научная статья по теме ФЕНОМЕН МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ: СУЩНОСТЬ, ТИПЫ Социология

Текст научной статьи на тему «ФЕНОМЕН МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ: СУЩНОСТЬ, ТИПЫ»

Социология молодежи

© 2010 г.

Т.В. ЛАТЫШЕВА

ФЕНОМЕН МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ: СУЩНОСТЬ, ТИПЫ

ЛАТЫШЕВА Татьяна Владимировна - ассистент кафедры социологии ТюмГНГУ (E-mail: latysheva_tv@mail.ru).

Аннотация. Представлена авторская типология российских молодежных субкультур; предложено обоснование выделения их совокупности в более крупные направления; изучено отношение студентов российских вузов к этим субкультурам.

Ключевые слова: молодёжные субкультуры • молодёжные движения • типологический анализ

Научные представления о молодёжных субкультурах в значительной степени эволюционировали с момента их возникновения. Первые субкультурные теории, как российские, так и зарубежные, базируясь на традиции проблематизации юношеского возраста, строились на отождествлении молодёжных субкультур и сообществ лиц с отклоняющимся поведением. Дальнейшее развитие этого направления исследований связано с британской неомарксистской традицией, акцентировавшей внимание не на внешних проявлениях девиации, а на глубинных классовых противоречиях их порождающих. Современные концепции зачастую являются междисциплинарными и охватывают широкий круг молодёжных проблем: от маргинализации подростков городских окраин до специфических форм эскапизма столичной богемы.

Молодёжная субкультура. Под ней мы понимаем совокупность эстетических, политических и иных ценностных ориентаций, символику, модели поведения, жизненный стиль и внешнюю атрибутику какой-либо группы молодёжи, представляющую собой самостоятельное целостное образование в рамках общей культуры нации. При этом молодёжная субкультура далеко не всегда антагонистична по отношению к другим формам культуры, она может включать в себя многие общекультурные элементы, создавая их оригинальные комбинации и дополняя материальными артефактами и духовными составляющими.

В современном обществе тенденция к укрупнению субкультур и образованию больших молодёжных направлений имеет место, как в России, так и за рубежом. С этим процессом связано и изменение идентификации субкультурной молодёжи, всё чаще отрицающей свою принадлежность к той или иной субкультуре, но осознающей связь с более крупным образованием, т.е. движением. Примером укрупнения современных субкультурных образований является т.н. "ёагк-культура" (используются также понятия "тёмная культура", "шварц-сцена" и др. самоназвания), объединяющая такие субкультуры как готика (идейное и стилистическое ядро движения), индастриал

(industrial), фетиш/BDSM, фрик (freak), японский рок (j-госк) и металл, тяготеющий к мрачной около готической эстетике (black metal, death metal, doom metal, love metal).

Типологизация молодёжных субкультур как исследовательская задача заинтересовала советских социологов ещё в 70-е годы XX в., однако до середины 1980-х гг. исследования по данной проблематике проводились довольно редко. Типологический метод познания является общенаучным методом, широко используемым в социологии. Мы опираемся на определение типологического анализа, данное Г.Г. Татаровой: "Типологический анализ - это метаметодика анализа данных, совокупность методов изучения социального феномена, позволяющих выделить социально значимые, внутренне однородные, качественно отличные друг от друга группы эмпирических объектов, характеризующиеся типообразующими признаками, природа которых различна, и интерпретируемых как носители различных типов существования феномена [1, с. 72]". Следует различать изучаемый социальный феномен и конкретные эмпирические объекты исследования. Если социальный феномен - это то, что существует реально в виде неких социальных процессов, явлений, сложных социальных объектов, то эмпирические объекты - это конкретные проявления данного социального феномена [2, с. 85].

Мы типологизируем молодёжные субкультуры по стадии внутреннего развития. Субкультуры прошлого (40-80-е гг. XX в.) (не существующие в настоящее время: моды, тедди-бойз, стиляги, битники, митьки, люберы и пр.). Реанимированные субкультуры (воспроизводящие стилистику субкультур 60-90-х гг. XX в.: хиппи, готы старой школы, гранджеры, глэм-рокеры и др.). Эти группы малочисленны сегодня, их идеология и основные ценностные ориентации подверглись значительной трансформации. Современные субкультуры (которые зародились многие десятилетия назад и сейчас не теряют популярности). Ценностные ориентации и стиль жизни представителей таких субкультур, как байкеры, металлисты, наци-скинхеды, футбольные фанаты практически не изменились со времён их возникновения, они существуют стабильно на протяжении длительного времени. Хип-хоп, гламур, готика, индустриальная субкультура, фрик-культура и пр. находятся на стадии активного развития, появляются новые течения в их рамках, меняется стилистика (например, эмо-культура).

Мы сосредоточим внимание на субкультурах второй и третьей групп (см. табл. 1), типология которых дана по двум основаниям: главному системообразующему признаку субкультуры и гендерной ориентации.

В рамках данной типологии мы сознательно избегали выделения имиджевых характеристик субкультур, т.к. даже в рамках одной субкультуры вероятно множество имиджевых направлений. Помимо этого, имидж включает в себя не только внешнюю стилистику, но и поведенческие характеристики, манеру общения, дополнительные атрибуты принадлежности к субкультуре (например, мотоцикл для байкера).

Важнейшим признаком, дифференцирующим молодёжные субкультуры сегодня, является их гендерная ориентированность. Она позволяет их носителям экспериментировать с собственной гендерной идентичностью. Андрогинность, предполагающая нивелирование граней различимости полов, достигается посредством использования особо стилизованной внешней атрибутики противоположного пола, инверсии стереотипных форм поведения, предписанных тендерными ролями. Она может быть как способом субкультурного самовыражения, так и общей тенденцией в области современной моды. Её необходимо отличать от серьёзных психофизиологических расстройств, связанных с полом - гендерной дисфорией и транссексуализмом. Андрогинность также не тождественна кроссдрессингу (трансвестизму), хотя отдельные элементы данной практики могут быть использованы. Маскулинная ориентация, напротив, подчёркивает мужественность носителей субкультуры, которая в подобном понимании соотносится с брутальностью и культом физической силы.

Андрогинность и маскулинность - два полюса гендерной субкультурной ориентации, порождающие конфликты между субкультурными группами. Существуют и субкультуры без выраженной гендерной ориентации - как с сохранением гендерных ролей (гламур, ролевики, хип-хоп), так и гендерно индифферентные (панк, раста, инди, рейв, альтернатива, многие спортивные субкультуры).

Пространство современных российских молодёжных субкультур: типологическая сетка координат

ТИПЫ СУБКУЛЬТУР Спортивно-игровые Музыкальные Клубные Криминальные Комплексные

Маскулинно- футбольные фанаты, металлисты скинхеды, Риветхеды

ориентированные байкеры (кроме глэм- - гопники

рокеров)

Андрогинно- эмо, готы, хиппи,

ориентированные - глэм-рокеры фрики - ] -рокеры,

анимешники

Без выраженной скейтеры, роллеры, альтернативщики рейверы хакеры растаманы,

гендерной ВМХ, сноубордисты, панки, инди,

ориентации ролевики гламур, хип-хоп

Типологизируя субкультуры по основному системообразующему признаку, уточним содержание выделенных типов. Спортивно-игровые субкультуры предполагают объединение молодых людей на основе любительских занятий определённым видом спорта (скейтбординг, роликовые коньки, ВМХ, сноубординг, мотоциклетный спорт), спортивного фанатизма (футбольные фанаты) или же участия в костюмированных постановочных играх, также связанных с реальной физической активностью (роле-вики, в частности толкиенисты). Для музыкальных субкультур главным системообразующим признаком является увлечение тем или иным стилем музыки. Клубные субкультуры существуют лишь в стенах ночного клуба, в повседневности субкультурная принадлежность индивида может никак не проявляться (как это чаще всего бывает у современных посетителей рейвов), или же принимать менее эпатажный вид (фрики). Для криминальных субкультур главный типообразующий признак - противоправный характер деятельности, а также общее пристрастие их участников к "уголовной романтике". К молодёжным криминальным субкультурным формированиям мы относим неонацистские объединения скинхедов, сообщества гопников, а также преступников, действующих в виртуальном пространстве - хакеров.

Комплексные субкультуры без доминирующего системообразующего признака также возникают и существуют. Помимо собственной музыкальной сцены, в них присутствуют и иные формы искусства (литература, живопись, фотография и др.), как создаваемые в рамках самих субкультур, так и заимствованные из общекультурного наследия. Направленность их деятельности также различна и не ограничивается какой-либо доминирующей формой активности. Можно сказать, что это субкультуры образа жизни.

Современные молодёжные субкультуры не являются изолированными образованиями. Несмотря на то что субкультуры, составляющие основные течения в рамках современных молодёжных движений, значительно дифференцированы в идейном и ценностном отношении, их объединяет ряд важнейших характеристик. Т. Щепанская, исследующая российские молодёжные субкультуры с 1990-х гг., отмечает, что неполитические или неформально-политические группировки прямо отрицают наличие у них идеологии, не могут связно изложить её или постулируют идейный плюрализм как основу своей платформы. Поэтому в современном урбанизированном социуме консолидирующим фактором для подобных молодёжных субкультур и движений является не идеология, а особенности жизненного стиля, отличающие людей и атмосферу этого сообщества от всех остальных [3, 264-265].

Мы выделили несколько направлений, интегрирующих современные молодёжные субкультуры на следующих основаниях: стилистическая близость и единое семиотическое пространство - общность символики; единая музыкальная сцена; единое коммуникативное пространство, образованное в результате общности объектов инф

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком