научная статья по теме ФЕНОМЕН ТЕЛЕВИДЕНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ФЕНОМЕН ТЕЛЕВИДЕНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Социологические науки Теория, методология и история социологии

Гвоздева Е.В.

ФЕНОМЕН ТЕЛЕВИДЕНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИй АСПЕКТ

Статья рассматривает феномен телевидения как средства массовой информации, возможности его влияния на духовный мир современного человека. Делаются попытки определить основные аспекты влияния феномена телевидения, а также причины такого влияния.

Ключевые слова: информация, информационные технологии, телевидение, воздействие.

TV PHENOMENON: THE SOCIOLOGICAL ASPECT

The article considers the phenomenon of television as a mass media, the possibility of its influence on the spiritual world of modern man. Attempts to identify the key aspects of the impact of the phenomenon of television, and the reasons for such an effect.

Key words: information, information technology, IV, intervention.

Информация бесценна для современного человека. Как бы ты ни жил, где бы ни был, ты понимаешь, что именно обладание информацией, а также возможностью ее контроля, обеспечивает человека реальной властью. Сейчас во всем мире средства массовой информации, ведущим из которых выступает телевидение, можно назвать наиболее важными информационными и развлекательными источниками. Они формируют общественное мнение, оказывают воздействие людей в различных аспектах, в том числе, в аспекте духовном.

При учете процессов, характеризующих современный этап развития социума и отражающихся в постоянном активном участии СМИ во всех сферах человеческой жизнедеятельности, можно отметить то, что влияние именно средств массовой информации на духовную атмосферу в обществе усиливается.

В этом контексте в России наибольшая воздействующая сила принадлежит телевидению, которое является для множества российских граждан основным источником информации. Во многом проблемой здесь является то, что низкосортная телепродукция, которая заполняется сейчас эфирное время, часто оказывает на общество в целом негативное воздействие, в том числе, на мировоззрение и духовный мир его членов, и это влияние зачастую можно назвать антигуманным и антисоциальным.

Отличительные черты телевидения - это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче1.

На данный момент мир аудиовизуальных образов активнейшим образом входит во все сферы социокультурной жизни, оказывая косвенное влияние даже на индивидумов, предпочитающих телевизору другие формы досуга. Телевидение сейчас выступает важным элементом жизни любого человека, поэтому его качественные характеристики необходимо учитывать при исследовании жизни людей, при исследовании их духовного мира. Наиболее активным образом телевидение оказывает воздействие на детей, подростков и молодежь.

Цель нашего исследования - рассмотреть телевидение как социокультурный феномен.

1 Ковалёв A.A. Телевидение и Интернет в цивилизации «третьей волны» // Россия и Европа: диалог культур: сб. материалов научной конференции кафедры истории, истории культуры и музееведения МГУКИ. - М.: Экон-информ, 2010. С. 96-101.

Социальной роли телевидения, вопросам его эффективности посвящаются работы следующих отечественных ученых: Т. Адамьянц, Г. Андреевой, А. Алексеева, Н. Богомоловой, Т. Дридзе, Б. Грушина, В. Бойко, Л. Федотовой, П. Гуревича, Я. Засурского, Ю. Левады, В. Ко-робейникова, В. Мансурова, В. Ядова и др.

Уникальность телевидения заключается в том, что оно является одновременно объектом и субъектом исторического процесса и представляет собой многогранную, противоречивую летопись нашей страны. История становления и развития отечественного телевидения является неотъемлемой частью истории России.

Телевидение - это генерализация непосредственного (неопосредованного печатным текстом, а также неподвижными фотографиями газет) общения с различными людей в самых различных обстоятельствах. Безусловно, эта неопосредованность во многом иллюзорна, так как между зрителем и телевизионным изображением стояла сложнейшая техническая структура, однако она, как таковая, не осознавалась и выводилась за скобки2. Владимир Саппак в исследовании «Телевидение и мы» ставит в центр феномена телевидения именно межличностное общение со всеми его эмоциями, подчеркивая силу магии личности на экране3.

Телевидение постепенно привело к осознанию единства мира вне зависимости от социального происхождения людей, их пола, сферы занятий, возраста и т.д. С помощью телевидения массовая культура постепенно стала всеобъемлющим общемировым явлением, и по отношению к телевидению теперь могут самоопределяться различные общественные и культурные течения4.

Широко представленные на телевидении информационные технологии выступают сейчас как средство управления общественным сознанием. К таким средствам относятся избирательные технологии, рекламные технологии, нейролингвистическое программирование, политические и другие технологии в социальной сфере. Рекламная и политическая информация по большей части доставляется потребителю «бесплатно», ее изготовление и доставку оплачивают заказчики, заинтересованные в формировании спроса на определенные товары и идеи. Потребитель расплачивается потом, когда покупает рекламируемые товары или способствует реализации рекламируемых идей.

В соответствии со статистикой, средний потребитель информации проводит перед телевизором примерно четыре часа ежедневно, и этого времени достаточно, чтобы в сознании части зрителей и слушателей было сформировано представление, нужное заказчику5.

Эффективность информационного манипулирования определяется процентом субъектов, поддавшихся внушению. Современная техника опросов позволяет приближенно оценить этот процент, который, конечно, зависит от нескольких факторов - искусства программистов, интенсивности и продолжительности рекламы, характера внушаемой информации, психологического состояния и общей информированности адресатов, а также количества используемых альтернативных источников информации.

При рассмотрении роли телевидения как социокультурного феномена, нужно учитывать, что, хотя информация, которая распространяется при помощи телевидения, адресована массам, ее воспринимает (принимает или отвергает) конкретная личность. Целостность личности

2 Березин В.М. Массовая-коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М. Березин. М.: РИИ-холдинг, 2013. - 174 с.

3 ГолядкинH.A. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения // URL: http://edu.of.ru/medialibrary/default.asp?obno=43396 (дата обращения - 12.04.2010).

4 Молчанова E.H. Телевидение в культуре современного информационного общества: дис. канд. филос. наук : 09.00.13 / E.H. Молчанова; Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь, 2005. - 149 с.

5 ЕлинерИ.Г. Мультимедийная культура и современное общество / И.Г. Елинер. СПБ.: Родные просторы, 2008. - 530 с.

в ее соотнесенность с целостностью и направленностью общепринятой культуры, определяется достижение целевых установок, на которые ориентирована деятельность телевидения.

Специфику деятельности телевидения определяет следующее: в сообщениях, которые транслируются при помощи телевидения, происходит раскрытие искусственного символического мира, при помощи этого определенные образцы, эталоны поведения, нормы морали, художественные вкусы культивируются, и именно они и ориентируют людей на то, что существенно и важно, что хорошо и плохо, что правильно и неправильно, что благородно и низменно, что с чем взаимосвязано и каким образом.

Телевидение воздействуют через многообразия каналов на духовный мир личности в соответствии с чем оно способно ориентировать развитие духовного мира, и, значит, жизненных траекторий людей в различных направлениях, в том числе, в направлении его гармонизации, создание условий, материальных и духовных, формирование личности идейно зрелой, нравственно развитой, духовно богатой.

При этом следует учитывать следует учитывать, что телевидение лишено такой существенной черты, как ответ, идущий от реципиента (от публики) к источнику информации. В тех же случаях, когда зрители откликаются на ту или иную информацию, их ответ имеет либо частный характер (индивидуальные письма), либо обладает многоосмысленностью (в случае массовых откликов), что требует дополнительного социологического анализа полученных материалов, сопоставления этого анализа с другими показателями распространенности средств массовой информации и пропаганды, тематической направленности их деятельности, содержания и формы подачи сообщений и др.

Таким образом, телевидение - это важнейший социокультурный феномен нашего времени, огромная важная внутренняя сила, которая обладает огромнейшим влиянием, и это влияние невозможно переоценить. При этом, естественно, несмотря на множество программ и передач большинство телезрителей смотрят основные программы, так называемые программы центрального вещания, через которые возможно массовое воздействие на умы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменко А. Жанр реалити и его особенности на российском телевидении // URL: http://www.psujourn.narod.ru/vestnil<="" p="">

2. Багиров Э.Г. Телевидение. ХХ век / Э.Г. Багиров, И.Г. Кацев. М. : Искусство, 1968. - 304 с.

3. Байтельман Я*. Интерактивное телевидение // URL: http://www.btlr.com/jb/articleiTV. html (дата обращения 10.09.2010).

4. Березин В.М. Массовая-коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М. Березин. М.: РИИ-холдинг, 2013. - 174 с.

5. Варичева Е.Г. Роль медиа в формировании актуальной картины мира / Е.Г. Варичева // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2008. - С. 99-105.

6. Визильтер В. Телевидение: Закадровые нескладушки / В. Визильтер. М.: Грифон, 2008. - 176 с.

7. Гамалей Г.Н. Телевизионная анестезия новая реальность. Опыт динамического анализа / Г.Н. Гамалей // Наука телевидения: науч. альманах. - М.: ГИТР, 2004. - Вып. 1. - C. 18-28.

8. Голядкин H.A. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения // URL: http://edu.of.ru/medialibrary/default.asp?obno=43396 (дата об

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком