и греческом языках; материал, на котором она строится, - почти исключительно греко-латинский2. Насколько можно судить, именно теория Аллена явилась важным импульсом к развитию генеративной метрической фонологии, а его работы до настоящего времени служат важнейшим источником информации практически для всех американских генеративистов, занимающихся проблемами античной (и особенно латинской) просодики - зачастую являясь источником многочисленных заблуждений и недопониманий3.

Содержание работ Аллена подробно излагается, обсуждается (и сильно критикуется) в [Devine, Stephence 1985; Зайцев 1994], а также в ряде моих работ [Белов 2008; 2009]. Поскольку сказано об этом уже много, очень не хотелось бы повторяться и пересказывать одни и те же мысли по нескольку раз; тем не менее для ясности дальнейшего изложения, нам все же будет необходимо здесь - максимально кратко - обратить внимание читателя на ряд важнейших идей английского ученого.

Теория Аллена, изложенная во множестве его работ [Allen 1964; 1965; 1968; 1973], представляет собой приложение теории слога Р. Стетсона [Stetson 1951; Белов 2009: 52-56] к законам латинской и греческой фонологии4. Аллен, в общем признавая фоно-логичность противопоставления тяжелых и легких слогов, категорически исключает понятие моры из определения слогового веса, тогда как критерий противопоставления он вслед за Стетсоном видит в большей или меньшей напряженности («заторможенности»: arrest) слога и его способности нести динамическое ударение: тяжелые слоги суть априорно arrested и оттого способны нести ударение, тогда как легкие таковыми свойствами не отличаются.

При этом ключевым положением всего построения оказывается разработанная самим Алленом гипотеза о двусложном ударении в латинском и греческом языках (акцентная матрица). Акцентная матрица - это такая группа слогов, в которой силовое ударение (пик интенсивности)

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком