научная статья по теме ФЕНОМЕН “ОТКРЫТИЯ ИНДИИ” В СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ БЕНГАЛЬСКОГО РЕНЕССАНСА Философия

Текст научной статьи на тему «ФЕНОМЕН “ОТКРЫТИЯ ИНДИИ” В СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ БЕНГАЛЬСКОГО РЕНЕССАНСА»

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Вопросы философии. 2015. № 9. С. 189-200

Феномен "открытия Индии" в социальной мысли Бенгальского Ренессанса Т.Г. Скороходова

Феномен "открытия родной страны" описан в статье на материале индийской мысли Нового времени. "Открытие Индии" (термин Дж. Неру) - это познание интеллектуалами своей страны, её духовных традиций, культуры, истории, народа, её настоящего и перспектив будущего, её места в мире для создания образа Индии и встраивания её в современный мир. Феномен впервые появляется в Бенгалии XIX в., в социальной мысли Бенгальского Возрождения. Бенгальские мыслители от Раммохана Рая до Рабиндраната Тагора открывают Индию для себя и для других, основываясь на подходе двойного зрения (взгляд на Индию изнутри и извне) и методе диалогического взаимодействия с собственной страной. Процесс открытия описан как движение мысли от открытия традиционного текста (ядро) к шести векторам - открытию духовной традиции, культуры, истории, народа, места Индии в мире и смысла её бытия. В результате этого процесса создаётся образ Индии -для её оправдания и открытия перспектив развития. Индигенный образ Индии сочетает идеальные и реальные компоненты и работает на главную идею - возрождение страны.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: "открытие Индии", Бенгальское Возрождение, образ Индии, социальная мысль, диалогическое взаимодействие, интеграция в современность.

СКОРОХОДОВА Татьяна Григорьевна - доктор философских наук, профессор кафедры "Теория и практика социальной работы" Пензенского государственного университета.

Цитирование: Скороходова Т.Г. Феномен "открытия Индии" в социальной мысли Бенгальского Ренессанса // Вопросы философии. 2015. № 9. С. 189-200.

Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 9. P. 189-200

'Discovery of India' Phenomenon in the Bengal Renaissance's Social Thought Tatiana G. Skorokhodova

'Discovery of native land' phenomenon is described in the article on the example of Modern Indian thought. 'Discovery of India' (Jawaharlal Nehru's term) is the knowing by intellectuals of own country, her spiritual traditions, culture, history, people, present state and future perspectives, her place in the world. Discovery had the goal of creating of India's image for integration in Modern world. The phenomenon originates from XIX century Bengal, viz. social thought of the Bengal Renaissance. Bengal thinkers from Rammohun Roy to Rabindranath Tagore discover India for themselves and others, based on double-vision approach and dialogue-intercourse methods. The process of discovery is depicted as movement of thought from the core (discovery of traditional texts) to six vectors - discoveries of spiritual traditions, culture, history, people, place of India in the world and meaning of her being. The result of this process is creating of India's image for her justification and opening perspectives of development. Indigenous image of India combines ideal and real components and works for main idea of her renaissance.

KEY WORDS: 'Discovery of India', the Bengal Renaissance, image of India, social thought, dialogical intercourse, integration to modernity.

SKOROKHODOVA Tatiana G. - DSc in Philosophy, Professor, Professor, Department "Theory and Practice of Social Work", Penza State University.

Citation: Skorokhodova T.G. 'Discovery of India' Phenomenon in the Bengal Renaissance's Social Thought // Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 9. P. 189-200.

© Скороходова Т.Г., 2015 г.

Феномен "открытия Индии" в социальной мысли Бенгальского Ренессанса

Т.Г. СКОРОХОДОВА

Интеллектуалы Нового времени, занимаясь осмыслением социальности, истории и культуры своих стран, открывали их для себя самих, для соотечественников и для всего мира. Создавая разные образы родной страны, они сознательно или интуитивно постигали общий, универсальный (или "вселенский", в терминах Вяч.И. Иванова) смысл её бытия в мире, общей семье стран и народов. Руководствуясь самыми разными побуждениями и находясь в каждый в своём конкретном социокультурном пространстве, интеллектуалы по-своему отвечали на вопросы эпохи созданием образа своей страны и тем самым предлагали народу вариант пути в будущее. Путь этот может быть перспективным и реалистическим, а может вести в исторический тупик; так или иначе он отвергался или принимался обществом, и либо становился прочным основанием развития, либо затруднял движение в будущее, предлагая консервацию идеализированного прошлого или воплощение утопии.

Создание образа родной страны есть результат её открытия. Это особый феномен в истории мысли и культуры, представляющий собой обращение интеллектуалов к познанию своей страны, её духовной традиции, культуры, народа, истории, настоящего и перспектив будущего, её места в мире для понимания себя самих (в том числе перед лицом Другого и разного рода вызовов) и своего народа, и для создания её определённого образа для себя и других и вписывания этого образа в современный мир.

Этот феномен я предлагаю рассмотреть на материале истории индийской мысли XIX-XX вв., благо и обозначающий его термин был введён индийским политиком и философом. Описывая собственный опыт, Джавахарлал Неру вынес его в название книги - "Открытие Индии" [Неру 1989]. В его опыте персонифицирован социальный опыт нескольких поколений индийских интеллектуалов - представителей новых элит, сформировавшихся за полтора века взаимодействия с британскими колониальными властями и включённых в процессы экономической, социальной и культурной модернизации, которая лишь поверхностно затронула основную массу населения Индии.

Первыми индийцами, которые начали "открывать" Индию в XIX в., были бенгальские интеллектуалы, деятельность которых составила эпоху национально-культурного ренессанса; см.: [Скороходова 2008а; Bhattacharjee 1986; Dasgupta 2012; Kopf 1969; Poddar 1970; Poddar 1977; Sarkar 1970]. Бенгальский Ренессанс может быть описан как процесс и результат взаимодействия двух векторов мышления и деятельности его корифеев и их сторонников - "паломничества в страну Запада" [Рашковский 1990, 66; Скороходова 2011] и "открытия Индии". Эти векторы - обусловливающие и питающие друг друга смыслы интеллектуального процесса созидания новой культуры и поиска путей интеграции Индии в мир современности (modernity). Главным результатом их взаимодействия стала собственно идея возрождения Индии, понимаемого как её развитие на путях синтеза индийского и западного, традиции и новации, и интеллектуальный проект возрождения в духовной, социальной, политической и культурной сферах жизни общества; см.: [Скороходова 2008а].

Являясь паломниками в страну Запада, бенгальские мыслители и общественные деятели одновременно пытались узнать - собственно открыть, осмыслить и понять - свою страну не просто как родной регион, но как большое социокультурное пространство, носящее имя Индии.

Сознание новых бенгальских элит - "образованных людей" (educated men, бенг. бход-ролок) - трансформировалось благодаря европейскому образованию и встрече с Западом как таковой. Поэтому они осмысливали индийскую реальность двояко: с одной стороны, для самих себя (не в последнюю очередь для поддержания и закрепления статуса людей образованных, экономически и социально адаптированных к новым условиям колониальной Индии) и с другой - для страны, так как связывали свои перспективы и статус с её развитием, собственным новым представлением о её благе, с желанием блага для её народа и поиском пути к созданию условий для его достижения.

Эти обстоятельства, а также особая нетрадиционная широта мышления, делали представителей бходролок другими в своём социальном окружении, и осознавая это, они активно действовали в новом качестве. Принадлежа к конкретным джати и варнам, интеллектуалы неортодоксально мыслили и разрушали традиционные модели и стереотипы поведения, что приводило их к конфликту с ортодоксией и традиционализмом, а освоение европейских моделей мышления, поведения и деятельности ещё не способствовало их принятию как равных британскими колониальными властями.

Особое социальное положение бенгальских интеллектуалов обусловило специфику их подхода к осмыслению родной страны. Его можно назвать подходом "двойного зрения", так как это одновременно взгляд и изнутри, и извне, которым не обладал ни учёный брахман, ни европеец-ориенталист. Социализированные в одной из региональных индийских культур, бенгальские интеллектуалы неортодоксально смотрели на своё общество изнутри, не считая его сущее состояние должным и соответствующим их высоким представлениям о ценностях; но за этим рациональным восприятием скрыты чувства любви к стране и боли за положение, в котором она оказалась. Одновременно бенгальские интеллектуалы были способны смотреть на Индию глазами Других-дальних, европейцев [Пименов 1998, 396], критически и рационально сравнивать своё с другими культурами, не утрачивая любви к родине. Это специфическое двойное зрение пролагало путь к открытию Индии; в нём взгляд изнутри постоянно переходил во взгляд извне, а последний приходил в конфликт с первым. Взаимодействие-и-противостояние двух взглядов на Индию в сознании мыслителей способствовало углублению понимания и вело к цели - открытию смысла бытия Индии, его значимости для человека, её народов и мира, а также к проецированию этого смысла на настоящее и будущее.

Подход "двойного зрения" оказался очень продуктивен для постановки вопросов к открываемой области и поиска ответов. Вопросы эксплицированы в размышлениях о настоящем или имплицитно присутствуют в них и распознаваемы по ответу. Поэтому ведущий метод открытия Индии - метод диалогического общения со страной, в ходе которого начинают её описывать (создавать образ) и объяснять, что ведёт к открытию смыслов - человеческих и социокультурных - в бытии Индии. С одной стороны, этот диалог рационален и исходит из критического отношения к сущей действительности и поиска достоинств и глубинных основ индийской культуры; но с другой стороны, диалог направляется эмоциональным и личностным отношением к родине, которое можно охарактеризовать как "желание оправдания", - в данном случае желание

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком