научная статья по теме ФЕНОМЕН СЕМЬИ-КИРОГИ В СОВРЕМЕННОЙ КОРЕЕ Социология

Текст научной статьи на тему «ФЕНОМЕН СЕМЬИ-КИРОГИ В СОВРЕМЕННОЙ КОРЕЕ»

§xU3. ЛН-а: ЩИШ ЛНШ: ШЯ. 1991.

4!7|(*Е): Щ^ИЦ. AHM: 1994.

gen?, ^ssi ¿jj=s°i sr^m -уч // уонлн / s^s^iô^sk®). мш-. 1998. c.5i-

71.

Z&xl LH ^OHI Ш ЩоНВ|- TOM. 1-5. AHg: S-fcÜJMAk 1998-99.

íto^lb // AMiJM. 24.02. 2007.

URL:http://media.daum.net/culture/book/newsview?newsid=20070223201017643 (дата обращения: 13.12.2013)

SI: etSSI SiJ^Sf // А|сЦ / 0|ё£(ред.). AH g:

2003. С.339-364.

^-S/Ö ^SSI А|сЦ°| ë°l - А|нц ss -аи С|А| // СШЦАН 2 -8*1

SüL2|- SMHU / АНШ: SjAllé!'. 2005a. C.401^75.

яг/я. etssi *m°i aè^ - <ë*m s si сне шв // слшцп 2 - s*i sus*

SM HU / °jx|?j АНШ: 2005b. C.519-565.

Hi^o^b ьы tus и dg^xH 2 - s*i su® mns.u /

■äJxlS AHM: 2005c. C.588-594.

ASSISI- 7Ш^АЦА|СЦ-5 -16 OHIAH 10-26 77W. AHg: ^А|Ы|®АК 2007. Sfd^ ^сЩ - etSSI §*|А|£|И 0|g-y. ЛНШ: Щ-□IUE^(^). 2010.

ЙШ?. 2005 ^§S|°| 2005 tí // &7=|Д| 21. 2005. No. 546. URL:

http://h21.hani.co.kr/arti/culture/culture_general/13151.html (дата обращения: 11.12.2013)

çj^sh Aicn°i sísai: sfsai d^a дед ща ч *AI§ geoni сне л» //

efSSI А|сЦ / ЛНШ: 2003. С.365-398.

© 2015 г.

С.У. ХВАН, Д.С. КИМ

ФЕНОМЕН СЕМЬИ-КИРОГИ В СОВРЕМЕННОЙ КОРЕЕ

ХВАН Сон У (Hwang Sung-Woo) - доктор политических наук, HK профессор Института российских исследований Университета иностранных языков Ханкук (E-mail: adonius@hanmail.net); КИМ Джун Сок (Kim Joon Seok) - кандидат филологических наук, HK research профессор того же университета (E-mail: chemodan2005@gmail.com).

Аннотация. Анализируется феномен семьи-кироги, уникального явления корейского общества;изучаются вызванные им проблемы, предпринимаются попытки найти способ их решения. Исследованы трудности отцов-кироги, дано определение семьи-кироги, показана причина их появления в корейском обществе. Проанализировано влияние унификации и стандартизации ценностей, к которым стремятся индивидуумы, порожденная ею конкурентная борьба.

Ключевые слова: кироги аппа • образование • семья • конфуцианская культура • Корея

Пережив валютный (1997 г.) и глобальный финансовый (2007 г.) кризисы, Южная Корея уверенно входит в десятку крупнейших торговых государств мира. Если говорить о факторах, благодаря которым страна добилась экономического роста, можно выделить: национальную самоидентичность; конфуцианскую концепцию сыновьей почтительности и преданности правителю, ориентированность на семейные ценнос-

Исследование выполнено при финансовой поддержке Университета иностранных языков Ханкук в 2013 г. (This work was supported by Hankuk University of Foreign Studies Research Fund of 2013).

ти; приоритет образования и стремление сделать его доступным широким массам [Hwang, 2013].

Однако в начале XXI в. под угрозой оказалась традиционная ценность корейцев, появились семьи-кироги (по-корейски "кироги" - дикий гусь), члены которой выбирают раздельное проживание ради образования детей. В прессе и на телевидении можно встретить сообщения, рассказывающие об одиночестве, испытываемом отцами-киро-ги, живущими в отрыве от собственных детей, или о том, как некоторые из них, не вынеся подобной жизни, предпочитают самоубийство. Однако можно отметить, что к этой теме в корейском обществе привыкли, и теперь впору осмысливать тот факт, что семья-кироги меняет традиционную концепцию семьи, в прошлом ориентированную на родителей. Теперь приоритет - благополучие детей.

Отец-кироги. В общепринятом значении семья существует в качестве таковой, поскольку её члены - муж и жена, родители и дети, братья и сёстры и т.д. - проживают в едином пространстве, взаимодействуют каждый согласно своей роли. Случается, что члены семьи не могут проживать совместно. Обычно это происходит, когда выросшие дети отселяются после вступления в брак, один из членов семьи переезжает в другой регион, но во всех случаях отделившийся член семьи редко покидает страну [S&SI, 2004: 2].

В корейском обществе и в прошлом существовали формы раздельно живущих семей. В частности, с началом модернизации в первой половине 1960-х гг., люди часто отправлялись на заработки в другие регионы. Мать нередко меняла место жительства, чтобы ребёнок мог посещать престижную местную школу 3-й ступени (старшие классы), позволяющую поступить в вуз, что делало семью раздельно живущей. Это стало фундаментальной причиной, приведшей впоследствии к возникновению феномена семьи-кироги.

В 1970-х гг., когда корейские рабочие и специалисты отправлялись в командировки на длительные сроки, к примеру, на Ближний Восток, возникла форма семьи, члены которой были вынуждены жить раздельно более года. В 1980-х гг. число таких семей выросло. Рост корейской экономики, перемещение рабочей силы в регионы, развитие транспортной доступности, вовлечённость женщин в экономическую деятельность привели к росту "браков выходного дня"/"гостевых браков". С наступлением 1990-х гг. нередко отцу семейства приходилось ради работы переезжать в другой город, жена с детьми оставалась на прежнем месте, и семья фактически превращалась в "брак на выходные". Кроме того, корейцы стали отправлять детей за границу с целью изучения английского языка, а мать ехала с ними, чтобы обеспечить заботу и уход. Причиной увеличения такой формы обучения стала, прежде всего, отмена мер по ограничению образования за рубежом в раннем возрасте (1999 г.), а также то, что семьи, принадлежащие к среднему классу, ради обеспечения детей качественным образованием начали добровольно выбирать путь раздельного проживания. С этого времени отцы -кироги стали социальной проблемой 1991;

2004: 3-4].

В США и странах Западной Европы существуют подобные формы семей, схожие с корейскими семьями-кироги. Начиная с 1970-х гг. развивается форма отношений, когда один из супругов живёт отдельно из-за работы или по карьерным соображениям. Такой брак называют commuter marriage, т.е. брак, в котором супруги живут в разных городах. Однако подобное явление не рассматривается как ведущее к разъединению семьи и влекущее за собой серьёзные социальные проблемы [S&SI, 2004: 4].

Термин семья-кироги произошёл от выражения "кироги аппа", отец-кироги, неологизм, изобретённый корейскими СМИ. Одно время были в ходу выражения "отец-пингвин" (поскольку пингвины известны истовой любовью к потомству), а также "нахолло аппа", или "отец-"я один"" (отцы семейства, ведшие одинокое существование). Начиная с 2000-х гг. в качестве унифицированного термина используется выражение отец-кироги [S&SI, 2004: 3].

Существует несколько причин того, что прижилось именно это выражение. Во-первых, словосочетание "кироги аппа" было хорошо знакомо старшему поколению, так назывался популярный шлягер (в русском переводе "Отец-перелётная птица") начала 1960-х гг., исполненный знаменитой певицей И Мичжа, в котором пелось о печали расставания с членами семьи. В то время Корея была вовлечена в войну во Вьетнаме. В правительстве пришли к мнению, что песня с таким содержанием может вызвать негативное отношение к участию корейских солдат в этой войне. И в 1965 г. была запрещена её трансляция на радио и телевидении. Во-вторых, в Корее дикие гуси традиционно считаются символом гармонии между супругами [noS|, SëS, 2004: 3].

В международном сообществе заинтересовались корейским явлением отцов-ки-роги. "Нью-Йорк Таймс" 8 июня 2008 г. опубликовал статью, в которой подчёркивается одержимость корейских родителей образованием своих детей, феномен отца-кироги был представлен как образец самопожертвования. В статье рассказывалось, как в современную эпоху глобализации корейцы ради лучшего образования детей отправляют супругу с ребёнком за границу, а сами остаются в стране, смиренно принимая тяготы одиночества.

В настоящее время нет точных данных, но, согласно "Общему обследованию жилищных условий населения" Национального комитета статистики1, предполагается, что среди более 1,15 млн домохозяйств, в которых супруги, состоящие в браке, живут раздельно, семьи-кироги составляют примерно половину. Есть также данные Министерства образования, согласно и после 2004 г. ежегодно более 22 тысяч семей превращается в семьи-кироги. По "Результатам статистического анализа перемещения населения за границу за 2011 г.", количество людей, покинувших страну с целью обучения или стажировки за границей, составило 568 тыс. (в 2005 г. эта цифра немногим превышала 100 тыс. человек). Можно предположить, что число отцов-кироги составляет около 500 тыс. человек, ежегодно увеличиваясь на 5-10 тыс. человек.

К причинам возникновения феномена можно отнести, во-первых, мотивацию корейских семей, принадлежащих к среднему классу, дать детям хорошее образование. Они выбирают форму "транснациональной семьи" ради того, чтобы дети могли лучше говорить по-английски [т1®^, 1996].

Во-вторых, согласно традиционным ценностям, глава семьи должен самостоятельно овладеть знаниями, чтобы мудро и рационально управлять семьёй. Эта мысль рассматривалась как некий способ претворения в жизнь сыновьей почтительности и преданности. Целью образования номинально провозглашалось стремление стать "кунчжа", т.е. благородным мужем, однако на практике образование активно использовалось как средство достижения карьеры. Успех, достигнутый конкретным человеком, считался не только его личным, но также успехом его родителей и семьи [£lo о, 1994: 501]. Если человеку не представился шанс самому выучиться, он стремился такую возможность дать детям, осуществляя через них свою мечту или, исполнив таким образом свою роль в качестве главы семьи, мог не испытывать стыда перед предками, чем и утешал себя.

Желание любой ценой дать детям образование основывается на горькой решимости родителей ни в коем случае не передавать по наследству свою бедность. В семьях конфуцианского культурного пространства в большинстве случаев жизнь вращается вокруг детей. Это отличается от западного общества, где жизнь семьи преимущественно ориентирована на родителей. В Корее же после женитьбы интересы мужчин и женщин смещаются в сторону детей, они готовы на любые жертвы ради того, чтобы дать образование своим детям.

Корейцы строят общество, в котором во главу угла ставится образованность человека. Уровень образования выступает в качестве ва

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком